Вопрос 1. Патриархальная теория происхождения государства и права

Патриархальная теория происхождения государства. Основныепредставители: Аристотель, Конфуций, Филмер, Михайловский. В развернутом виде, патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера (XVII в.), основанная на положениях Библии о божественном сотворении Адама, как родоначаль­ника всего человечества. Он первый отец и первый монарх, поэтому исходная форма правления, установленная Богом – монархия, всякое выступление против абсо­лютной власти монарха - греховное нарушение божествен­ного порядка. В России патриархальные концепции являлись традиционным ком­понентом жизни общества (от «пома­занника божьего» Ивана Грозного до «отца народов» Сталина) и использовались в основном для обоснования и оправдания различных форм деспотической, тиранической власти.

Общим признаком теории, является утверждение о возникновении общества из разрастающейся из поколения в поколение семьи, ее укрупнения. Рост семей и все увеличивающееся число людей, приводит, в конечном счете к образованию государства, во главе которого стоит патриарх, опирающийся на власть как продолжение власти отца всего семейства. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть неограниченна и основывается на мудрости, добродеятели и авторитете как власти отца. Лишь отеческая забота царя (короля) способна обеспе­чить достойные для человека условия жизни Сопротивление такой власти недопустимо. Монарх не выбирает­ся аналогично тому, как не выбирается отец семьи. Данный подход воз­можен, так как структура современной государственности воз­никла не сразу, а действительно укрупнялась развиваясь от простейших форм пер­вобытной семьи.

Недостатки доктрины: чрезвычайно упрощен процесс происхождения государства, происходит подмена понятий «государство» и «семья», «государственная власть» на «власть отца». Отрицание специфи­ки государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти. В Новое время патриархальные представления с позиций идеи о суверенитете государства критикова­ли Ж. Боден, Г. Гроций, Гегель и другие мыслители.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: