Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года

В жизнь ребенка входят первые нравственные формы и первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа - раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.

В конце года в поведении ребенка начинают появляться негативные симптомы - упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.

За аффективным поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.

С одной стороны, ребенок стремится к эмансипации от взрослого, но с другой - он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств - речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С.Выгодский).

Появление первых слов для обозначения, указания на предметы и ситуации говорит о зарождении первых чувственных обобщений. Хотя в сознании ребенка доминирует восприятие, аффективно заряженные образы и представления памяти начинают перестраивать структуру сознания и поведения ребенка. Несмотря на ситуативность ребенка, его поведение может управляться теперь не только находящимися в его поле восприятия раздражителями, но и этими образами и представлениями - мотивирующими представлениями. (Л.И. Божович).

Стремление ребенка к самостоятельности не всегда поощряется, а часто ограничивается взрослыми, хотя бы по той причине, что существуют предметы, опасные для жизни малыша. Возникновение первых запретов и ограничений приводит к возникновению собственного стремления ребенка как такового (К.Н.Поливанова). Теперь он начинает чувствовать собственный аффект, обнаруживать собственное желание. В этот период ходьба как способ передвижения становится чрезвычайно привлекательной, поскольку позволяет достичь желаемого, а речь - средством удержания стремления и его реализации.

  1. Особенности психического развития ребенка в период раннего детства.

Ранний возраст охватывает период от 1 до 3 лет первым, чем характеризуется данный возраст - изменением социальной ситуации развития поскольку эмоциональное общение со взрослыми становится все реже, уступая место ситуативно-действенном общению, практического сотрудничества, совместным действиям с предметами Поэтому социальная ситуация развития ребенка раннего возраста имеет следующую структуру:

Ребенок - Предмет (предметная деятельность с элементами игры) -

- Взрослый

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка раннего возраста и взрослого порождает противоречия: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должна выполнять индивидуальной ьни действия Это противоречия решается в новом типе ведущей деятельности - предметной деятельности с элементами игры (в которой ребенок воспроизводит то, что делают взрослые), направленная на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами

Эмоциональное общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем детстве, оно интенсивно развивается, становится речевым и используется ребенком в предметной деятельности

Ранний детский возраст является сенситивным (благоприятным) периодом для развития речи В начале второго года жизни в активной речи ребенка является 10-12 слов, в два года - около 300 слов, в три года словарь составляет 1200-1500 слов Автономное говорят ления исчезает Ребенок овладевает речевым дыханием, дается все звуки родного языка, использует простые предложения из 5-6 слилів.

К основным новообразований в раннем детстве относятся следующие:

1) появление символических действий - создание новых отношений между предметом и его использованием (использование предметов не по их назначению);

2) появление подражания: в игре ребенок начинает активно подражать людей, которые его окружают (в основном следует моторные действия);

3) первые проявления самопознания: малыши начинают подчинять поведение других людей своим потребностям, связанным с личным тесным развитием, а также сравнивать себя с другими людьми;

4) появление простейшей формы самосознания - ребенок узнает себя, называет свое имя в разных вариантах, говорит о себе в первом лице (\"Я\"), способна выражать средствами языка отдельные состояния и потребности (\"Я хочу\", \"Я буду\") и положительно окрашенное утверждение о себе (\"Я хороший\"), положительно относится к похвале взрослого, пытается самостоятельно повторить положительное действие, стремится к активным самостоятельным действиям

5) развиваются начальные формы мышления

концу третьего года жизни (иногда несколько раньше) дети начинают отстаивать свое право на независимое поведение инициативными заявлениями \"Я сам\" Это является причиной полного распада предыдущей социальной ситуа ции и появления кризиса трех лет Данная кризис обусловлен становлением самосознания ребенка и проявляется в негативизме, упрямства, непокорности, произволе, протесте, деспотизме (раскройте эти понятия самостоятельно [8, с 100])

Кризису трех лет свойственно разрушение предыдущих отношений ребенка со взрослыми, которых он начинает воспринимать как носителей образцов действий и отношений в окружающем мире Для успешного решения кризиса родителям ребенка нужно изменить к ней отношение Если родители поощряют самостоятельность ребенка в правильных пределах, то трудности во взаимоотношениях с ним быстро проходят

В результате преодоления кризиса трех лет возникают такие важные психические новообразования как сравнение себя с другими людьми, стремление к самостоятельной деятельности, подобной деятельности взрослых Тенденция жить общей жизнью со взрослыми, действовать, как они, свойственная всему периоду детства:: малыш, отделяясь от взрослого, одновременно устанавливает с ним более глубокие взаимоотношенийи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: