Права человека -это совокупность правовых норм, выражающих минимально-необходимый уровень притязаний человека в современном государственно-организованном обществе. Эта универсальная категория приобрела широкое распространение в последнее время. Она является общепризнанной нормой международного права и составляет основу для формирования национального законодательства различных государств. Права человека подразделяются на: А. личные (гражданские) права; Б. политические права; В. социально-экономические, культурные права.
Права человека имеют свои характерные признаки: 1) возникают и развиваются на основе биологической и социальной сущности человека; 2) складываются объективно, существуют вне зависимости от государственного признания; 3) принадлежат человеку от рождения; 4) имеют неотчуждаемый, естественный характер; 5) являются непосредственно действующими; 6) признаются наивысшей ценностью в государстве; 7) составляют основу взаимоотношений между личностью и государством. Для обладания правами человека (правом на жизнь, свободу, равенство) достаточно одного факта рождения. Права человека имеют выраженный моральный, духовный факторы.
Билет для проведения государственного экзамена № 13
Вопрос 1. Теологическая теория происхождения государства и права
Теологическая теория получила широкое распространение в ХII-ХIII в. По мнению представителей теологической концепции, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, причем само государство зависимо от божественной воли, которая проявляется через церковь, ее деятелей и другие религиозные организации. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем как власти от Бога. Церковь - посредник между богом и государственной властью. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться. Оказание сопротивления, непослушания государственной власти расценивается как непослушание власти бога. Правители в государстве окружены ореолом святости, престижа.
Недостатки данной теории в том, что она слабо учитывает влияние социально-экономических и иных причин на государство, не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория с научной точки зрения недоказуема и построена в основном построена на вере.