Важнейшей своей целью Тайлор считает не просто обоснование определённого подхода к анализу различных форм ранних верований, а создание теоретической концепции, своего рода философии религии. В поле его зрения всё время находится более широкая проблема – взаимоотношение древнего человека с окружающим миром, которую он сам называет «философией природы и человека».
Основной способ его анализа сути различных форм религии состоял в последовательном построении «теории анимизма» путём выдвижения теоретических положений и их подтверждения богатейшим эмпирическим данными об особенностях религиозных верований из различных уголков земного шара.
В основе религиозных верований и обрядов «дикарей», по мнению Тайлора, лежит анимизм (термин, введенный Тайлором) - «вера в духовных существ», то есть в души и духов. Это и есть минимум религии.
Корни аннимизма Тайлор видел в «философствовании» первобытного «дикаря»: эти «мыслящие люди, стоящие на низкой ступени культуры», по его мнению, стремились понять «во-первых, что составляет разницу между живущим и мёртвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти?». В то же время древние «дикари» интересовались «во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся во снах и видениях».
|
|
На основании выделения этих групп явлений был сделан вывод о том, что у человека есть жизнь и есть некий призрак (дух). И то и другое находится в тесной связи с телом: «жизнь даёт возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ или второе «я». И то и другое, таким образом, отделимо от тела: жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным, призрак показывается людям вдали от него».
Впоследствии жизнь и призрак (образ) были соединены в понятии «призрачная душа», «дух-душа». Далее Тайлор реконструирует содержание понятие личной «души», существующее в «примитивном» обществе (культуре). Приведём его в несколько сокращённом виде. «Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она нераздельно владеет сознанием и волей своего телесного обладателя<…>. Она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место<…>. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них»[5].
В процессе изучения эволюции форм религиозных верований Тайлор уделяет определённое внимание лингвистическому аспекту обозначения понятия «душа». Он показывает теснейшую связь слов, обозначающих указанное понятие в различных языках, с процессами жизнедеятельности человека. Рассматриваемый им богатейший эмпирический материал и ныне даёт богатую пищу для размышлений и может служить основой для новых лингвистических реконструкций.
|
|
Особое место в размышлениях Тайлора занимает аналогия древней истории и философии дикаря и особенностей деятельности ребёнка на разных стадиях его развития.
Продолжая анализ содержания «философии природы» «первобытной и грубой, но полной мысли и понимаемой вполне серьёзно» английский мыслитель обращает внимание на сходность её с «ранними понятиями ребёнка о внешнем мире» в цивилизованных странах.
«Первые существа, доступные пониманию детей, бывают существа человеческие и по преимуществу они сами. Первым объяснением всего происходящего кругом является, поэтому объяснение с человеческой точки зрения, как будто стулья, палки и деревянные лошадки приводятся в действие такой же личной волей, которая управляет действиями нянек, детей и котят».
По мнению создателя теории «анимизма», лучшим руководителем для понимания ранних стадий развития культур являются воспоминания о нашем собственном детстве, о том времени, когда «палки, стулья и игрушки были живыми», а в нашем сознании было место для философии, способной «оживотворять вещи».
Направленность ума, представление «что нечто есть некто» это первый шаг и в определённом смысле основа и анимистических представлений, и мифологии в целом.