Полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой коммуникации

Система органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой коммуникации: (Министерство связи и массовых коммуникаций: Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральное агентство связи.

Полномочия государственных органов в отношении СМИ: регистрация СМИ; лицензирование аудиовизуальной деятельности и деятельности в области связи; контроль за распространением СМИ; иные полномочия.

Ограничение владения в области СМИ. Меры по предотвращению концентрации и монополизации СМИ как средство обеспечения информационного плюрализма. Позиция российского государства по отношению к учредителям-иностранцам. Ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции.

Общепризнанно, что свобода слова и свобода прессы не имеют абсолютного характера. Во всех правовых системах допускается в той или иной степени регулирование содержания сообщений СМИ с целью соблюдения определенных государственных, коллективных и частных интересов. В основном такое регулирование осуществляется через механизм прямого регулирования содержания, который создается актами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Организационные функции в системе СМИ осуществляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Основными задачами министерства являются:

Ø разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации;

Ø регистрация средств массовой информации и рекламных агентств;

Ø лицензирование телевизионного вещания и радиовещания;

Ø контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил регистрации и получения лицензий, наложение взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вынесение предупреждений; приостановление и аннулирование регистрации и лицензий в установленном порядке;

Ø разработка и реализация мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы, технических и иных нормативов и стандартов;

Ø подготовка проектов законодательных и иных нормативных актов в области СМИ и др.

Судебные власти выносят решения:

- о признании свидетельств о регистрации СМИ недействительными;

- о прекращении и приостановлении деятельности СМИ;

- о прекращении распространения продукции СМИ;

- о возложении ответственности за нарушение законодательства о СМИ;

- о возмещении морального вреда.

Принципы свободы массовой информации в более общем виде были зафиксированы и в других конституционных нормах. Так в общем контексте Конституции, интегрировав содержание других норма, норма свободы массовой информации обретает необходимую конкретность и системность. Так, пункт 1 статьи 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова; пункт 3 - недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; пункт 4 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Защитные механизмы, которые в случае необходимости могли бы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации, конституционно закреплены в статьях 8, 34 и 35 Конституции, в которых идет речь о свободе экономической деятельности и праве частной собственности, а также в статье 13, предусматривающей, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной Лукашук И. И. Средства массовой информации, государство, право. М., 2007. С. 25..

Конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающих ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (пункт 3 статьи 41); в нормах, закрепляющих право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (пункт 1 статьи 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (пункт 2 статьи 100), открытость судопроизводства (пункт 1 статьи 123) и др.

Общие положения, касающиеся свободы СМИ реализуются на практике лишь в том случае, если они детально прописаны в специальном законодательстве, определяющим систему правовых отношений СМИ и государства, СМИ и общества.

Систему правовых отношений, касающихся СМИ, можно определить в категориях теории права как массово-информационное право Заика Н.К. Правовые основы средств массовой информации. М., 2007. С. 25..

Согласно части третьей статьи 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается «форма периодического распространения массовой информации». Категория правового статуса СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактического положения: сначала регистрируется СМИ, а потом уже редакция организуется в форме юридического лица в соответствии общим правилам Гражданского кодекса РФ. Структура правового статуса СМИ состоит из следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъектность, статусные права и обязанности, гарантии их реализации.

· Закон РФ "О средствах массовой информации"

· Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"

· Федеральный закон "О рекламе"

· Закон РФ "О языках народов Российской Федерации"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: