Из лекций Сорокиной Ю.В.:
Соотношение церкви и государства.
Церковь имеет двоякую природу: с одной стороны, церковь - это есть место для удовлетворения духовных потребностей, это место для отправления культа, с другой - церковь является институтом гражданского общества и выполняет социально-политические функции.
Историческая практика выработала 2 модели взаимоотношения церкви и государства:
1. Отделение церкви от государства (США, Франция, РФ, Испания, в определённой мере Турция). Отделение означает, что церковь самостоятельно определят свои структурные подразделения и вырабатывает для них правила. Государство не оказывает церкви материальной поддержки. Церковь не имеет право выполнять функции государства (это касается актов гражданского состояния). Религиозное образование не признаются государством. Церковь не участвует в деятельности гос аппарата. Государство может проверять законность церкви (бухгалтерские документы и т.д.).
2. Признание церкви в качестве государственной (Великобритания, Германия, Скандинавские страны, кроме Финляндии, Греция). Такая модель означает: 1) на гос службу могут приниматься только те лица, которые исповедуют гос религию; 2) существует специальный церковный налог, однако он добровольный, поскольку его платят только те лица, которые относят себя к гос религии; 3) на гос церковь возлагаются некоторые гос функции: регистрация актов гражданского состояния и церковь обязана содержать дома милосердия, школы и больницы; 4) образование признается государством; 5) гос-во и церковь могут оказывать друг другу материальную поддержку.
|
|
––––––––––
Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Церковь не вмешивается в государственные дела, она реализовывает духовную функцию, удовлетворяет религиозные нужды общества. Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, оно охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом (Российская Федерация, Республика Беларусь, Франция, Германия и др.).
Теократическое государство является противоположностью светского, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии. Религиозные нормы являются основным источником права, регулируя все основные сферы частной и публичной жизни. Глава государства является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством была, например, Монголия до 1921 г., а сегодня являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.
|
|
Клерикальное государство - это промежуточный вариант между светским и теократическим государством. Государственная власть сливается с церковью. В таких государствах одна религия по отношению к другим имеет статус государственной, получая от государства налоговые льготы, субсидии. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль, почти три десятка исламских государств. В Италии в 1984 г. правительство и Ватикан подписали соглашение, отменяющее статус католической религии в качестве единственной государственной. Однако позиции католицизма в этом государстве по-прежнему очень сильны.
–––––
Учитывая последние пять лет, можно говорить о нарастающей силе влияния церкви на гос-во в современной России (хоть в Конституции и закреплено положение о светском гос-ве); церковно-государственные отношения в современной России в основном строятся по принципу относительного невмешательства церкви и государства. Наиболее широким представляется сотрудничество в социально-культурной сфере (при ответе добавьте собственную точку зрения по этому вопросу).