Качество - совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность удовлетворить (обусловленные или предлагаемые) потребности.
Качество является количественной характеристикой потребительной стоимости, внешней формой, в которой она проявится.
Качество объективно.
Качество измеряется системой показателей являющихся количественной характеристикой свойств продукции (услуг).
Качество измеряется:
а) по характеризуемым свойствам качества продукции. Сюда относятся назначение объекта, наземность, технологичность, эргономичность, транспортабельность и пр.;
б) по стадиям жизненного цикла (прогнозируемые, проектные, строительные, эксплуатационные характеристики);
в) по единицам измерения (натуральные и стоимостные, общие и удельные, нормируемые и ненормируемые и т.п.).
Для измерения уровня качества используют понятие уровня качества.
Уровень качества - относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.
|
|
Затраты на обеспечение качества - совокупные издержки, обусловленные необходимостью достижения общественно необходимого качества продукции.
С определённой позиции, все затраты на создание какого-либо объекта можно представить как сумму затрат на достижение наземных аспектов качества (долговечность, прочность, эстетичность).
В зависимости от спроса на рынке на те или иные составляющие качества формируется модель объекта с максимально эффективными затратами.
В мировой практике существует бонификация (способ оплаты, связанный в основном с премированием за качество поставляемых товаров или выполняемых работ по заранее оговорённым правилам).
Оценка уровня качества продукции — совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Содержание операций оценки уровня качества на различных этапах жизненного цикла продукции и последовательность их проведения представлены на рис. 1.
Рис. 1. Операции оценки уровня качества продукции на различных этапах ее жизненного цикла
1. Оценка проектного качества продукции (разработка продукции):
§ установление класса и группы продукции;
§ выбор и обоснование номенклатуры показателей качества продукции;
§ выбор базового образца;
§ выбор метода определения значений показателя качества;
§ определение численных значений показателей.
2. Оценка качества изготовления продукции (производство продукции):
|
|
§ установление методов и средств контроля качества;
§ выбор метода определения значения показателя качества;
§ определение фактических значений показателей качества;
§ оценка уровня качества изготовления по показателям дефектности.
3. Оценка качества в эксплуатации (потреблении):
§ установление способа сбора и получения информации о качестве;
§ определение фактических показателей качества;
§ определение полезного эффекта и суммарных затрат;
§ оценка рекламаций;
§ получение результатов оценки и принятия решений
36. Издержками производства и обращения являются затраты предприятия, которые возникают в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности.
Если фирма занимается производственной деятельностью, то она рассчитывает издержки производства. Если фирма занимается сбытовой, снабженческой, торгово-посреднической деятельностью, то она рассчитывает издержки обращения, связанные с процессом доведения товаров и услуг до потребителей.
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) ресурсов.
При изучении состава издержек производства и обращения используются группировки затрат по различным признакам.
В соответствии с экономическим содержанием затраты на производство и реализацию продукции подразделяются на:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация основных фондов;
5) прочие затраты.
По способу распределения между видами производимой продукции выделяют:
1) прямые затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретные виды продукции (работ, услуг) и распределены между ними;
2) косвенные затраты, связанные с выпуском нескольких видов продукции. Они распределяются по видам изделий, работ или услуг на основании экономических расчетов.
По связи с объемом производства выделяют:
1) условно переменные затраты, размер которых увеличивается или уменьшается соответственно изменению объема производства;
2) условно постоянные затраты, размер которых не находится в непосредственной зависимости от объема выпуска продукции.
Издержки обращения по экономической природе подразделяются на:
1) чистые издержки, связанные с организацией товарно-денежного обмена;
2) дополнительные затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения.
В общем виде номенклатура статей затрат включает следующие пункты:
1) сырье, материалы, покупные изделия, полуфабрикаты;
2) услуги производственного характера сторонних организаций;
3) отчисления на социальные нужды;
4) расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;
5) общепроизводственные расходы;
6) потери от брака;
7) общехозяйственные расходы;
8) коммерческие расходы.
Постоянные издержки - это такие издержки, величина которых не изменяется в зависимости от изменения объёма производства. Наличие таких издержек объясняется самим существованием некоторых производственных факторов, поэтому они имеют место даже тогда, когда фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относят затраты на оплату труда управленческого персонала, рентные платежи, страховые взносы, отчисления на амортизацию зданий и оборудования.
Переменные издержки - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объёма производства. К ним относят затраты на оплату труда, приобретение сырья, топлива, вспомогательных материалов, оплата транспортных услуг, соответствующие социальные отчисления и т.п
Производственные и коммерческие затраты
По участию в процессе производства все виды затрат подразделяются на производственные и коммерческие.
|
|
Производственные затраты связаны с основным видом деятельности фирмы, например, у туроператора это затраты по формированию турпродукта. В конце отчетного периода они собираются на счете 20 "Основное производство".
Коммерческие (внепроизводственные) затраты связаны с реализацией турпродукта и включают в себя расходы на рекламу, средства, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, комиссионные сборы и другие подобные расходы. Все они учитываются отдельно на счете 43 "Коммерческие расходы".
Производственные и коммерческие затраты образуют полную себестоимость продукта