Формы государства. Форма государства – специальный термин, используемый для обозначения внутреннего устройства государства

Форма государства – специальный термин, используемый для обозначения внутреннего устройства государства, форм организации власти и ее устройства. Она имеет две стороны: форму правления государства и форму гос.устройства.

Форма правления государства – способ организации власти по горизонтали, между верховными гос.органами. Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть неизбираемому лицу (по наследству, пожизненно) или выборным институтам (периодически сменяющийся, избираемый населением) – парламенту или президенту. По давним юридическим канонам выделяют монархию и республику. Критерий разграничения форм: кто выступает источником власти – сам монарх или делегирующий полномочия выборным органам народ. Главный критерий – ответственность правительства – перед монархом, президентом или парламентом. Отсюда выделение монархической, президентской и парламентской систем.

Монархия – (греч. единовластие, единодержавие) – абсолютная и дуалистическая. Абсолютная – вся власть в руках монарха, парламент отсутствует, разделения властей нет. Дуалистическая (в прошлом Пруссия, Австрия, Италия, Румыния, сейчас ярко выраженных нет) – есть парламент (роль номинальна), монарх – глава исполнительной власти, он формирует правительство, ему принадлежит право вето и право роспуска парламента.

Президентская система (США, Сирия, Зимбабве, большинство стран Лат.Америки) – всенародно избранный президент самостоятельно решает вопрос о назначении и увольнении членов правительства. Сроки нахождения у власти жестко фиксированы. Парламент не может отправить правительство в отставку и не может сместить президента (искл.: импичмент), а президент не может распустить парламент. Система сдержек и противовесов (парламент принимает закон, президент – вето). Президент – главнокомандующий вооруженных сил.

Парламентская система (большинство стран Зап.Европы, Австралия, Израиль, Индия, Канада и т.д.) – правительство формируется парламентом, вотум недоверия правительству со стороны парламента. Правительство во главе с премьером осуществляет фактическое управление, а формальный глава государства осуществляет символические действия.

Смешанные формы. Премьерско-президентская, полупарламентская (Франция, Австрия, Финляндия) – президент представляет кандидатуры на министерские посты парламенту, смещение правительства – прерогатива парламента.

Президентско-парламентская, полупрезидентская (Россия, Перу, Эквадор) – президент назначает и смещает членов правительства, правительство несет двойную ответственность – перед президентом и парламентом, президент имеет право роспуска парламента, а у парламента есть право выразить вотум недоверия правительству. Равная власть президента и парламента перед правительством.

  Президентская, США Парламентская, Германия П/президент, Россия П/парламент, Швейцария
Глава гос-ва избирается всенародно + - + -
Правительство подотчетно перед парламентом - + + -

Форма государственного устройства – организация власти по вертикали, распределение предметов ведения и полномочий между центральной и региональной властью – унитарная и федеративная.

Унитарное государство – единое и неделимое государство, состоящее из адм-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. (Великобритания, Франция, Италия и др.) Признаки:
- единая конституция
-единая система высших органов гос.власти
-единая территория, которая делится на адм-территор единицы, которые подчинены центральной власти
-единое гражданство
-единая правовая система
-единая судебная система
-территориальные единицы лишены права вступать в международные контакты

Централизованное (Швеция, Дания) – органы адм-терр единиц обладают незначительной автономией от центра. Децентрализованное (Великобритания, Франция) – регионы пользуются значительной автономией и самостоятельно решают часть вопросов (образование, ЖКХ и др.)

Федерация – сложное (союзное) государство, состоящее из гос.образований – субъектов федерации (штаты в США, земли в ФРГ, провинции в Канаде), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Признаки:
-наряду с конституцией союза существуют конституции субъектов федерации
-решения принимаются не только союзом, но и союзом совместно с субъектами
-субъекты имеют собственные органы власти. На общефедеральном уровне парламент имеет две палаты, одна из которых выполняет функцию представительства субъектов федерации, вторая – функцию общенационального представительства
-территория федерации не представляет собой единого целого, состоит из субъектов
-двойное гражданство – союзное и субъекта
-право субъектов иметь собственную правовую и судебную систему, которая не противоречит союзной
-субъекты имеют право на ограниченную международную деятельность (зарубежные представительства, научные и культурные обмены)
-субъекты не могут расторгнуть федеративный договор и в одностороннем порядке выйти из состава федерации (отсутствует право сецессии)

Конфедерация – форма единения нескольких суверенных государств. (Австро-Венгрия до 1918г.) Образуется на основе договора между государствами, которые создают этот союз для осуществления определенных совместных задач (вопросы войны и мира, формирования единой армии), при этом государства, входящие в конфедерацию, сохраняют свой суверенитет. Следует рассматривать как переходную форму союза государств: она может при определенных условиях перерасти в федерацию или прекратить свое существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: