При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый (Е.Н.Соловова). Послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.
Дотекстовый этап (этап антиципации). Цели:
· Определить/сформулировать речевую задачу для первого прочтения.
· Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
· По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Упражнения и задания.
1. Работа с заголовком.
По заголовку можно попросить учащихся определить:
· Тематику текста;
· Перечень поднимаемых в нем проблем;
· Ключевые слова и выражения.
2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.
· К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
· Кто, по-вашему, будет главным героем (профессия, национальность)?
· Где и в какое время может происходить действие?
|
|
3.Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику/проблематику текста на основе языковой догадки.
5. Просмотреть текст/первый абзац и определить, о чем этот текст.
6. Прочесть вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
Текстовый этап. Цели:
· Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.
· Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Упражнения и задания.
1. Найти/выбрать/прочесть/соединить/вставить:
· ответы на предложенные вопросы;
· подтверждение правильности/ложности утверждений;
· подходящий заголовок к каждому из абзацев;
· подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;
· описание внешности/места события/отношения кого-либо к чему-либо.
2. Догадаться:
· о значении слова или слов по контексту;
· какой из предложенных переводов/какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
· как будут развиваться события во второй главе/следующей части текста.
Послетекстовый этап. Цель:
· Использовать ситуацию текста в качестве языковой/речевой /содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Упражнения и задания.
1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
2. Доказать, что…
3. Охарактеризовать…
4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.
6. Составить план текста, выделив его основные мысли.
7. Взять за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре.