Материалистическая теория происхождения государства. Сформировалась в конце 19 века. Представители: Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Государство возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя, постепенного развития производительных сил, разделения труда, появления частной собственности, имущественной и социальной дифференциации общества, раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Уничтожение путем пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права - путь к коммунистическому обществу как более высокой ступени исторического развития. В работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он исследует три формы возникновения государства в процессе разложения родового строя. Самой чистой, классической формой, является возникновение Афинского государства: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества. В Риме государство возникает в борьбе между аристократией родового общества и бесправными плебеями, победа плебеев изменяет родовой строй. У германских победителей Римской империи государство возникает как результат завоевания и господства над обширными чужими территориями. Таким образом, государство возникло из необходимости держать под контролем противоположность классов. «Насколько цель «фундаментальнее» средства, применяемого для ее достижения, настолько же экономическая сторона отношений является в истории более фундаментальной, чем сторона политическая». Однако, по-нашему мнению, практика современных межгосударственных отношений доказывает обратное. Ради политических выгод, часто допускается прямой экономический ущерб (например, вложение огромных средств в избирательные кампании, проведение «нужного» кандидата на избираемую должность, списание государственных долгов, передача спорной части территории государства другому государству). Такие действия сейчас не редкость.
|
|
Г.В. Плеханов усматривал корни деспотизма центральной власти на Востоке в ее деятельности по организации системы орошаемого земледелия: «Земледелие, продолжая щедро вознаграждать усилия человека, становится, однако, немыслимым без той планомерной организации и дисциплины труда, которые, создав древние цивилизации, создали также и древнее деспотическое государство». В.И. Ленин делал акцент на антагонизме классов и на классовой природе государства: «Государство, есть продукт и проявление непримиримостиклассовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могутбыть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы».
|
|
Существует два подхода в теории. Первый, господствовал в советской науке - государство возникает как продукт непримиримости классовой борьбы, второй подход – государство возникает в результате экономического развития и усложнения самого общества, его производительной и распределительной сфер, что требует обособления управления, его специализации, совершенствования, т.е. возникновения государства. Государство - естественный результат развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое обеспечивает материальные условия возникновения государства и права и определяет социальные изменения общества. Первостепенное значение для развития экономики и появления государственности имело разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом) и совершенствование орудий производства, что в совокупности дали толчок росту производительности и увеличению экономических выгод. Избыточный продукт доставался людям в разном количестве и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Как следствие - появление различных интересов в распределении благ и соответствующее выделение публичной власти для урегулирования противоборствующих интересов. Для защиты своих экономических интересов организуется новая политическая структура - государство, которое первично выражает интересы и волю богатых. Власть переходит к богатым, превращающимся в категорию управляющих. Государство продукт сохранения и поддержания господства одного класса над другим, а также гарантия существования и функционирования общества как целостного организма.
Недостатки: преувеличено значение силовых, экономических и классовых факторов, занижено национальных, религиозных, психологических, военно-политических.