Износ основных производственных фондов: физический и моральный. Анализ

Для оценки состояния основных фондов применяются такие показатели, как коэффициент износа основных фондов, который определяется как отношение стоимость износа основных фондов к полной их стоимости; коэффициент обновления основных фондов, рассчитываемый как стоимость введенных основных фондов в течение года приходящаяся на стоимость основных фондов на конец года; коэффициент выбытия основных фондов, который равен стоимости выбывших основных фондов деленной на стоимость основных фондов на начало года.

В процессе функционирования основные фонды подвергаются физическому и моральному износу. Под физическим износом понимается утрата основными фондами своих технических параметров. Физический износ бывает эксплуатационный и естественный. Эксплуатационный износ является следствием производственного потребления. Естественный износ происходит под воздействием природных факторов (температуры, влажности и т.п.).

Моральный износ основных фондов является следствием научно-технического прогресса. Существуют две формы морального износа:

- форма морального износа, связанная с удешевлением стоимости воспроизводства основных фондов в результате совершенствования техники и технологии, внедрение прогрессивных материалов, повышения производительности труда.

- форма морального износа, связанная с созданием более совершенных и экономичных основных фондов (машин, оборудования, зданий, сооружений и т.д.).

Оценка морального износа первой формы может быть определена как разность между первоначальной и восстановительной стоимостью основных фондов. Оценка морального износа второй формы осуществляется путем сравнения приведенных затрат при использовании устаревших и новых основных фондов.

Важное направление анализа основных фондов – изучение движения и технического состояния основных фондов. Для этого разрабатываются следующие показатели.

Коэффициент обновления (К обн):

К обн. = стоимость поступивших ОФ / Стоимость ОФ на конец периода

Коэффициент выбытия (К в):

К в = стоимость выбывших ОФ / Стоимость ОФ на начало периода

Коэффициент износа (К изн):

К изн = сумма износа ОФ / Первоначальная стоимость ОФ

21. Фондоотдача — экономический показатель, характеризующий уровень эффективности использования основных производственных фондов предприятия, отрасли. В англоязычной литературе для аналогичного по своему экономическому смыслу показателя используется термин в дословном переводе с английского коэффицие́нт оборо́та (обора́чиваемости) основны́х сре́дств.

ФО = Объём выпущенной товарной продукции(Выручка) / Среднегодовая стоимость основных средств

ФОНДОЕМКОСТЬ — показатель, (обратный показателю фондоотдача), который показывает стоимость основных производственных фондов, которые приходятся на одну денежную единицу выпущенной предприятием продукции.

Фе = 1/ Фо

Фондовооруженность - показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий сферыматериального производства основными производственными средствами. Фондовооруженностьопределяется как отношение стоимости основных средств предприятия к средней годовой списочнойчисленности работников.

ФВ = ОСОФ / ЧП, где ОСОФ – остаточная стоимость основных фондов, ЧП – численность персонала.

22. Оборотные (производственные) фонды (оборотные средства, оборотный капитал) представляют собой стоимость сырья, мате­риалов, топлива и других материально-производственных запа­сов, либо ожидающих вступления в процесс производства, либо уже находящихся в процессе производства.

Вещественными элементами оборотных фондов являются за­пасы предметов труда, которые разделяют на две группы:

1) предметы труда, еще не вступившие в процесс производст­ва, — сырье, материалы (производственные запасы);

2) предмета труда, находящиеся в самом процессе производ­ства, — незавершенное производство.

Оборотные производственные фонды включают:

1. производственные запасы;

2. незавершённое производство и полуфабрикаты собственного изготовления;

3. расходы будущих периодов.

23.Оборотные средства представляют собой совокупность денежных средств,авансированных в оборотные производственные фонды и в фонды обращения.

Под структурой оборотных средств понимается соотношение между отдельными элементами в общей сумме оборотных средств. Структура показывает долю каждого элемента в общей сумме оборотных средств.Наибольший удельный вес в структуре оборотных производственныхфондов составляют производственные запасы. Важным показателем, характеризующим структуру оборотных средств, является соотношение оборотных средств в сфере производства и обращения. Достижение его оптимального уровня имеет важное значение для обеспечения эффективности использования оборотных средств.

Состав и структура оборотных средств не одинаковы в различных отраслях и подотраслях экономики. На каждом конкретном предприятии величина оборотных средств, их состав и структура зависят от множества факторов производственного, экономического и организационного характера,таких, как:

· отраслевые особенности производства и характер деятельности;

· сложность производственного цикла и его длительность;

· стоимость запасов и их роль в производственном процессе;

· условия поставки и ее ритмичность;

· порядок расчетов и расчетно-платежная дисциплина;

· выполнение взаимных договорных обязательств.

24. Производственная программа (план производства и реализации продукции) -- это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).

Производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:

1. Определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам. Номенклатура продукции -- это перечень наименований изде-лий, по которым в дальнейшем будут устанавливаться задания по производству.

2. На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении.

3. Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами производственных мощностей.

4. Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная; валовая и чистая продукция. Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, и услуг, предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом периоде. Реализованная продукция -- это продукция, изготовленная, от-груженная и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией (РП = ТП + ОН - ОК, где РП -- объем реализованной продукции по плану, ТП - объем товарной продукции по плану, ОН - остатки нереализованной продукции на начало планового периода, ОК -- остатки нереализованной продукции). Валовая продукция -- это стоимость всей продукции, независимо от степени ее готовности, т.е. стоимость общего результата произ-водственной деятельности предприятия за определенный период(ВП = ТП + Нн - Нк, где ВП -- объем валовой продукции по плану, ТП -- объем товарной продукции по плану, НН, НК-- стоимость остатков незавершенного производства на на-чало и конец планового периода). Чистая продукция -- стоимостной показатель, выражающий вновь созданную коллективом предприятия стоимость.

5. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками договоров.

6. Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.

25. Производственная программа– план производства и реализации продукции по объему, ассортименту и качеству.

Главная задача при составлении плана производства – подтвердить расчетами, что производство в состоянии реально производить необходимое количество товара требуемого качества в нужные сроки.

В плане указываются состав оборудования, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки по цене, количеству и качеству.

План производства включает следующие этапы:

1) расчет производственной мощности. Производственная мощность – это максимально возможный годовой объем выпуска продукции при заданных номенклатуре и ассортименте и с учетом наилучшего использования всех имеющихся на предприятии ресурсов;

2) расчет численности персонала. Планирование потребности фирмы в персонале, необходимом для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и персоналу;

3) расчет фактической заработной платы персонала. В статье «Затраты на оплату труда» отражаются следующие положения:

а) оплата труда по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, выплаты стимулирующего характера по положениям о системе оплаты труда; выплаты компенсирующего характера за работу в ночное время, за работу в тяжелых и вредных условиях труда, совмещение профессий;

б) оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, льготных часов подростков, перерывов в работе кормящих матерей, выполнения государственных обязанностей;

в) стоимость продукции, выдаваемой работникам предприятия в качестве оплаты труда;

4) расчет сметы затрат на производство. Затраты, образующие себестоимость продукции в соответствии с их экономическим содержанием, группируются по следующим экономическим элементам: А)материальные затраты

б) амортизационные отчисления;

в) затраты на оплату труда;

г) отчисления на социальные нужды;

д) прочие затраты;

5) расчет калькуляции себестоимости продукции (услуг). Расчет калькуляции себестоимости продукции рассчитывается как сумма затрат на сырье, основные, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергию на технологические цели и определяются умножением норм расхода на цену их приобретения с учетом транспортно-заготовительных расходов за вычетом возвратных отходов;

6) расчет цены. Расчет цены производится по методу «средние издержки плюс прибыль» и имеет вид:

СРЦ = С + П + НДС + НТ,

где СРЦ – свободная рыночная цена;

С – себестоимость изделия;

П – прибыль;

НДС – налог на добавленную стоимость;

НТ – торговая надбавка;

7) расчет валовой, товарной и реализованной продукции.

Валовая продукция – весь объем произведенной продукции согласно договорным обязательствам предприятия.

Товарная продукция– продукция, находящаяся на складе предприятия, готовая к реализации, и продукция, находящаяся в пути, произведенная, но не оплаченная.

Реализованная продукция– продукция, за которую на текущий расчетный счет предприятия поступила оплата.

26. Материальные балансы различаются по следующим признакам:

¨ по периодам и стадиям разработки и исполнения - балансы на долгосрочную перспективу, на среднесрочную перспективу, на год;

¨ по виду используемой балансовой модели - балансы однопродуктовые, многопродуктовые (сводные, комплексные, межпродуктовые) и межотраслевые;

¨ по единицам измерения - балансы натуральные, стоимостные и натурально-стоимостные.

Основным видом материальных балансов, который используется на всех стадиях и уровнях планирования, является однопродуктовый баланс. Он должен обеспечивать следующее равенство:

, (3.4.1)

где Rmn - объем m-го вида материальных ресурсов по n-му источнику поступления;

Pmk - потребность в m-м виде материальных ресурсов по k-му направлению использования.

Однопродуктовые балансы разрабатываются по конкретными видам материальных ресурсов и должны обеспечивать равенство между объемами этих ресурсов по источникам поступления и потребностями по направлениям использования. Увязка потребностей с ресурсами достигается путем правильного определения объемов, структуры производства и потребления материальных ресурсов, учета запланированных вводов производственных мощностей, изменений объемов экспортных и импортных поставок и т.д.

Материальные балансы в натуральном выражении строятся по отдельным видам продукции в разных натуральных единицах измерения, например, баланс чугуна - в тоннах, баланс круглого леса - в куб.м. и т.д. Одновременно эти балансы являются однопродуктовыми, так как в них отражается только один вид продукции.

Натурально-стоимостные материальные балансы разрабатываются по группам однородной продукции. За единицу измерения в данном случае принимается условная единица с каким-либо определенным содержанием. Так, например, баланс топлива рассчитывается в единицах условного топлива (1 кг. условного топлива - 7000 Ккал). Этот вид балансов, как правило, носит универсальный характер. Кроме того, балансы данного вида являются многопродуктовыми, так как объединяют несколько видов продукции, хотя и однородной, на производство которой расходуются ресурсы.

27. Конъюнктура потребительского рынка, или рыночная конъюнктура – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на потребительском рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени13.

Понятие рыночной ситуации включает:

степень сбалансированности потребительского рынка (соотношение спроса и предложения);

сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;

уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;

масштабы рыночных операций и степень деловой активности;

уровень коммерческого (рыночного) риска;

сила и размах конкурентной борьбы;

положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла14.

Главная цель изучения конъюнктуры потребительского рынка – определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка.

Статистика конъюнктуры потребительского рынка (или как ее еще часто называют – конъюнктурная статистика) представляет собой раздел статистики потребительского рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов

28. При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайней мере на один – два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.[6]

Прогноз рынка – это научное предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с оценкой его возможной ошибки.

Прогноз рынка базируется на учете закономерностей и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности и научной добросовестности при оценке данных и результатов прогнозирования.

В общем виде разработка прогноза рынка имеет четыре этапа:

– установление объекта прогнозирования;

– выбор метода прогнозирования;

– процесс разработки прогноза;

– оценка точности прогноза;

Установление объекта прогнозирования – важнейший этап научного предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия продажи и спроса, поставок и товарного предложения, рыночных цен и цен реализации.[7]

В определенных условиях такие замены возможны, но с соответствующими оговорками и последующей корректировкой результатов прогнозных расчетов.

Выбор метода прогнозирования зависит от цели прогноза, периода его упреждения, уровня детализации и наличия исходной (базисной) информации. Если прогноз возможной продажи товара делается для определения перспектив развития розничной торговой сети, то могут применяться более грубые, оценочные методы прогнозирования. Если же он выполняется для обоснования закупки конкретных товаров на ближайший месяц, то должны использоваться более точные методы.

Процесс разработки прогноза заключается в проведении расчетов, выполняемых либо в ручную, либо с использованием ЭВМ с последующей корректировкой их результатов на качественном, профессиональном уровне.

Оценка точности прогноза выполняется путем расчета его возможных ошибок. Поэтому результаты прогноза практически всегда приводятся в интервальном виде.[8]

Прогнозы рынка классифицируются по нескольким признакам.

По времени упреждения выделяются: краткосрочные прогнозы (от нескольких дней до 2 лет); среднесрочные прогнозы (от 2 до 7 лет); долгосрочные прогнозы (более 7 лет). Естественно, что они различаются не только периодом упреждения, но и уровнем детализации и применяемыми методами прогнозирования.

По товарному признаку различают прогнозы рынка: конкретного товара, виды товара, товарной группы, комплекса товаров, всех товаров.

29. Объемы продаж по всей фирме и по отделам крупных розничных предприятий часто прогнозируют с помощью статистических методов, таких как анализ тренда, анализ с помощью временных рядов и многоуровневый регрессионный анализ

Некоторые розничные торговцы при составлении квартальных или месячных прогнозов объемов продаж должны также учитывать сезонные колебания

После составления годового прогноза его следует разбить на квартальные и месячные плановые периоды. В розничной торговле обычно требуются помесячные прогнозы объемов продаж.

План расходов на реализацию целесообразно составлять на год с ежемесячной разбивкой и на пять лет с годовой разбивкой. При составлении плана исходят из задач по повышению качества торгового обслуживания и обеспечения эффективной работы торговой организации.
При планировании величины расходов могут быть использованы различные методы: экономико-математические, экономико-статистические, расчетно-аналитический, метод технико-экономических расчетов (нормативный), метод оптимизации плановых решений и другие.

30. Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. В ней определяется объем изготовления продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.

Приподготовке планапроизводства обычнорассчитывают:1Объем производства 2Себестоимость продукци3Чистая продукция4 План выпуска продукции на экспорт.

В качестве критериев оптимальности чаще всего применяется максимум прибыли, получаемой на единицу изделия и критический объем продаж – минимально необходимый объем производства (продаж) изделия, обеспечивающий его безубыточность (т.н. "точка безубыточности).

31. Планирование на предприятии — процесс прогнозирования, разработки и установления на предприятии системы количественных и качественных показателей его развития, определяющей темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия и содействует выбору наиболее благоприятных путей к достижению целей. Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта,маркетинге, организации операций и их эффективности[1][2].

Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

Бизнес-план — программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.

32. Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции.

Главными элементами производственной структуры предприятия считаются рабочие места, участки, цеха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: