Основные тенденции развития международных отношений

Современный этап международных отношений характеризуется масштабностью перемен, связанных с распадом СССР и «мировой социалистической системы», выходом на мировую арену бывших советских республик в качестве самостоятельных государств, завершением «холодной войны» и ликвидацией блоковой разделенности мира. В развитии международных отношений можно выделить следующие тенденции.

1. Рассредоточение власти, обусловленное упразднением биполярной системы международных отношений, при которой господствующее положение в мире занимали две сверхдержавы – США и СССР, в орбиту противостояния которых были втянуты практически все участники мировой политики. В настоящее время формируются новые мировые центры экономического и политического влияния. При этом одни аналитики считают, что сегодня складывается система коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии, другие говорят о становлении региональных центров влияния (Канада – США – Мексика), третьи признают США единственным мировым лидером. Существуют и другие прогнозы относительно возникновения тех или иных «центров силы» в международной жизни.

При всем разнообразии взглядов и мнений в мировом сообществе все больше утверждается позиция, исключающая абсолютное лидерство отдельных государств. Доминирующей тенденцией становится формирование многополюсного мира, что порождает альтернативы развития и открывает новые возможности для мирного разрешения международных споров и конфликтов.

2. Деидеологизацию международных отношений – преодоление конфронтационного представления о мире, основанного на принципах противоположности и борьбы двух общественно-политических систем. Освобождение от идеологических предрассудков и стереотипов, связанных с длительным периодом «холодной войны», разделением народов и государств на два враждебных лагеря, предполагает признание взаимозависимости и целостности современного мира, отказ от попыток решать проблемы международных отношений силовым путем, стремление согласовывать и находить общие подходы к решению ключевых проблем мировой политики.

3. Новое понимание безопасности, в соответствии с которым вопросы обеспечения национальной безопасности должны решаться в неразрывной связи с укреплением коллективной и всеобщей безопасности. Сегодня становится все более очевидным, что ставка на силовое давление в целях национальной самообороны перестает быть эффективной. Система коллективной безопасности позволяет рассчитывать в борьбе с агрессором на многонациональные силы, военный и экономический потенциал других стран. Это существенно сокращает национальные расходы на военные нужды, ограничивая их уровнем разумной достаточности.

4. Развитие новых форм международного политического взаимодействия, связанных с разработкой методов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов. В современных условиях все большее значение придается созданию системы действенных гарантий обеспечения мира. С этой целью образуются такие организации, как межгосударственные, региональные центры по предупреждению военных конфликтов, формируются механизмы постоянных переговоров, независимой экспертизы в военно-политической сфере. В настоящее время переговоры все чаще рассматриваются как процесс поиска взаимоприемлемых решений, когда стороны идут на взаимные уступки и проявляют стремление к устранению основы конфликта.

5. Демократизацию и гуманизацию международных отношений – тенденции, отражающие «человеческое измерение» внешней политики, ее глубокую связь со степенью демократичности внутриполитического устройства общества. Эти тенденции проявляются в углублении мирового сотрудничества, увеличении числа участников международных связей, развитии самых разнообразных контактов между представителями политических партий, общественных движений, церковных, культурных, спортивных и других организаций.

Это также означает сотрудничество, доверие и взаимопомощь свободных правовых государств и гражданских обществ; приоритет общечеловеческих ценностей; обмен научными результатами и культурным достоянием; преодоление отсталости и нищеты; гармонизацию отношений между человеком, обществом и природой; установление нового мирового политического, экономического, информационного порядка.

Гуманизация международных отношений проявляется сегодня и в конкретных делах, когда мировое сообщество оказывает помощь голодающим, больным, беженцам, жертвам природных катастроф, насилия, политической дискриминации, всем терпящим бедствие в любых уголках земного шара. Все чаще мировое сообщество выступает против различных антигуманных явлений – терроризма, экстремизма, религиозного фанатизма, национализма и т. п. Обращения, рекомендации, которые принимаются международной общественностью, иногда оказывают определенное влияние на позиции тех или иных государств.

Действенный демократический контроль над внешней политикой и системой международных отношений сегодня рассматривается как одно из важных условий устранения военной угрозы и обеспечения безопасности народов и всех участников мировой политики.

20 билет.

1. Основные черты общедемократической концепции прав человека (по Фарукшину!)

· утверждение абсолютной ценности человека, ее приоритета над государством

· естественный прирожденный характер прав человека

· приоритет права на жизнь

· единство трех категорий прав:

Права 1 поколения – личные и политические права (право на жизнь).

Права 2 поколения – социально-экономические права (право на собственность, на труд).

Права 3 поколения – коллективные права, делающие акцент на экологические и культурные права (право на мир и социальное развитие, здоровую экологическую внешнюю среду, приобщение к культурным ценностям).

· единство прав и обязанностей

Их единство вытекает из принципа равноправия членов общества, ибо равноправие предполагает как равенство прав, так и равенство обязанностей.

· необходимость реальных гарантий осуществления прав и свобод

Гарантии прав и свобод – это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, стредств, способов, процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Система гарантий прав и свобод:

· социально-экономические (материальные) – стабильность экономики, отношений собственности, эффективной налоговой системы и собираемости налогов.

· Политические – демократический характер власти и сообтветствующий государственный режим, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества.

· Юридические – правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.

2. Международная политика и национальные интересы России

Международная политика – это политическая деятельность субъектов международного права (государств, международных организаций), связанная с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней.

Два вида политики - внутренняя и внешняя. Три трактовки взаимосвязи внутр и внеш политики:

1.согласно исторически более ранней версии приоритет имела внешняя политика

2.из внутренней политики выводится внешняя

3.исходит из равноправности внутр и внеш политики. Степень взаимовоздействия.

Внешняя политика –способ поведения, который принимает гос-во, проводя свои интересы в отношениях с другими субъектами межд отношений.

Главный принцип внешней политики – стремление не нанести ущерба интересам предоставляемого им общества; сохранение целостности государства, обеспечение нац без-ти, содействие эконом развитию, защита нац престижа.

Детерминанты внешней политики:

· Стратегическое положение государства

· Демографическое состояние (степень зависимости обороны)

· Уровень экономического развития

· Идеологический фактор

Особенности международной политики:

· Субъектами межд. Политики являются проблемы общие для всего мирового сообщества (угроза ядерного конфликта, терроризм, нехватка энергоресурсов)

· Межд. Политика – совокурный результат деятельности огромного чиста участников сежд отношений, каждый из которых преследует свои интересы и стемится повлиять на мировую политику в сообтветствии с этими интересами

· В межд жизни, в отличие от внутренней, нет центрального ядра власти и управления. Регуляторы межд политики не обладают той степенью императивности, как во внутре-государственных отношениях.

Так же субъектом межд политики являются международные отношения – это совокупность интеграционных связей между государствами и неправительственными организациями.

Основой содержания международной политики каждого государства является национальный интерес.

Национальный интерес – это осознание потребностей национального государства и отражение их в деятельности его лидеров.

Концепция «национального интереса» была разработана Г. Моргентау, который выделил три элемента национального интереса:

1) природа интереса, который должен быть защищен;

2) политическое окружение, в котором действует интерес;

3) рациональная необходимость, ограничивающая выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

По Г. Моргентау, внешняя политика государства должна опираться на физическую, политическую и культурную реальность. Такой реальностью выступает нация. Все нации мира стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности – потребности физического выживания. В мире, разделенном на взаимно враждебные блоки, все нации стремятся к защите своей физической, политической и культурной идентичности от угрозы разрушительного внешнего вторжения.

Концепция Г. Моргентау отвечала реалиям биполярного мира (СССР – США, социализм – капитализм). В наши дни любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать также интересы других государств; охраняя собственную безопасность – воздерживаться от посягательства на безопасность других государств.

Национальная безопасность – это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права.

В современных условиях национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасностью. Подлинную всеобщую безопасность можно обеспечить лишь на путях развития партнерства и сотрудничества.

21 билет.

1. Основные права и свободы человека и гражданина в РФ.

Права 1 поколения – личные и политические права (право на жизнь).

Права 2 поколения – социально-экономические права (право на собственность, на труд).

Права 3 поколения – коллективные права, делающие акцент на экологические и культурные права (право на мир и социальное развитие, здоровую экологическую внешнюю среду, приобщение к культурным ценностям).

· единство прав и обязанностей

Их единство вытекает из принципа равноправия членов общества, ибо равноправие предполагает как равенство прав, так и равенство обязанностей.

· необходимость реальных гарантий осуществления прав и свобод

Гарантии прав и свобод – это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, стредств, способов, процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Система гарантий прав и свобод:

· социально-экономические (материальные) – стабильность экономики, отношений собственности, эффективной налоговой системы и собираемости налогов.

· Политические – демократический характер власти и сообтветствующий государственный режим, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества.

· Юридические – правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.

Международные акты по правам человека

Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948)

Конвенция о правах ребенка (1989)

Декларация прав ребенка (1959)

Международный Пакт о гражданский и политических правах (1966)

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

§ признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

§ осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;

§ равенство мужчины и женщины;

§ приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

§ строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

§ запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

2. Глобальные проблемы современности

Главная проблема – обеспечение безопасности.

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

К глобальным проблемам современности относятся:

§ проблема Север-Юг;

§ проблема бедности;

§ продовольственная проблема;

§ энергетическая проблема;

§ проблема экологии и устойчивого развития;

§ демографическая проблема;

§ [[проблема развития человеческою потенциала];

§ проблема освоения Мирового океана.

Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.).

Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.

Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых. Ее решение будет во многом зависеть от эффективного использованияприродных ресурсов, научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства и от уровня государственной поддержки.

Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас прежде всего за счет замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне мировых цен на энергоресурсы и серьезно влиять на динамику спроса и предложения, а также производства и потребления энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации.

Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития. Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.

Защита окружающей среды является важной частью развития. В 70-х гг. 20 века экономисты осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.

Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.

Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост продовольствия и поэтому население мира неизбежно беднеет. Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на экономический рост.

Многие специалисты считают, что действительная проблема — не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:

§ слаборазвитость — отсталость в развитии;

§ истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.

Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Нарастающая глобализация, взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз, от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана — это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

22 билет.

1.понятие,субъекты и виды политического сознания

политическое сознание - это представления и установки субъектов политики. Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценнос­тями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.

Политическое сознание тесно связано с политическим поведени­ем, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным поли­тическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение челове­ка, то есть на его активность и деятельность.

Обычно, анализируя политическое сознание, выделяют две ос­новные группы составных частей этого явления: познавательные и мотивационные. К познавательным относят знания о политике, инте­рес к политическими явлениям и убеждения. К мотивационным — по­требности, ценности, чувства и установки. В действительности доста­точно сложно выделить тот или иной элемент политического сознания в чистом виде и однозначно отнести его к познавательному блоку или мотивационному. Все эти элементы достаточно тесно переплетаются между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Субъектами политического сознания выступают различные социальные группы – классы, сословия, нации, возрастные, профессиональные, территориальные группы. По этому же принципу выделяют массовое и элитарное политическое сознание.

виды:

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);-формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.В этом смысле политическое сознание - особый, политизированный сегмент массового сознания. Структурно массовое политическое сознание включает статичные (типа ценностей и "общих ориентаций") и динамичные (типа массовых настроений) компоненты. В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий; во-вторых, социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.); в-третьих, быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т.д. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведекия. Наиболее распространенный способ выявления массового политическое сознание - опросы общественного мнения по политическим вопросам.

групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.политическое сознание рассматривается как обобщенное сознание конкретных - больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, "правительственная военная хунта", политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т.п.) групп, связанных с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политической системе и особенностей группового самосознания, такое политическое сознание трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания - анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп.

массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс). Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением. политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, "политического человека", способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Здесь наиболыпий интерес представляют субъективно-психологические особенности, типовые характсристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике как особой сфере деятельности, а также изучение процессов политической социализации личности, способов, используемых индивидом для овладения массовым и разными групповыми политическими сознаниями, а также для выработки собственного политического сознания на индивидуальном уровне. Анализ механизмов, управляющих функционированием политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов: мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания - личностно-психологическое исследование, а также выделение социально-политических типов личности в отношении политического сознания.

2. Типы политических инноваций

инновация - это целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрение новых, относительно стабильных элементов.

типы:

1. нововведние в области конкретной политики (смена приоритетов в политике, методов осуществления конкретной политики)

2. инновации организационно - административного типы (реорганизация структуры гос аппарата в связи с изменениями его функций, масштабная смена кадрового персонала в связи с постановленным перед аппаратом принципом новых задач)

3. структурно - институционные инновации (главный инструмент - коренная смена целей развития общества перераспределение власти и т.п.)

1 и 2 типы - нововведения в системе, направленные на совершенствование существующей системы, на исправление ее недостатков. 3 тип - это изменение самой системы.

23 билет.

1. структура и функции политического сознания

Политическое сознание имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания — это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений.

Выделяют три уровня политического сознания:

1. Обыденный - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия политической жизни общества; они выражаются в сумме наблюдений и представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе. В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания выступает общественное мнение, как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества.

2. Эмпирический - это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. И первому и второму уровню присущи чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Эти несистематизированные взгляды и чувства, складывающиеся стихийно в процессе практической деятельности, составляют сферу политической психологии.

3. Теоретический - это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Она представляет собой систему взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о существенных закономерных связях и отношениях социально-политической действительности. Система теоретически обоснованных взглядов и идей составляют политическую идеологию.

Таким образом, в структуре политического сознания различают уровни политической психологии и политической идеологии.

Политическая психология нередко имеет более существенное значение для политики, чем другие формы политического сознания. Она представляет собой совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей) политического поведения и непосредственного взаимодействия с институтами. Политическая психология обобщенно характеризует подобные (от индивидуальных до массовых) аффекты. При этом она включает в себя как универсальные чувства и эмоции человека, специфически проявляющиеся в политической жизни (например, гнев, любовь, ненависть и др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни (чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства подвластности государству и т.п.). Однако различная роль этих чувств и эмоций предопределяет двоякое значение психологии в политической жизни. Неустранимость из политической деятельности универсальных психических способов взаимодействия и общения людей превращает психологию в своеобразный универсальный измеритель всей политики в целом. Иными словами, власть, государство, партии, разнообразные политические поступки субъектов, а также другие явления политики представляются как те или иные формы психологического взаимодействия людей. В связи с этим в политологии сложилось целое направление, представители которого абсолютизируют роль психологических факторов. Они однозначно сводят все причины возникновения революций и тираний, демократизации или реформирования государства и общества к психологическим основам политического поведения людей. Даже массовые политические процессы объясняются психологическими качествами индивида или малой группы (Э. Фромм, Г. Олпорт, Е. Богарус и др.). В этом случае «человек политический» понимается как продукт личностных психологических мотивов, перенесенных в публичную сферу (Г. Лассуэлл). Сама же политика практикуется как «явление психологическое в первую очередь, а потом уже идеологическое, экономическое, военное и др.».

политическая идеология введена в 1796г Антуан Дестют де Трасс в "Проект идеологии". Маркс и Энгельс считали, что идеология - извращенное сознание. Идеологию можно определить как совокупность систематичных взглядов, отражающих групповых интересы и цели в форме ценностей и программ практического действия. идеология - более высокий уровень обещственного сознания по сравнению с обыденным сознанием. Она есть продукт сознательного интеллектуального творчества.

функции:

С ролевой точки зрения:

регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

2. понятие и виды полит. инноваций. инновация как форма социального и политического прогресса.

В России не разрабатывалась проблема инноваций. Потому что в советское время такая идея была преступной.

" Инновация " появилась в научных исследованиях культур в 19в, в качестве введения некоторых элементов одной культуры в другую.

В отечеств. науке это связывается с научно - техническим прогрессом, в социально - политической сфере инновация не рассматривается.

Инновация - целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы. Это переход из одной системы в другую с появлением новой.

виды:

1. нововведние в области конкретной политики (смена приоритетов в политике, методов осуществления конкретной политики)

2. инновации организационно - административного типы (реорганизация структуры гос аппарата в связи с изменениями его функций, масштабная смена кадрового персонала в связи с постановленным перед аппаратом принципом новых задач)

3. структурно - институционные инновации (главный инструмент - коренная смена целей развития общества перераспределение власти и т.п.)

1 и 2 типы - нововведения в системе, направленные на совершенствование существующей системы, на исправление ее недостатков. 3 тип - это изменение самой системы.

инновация как форма социального и политического прогресса выражается в следующих стадиях:

1. осознание неблагополучия признаков, указывающих на необходимость изменений. признаки в виде противоречий переменности проблем.

2. социальная и политическая диагностика. Решается вопрос, какие новые явления следует поддержать и какие негативные явления устранить/ предотвратить. если противоречия имманентны, их не преодолеть без смены системы (перестройка, ускорение)

3. внедрение инновации, что проявляется в виде политически - упарвленческого решения и его реализации, либо возникновения принципиально новых полит. институтов и системы в целом. Инновации: а) зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск соответствующих людям изменений; б) освоение - внедрение, эксперимент; в) диффузия - многократнотное повторение нововведения; г) рутинизация - приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и в итоге - моральное старение инновации.

нововведнеи в противоречии меж потребностью в изменениях и потребностью в стабильности.

антипод стабильности - дезорганизация и хаос.

специфика полит инновации - в связи со сферой власти, властных отношений. они могут касаться организации власти.

Билет № 24.

1. Условия и механизмы становления и формирования политического сознания

Исходной составляющей в формировании политического сознания является психика человека.

В формировании полит. Сознания участвуют 3 источника:

- Семейное окружение человека;

- Социально- политическое пространство и информация.

- Личный опыт индивида.

Становление личности гражданина, члена той или иной политической системы происходит в процессе политической социализации, которая формирует политическое сознание и политическое поведение индивида.

Социализация (от лат. socialis - oбщественный) обозначает процесс активного воспроизводства индивидом социального опыта в его деятельности и общении. Политическую социализацию определяют как «процесс активного воспроизводства индивидом политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Политическая социализация индивида - это процесс, в ходе которого у него формируется определенная картина политического мира, накапливается опыт политической деятельности и политического общения.»

Процесс политической социализации индивида заключается в усвоении им политической культуры, которая представляет собой «совокупность общепринятых ценностных ориентаций, убеждений и норм политического жизни общества.»

Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы.

Самый широкий - международный уровень, - охватывает международное сообщество в целом, межгосударственные и неправительственные международные организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном мире ценности, нормы, факторы, такие, как демократия, права человека, толерантность и т.д.

Социальный уровень охватывает общество в целом и большие социальные группы, классы, профессии, национально-этнические общности и т.п. На этом уровне на индивида воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, социально-экономические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и т.п.

На личностном уровне политической социализации индивид испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг его общения и оказывающих прямое влияние на его политическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации на этом уровне можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к существующим политическим условиями и сформировать собственное политическое мировоззрение.

Политическая социализация по-разному трактуется в науке, ученые акцентируют внимание на различных ее сторонах и гранях. Сам термин «политическая социализация» был введен в политическую науку в 1959 г. американским политологом Г. Хайменом и в дальнейшем получил широкое распространение.

Ставшая классической теория политической социализации, разработанная чикагскими учеными под руководством Д. Истона, трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддержавших эту теорию американских ученых (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс) акцентировали в этой связи внимание на взаимодействии человека с политической системой и ее институтами, рассматривая социализацию как процесс ролевой тренировки человека.

К. Луман и А. Гелен интерпретировали политическую социализацию как аккультурацию, то есть освоение человеком новых для себя общественных ценностей.

Ученые, работающие в русле психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм) главное внимание уделяли исследованию бессознательных мотивов в политической деятельности, понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений.

Все исследователи сходятся в том, что неуспешная политическая социализация, отсутствие у человека необходимых знаний, умений и навыков лишает его возможности адаптироваться к политической сфере общества и использовать ее механизмы для защиты своих интересов. Именно поэтому Д. Истон и Р. Гесс рассматривали политическую социализацию как средство, с помощью которого члены политической системы приобретают три вида основных жизненных ориентаций:

а) определенную сумму общепринятых политических знаний, совместно разделяемых представлений о природе политического процесса, деятельности политических лидеров;

б) политические ценности, рассматриваемые как наиболее общие цели, к которым, по мнению индивидов, должна стремиться система;

в) установки, с которыми индивид подходит к политическим объектам (доверие, согласие, симпатии, почтительность или апатия, недоверие, враждебность).

Выделяют первичный и вторичный этапы политической социализации. Первичная политическая социализация происходит в детстве. Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается с 3-х лет. При этом базовые детские впечатления играют важную роль в рассматриваемом процессе. Они связаны с началом социальной идентификации ребенка и удерживаются наиболее прочно.

2. Специфика и стадии политических инноваций.

Под понятие инновация попадает не все новое. Инновацией не является то новое, что возникает на смену старому естественным путем. Нововведениями нельзя считать те многочисленные усовершенствования, которые не имеют существенной новизны. Нововведением является значительная новая идея, которая пока не внедряется, но имеет большой потенциал в жизнеспособности и возможной эффективности.

С точки зрения Аллахвердяна А.Г. инновация (нововведение) в социально-психологическом аспекте представляет собой создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. При этом он различает социально-экономические, организационно-управленческие, технологические инновации.

Под инновационным процессом в политике имеется в виду:

а) порождение новых политических структур, объектов, событий;

б) возникновение новых видов политических процессов;

в) появление на политической арене новых политических субъектов;

г) различного рода комбинации этих процессов.

Структура инновационного процесса в политике представля­ет собой следующие этапы:

а) формирование социальной среды, на базе которой вырас­тает инновация;

б) выделение из социальной среды субъектов - носителей нового содержания; благодаря активности субъектов формируют­ся новые политические ценности и образцы поведения, которые утверждаются на первых этапах с большим трудом;

в) выдвижение представителей данной социальной общности и формирование прототипов политического сознания и поведения, общепринятых в данной общности и способных выдержать давле­ние со стороны других общностей;

г) диффузия инновации в другие социальные среды, появ­ление на нее моды;

д) институционализация инновации и формирование особой группы/людей, занимающихся ею профессионально;

е) рутинизация инновации и превращение ее в обычные со­бытия, институты или процессы.

Политические реформы необходимы любому обществу. Иначе общество вступает в стадию застоя. Политическая система может лучше адаптироваться к изменениям.

Билет №25.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: