PRINT «Я учусь в ВКГН»

Для составления простейших (линейных) программ на языке QBasic используются следующие операторы:

REM Оператор-комментарий для названия программы
INPUT Оператор ввода исходных данных
X=A Читается «переменной X присваивается значение переменной А» Оператор присваивания
PRINT Оператор вывода искомых данных
END Оператор завершения программы

пример: Написать программу вычисления выражения при .

Программа

REM Вычисление выражения

x=3

y=TAN(3*x)*SIN(2*x)

PRINT «Значение выражения =»; y

END

2.3.2 Основные понятия языка PASCAL

Для начала работы в системе необходимо отыскать в древовидной структуре каталогов ПК файл с именем TURBO.EXE и запустить его.

Чтобы открыть окно редактирования программного кода в пункте меню FILE необходимо выбрать команду NEW.

В окне редактора вам будет необходимо прописать код создаваемой вами программы. Мы же воспользуемся созданной нами ранее программой и вставим ее из буфера обмена.

Перед запуском программы ее необходимо откомпилировать для проверки на наличие синтаксических ошибок. Чтобы запустить процесс компиляции необходимо выбрать команду COMPILE пункта меню COMPILE. Если компиляция прошла успешно на экране появится следующее сообщение, в противном случае будет выдано сообщение об обнаружении ошибки, которую необходимо исправить перед запуском программы, при этом курсор будет переведен в место обнаружения ошибки. После исправления ошибок, если таковые обнаружены, необходимо повторно откомпилировать программу, чтобы убедиться, что ошибок в коде больше нет. Теперь можно запустить программу, для этого необходимо выбрать команду RUN пункта меню RUN.

Во время выполнения программы появится черный экран и на шаге ввода значений переменных процессор остановит свою работу, сработает программа прерывания работы процессора, компьютер будет ждать ввода значений переменных. После ввода всех значений программа произведет все вычисления и закончит свою работу, снова отобразив на экране окно редактора кода.

Для просмотра результатов вычисления программы нажмем сочетание клавиш ALT+F5. для возврата в окно редактора кода достаточно нажать любую клавишу.

Чтобы выйти из системы в пункте меню FILE выберем команду EXIT, при этом программой будет выведено сообщение о сохранении созданного файла.

В начале работы программы компьютером будут прочитываться разделы описаний, и размещаться в оперативную память данные для дальнейшей обработки.

В Pascal существуют следующие разделы описаний:

Const - раздел описания констант.

Константа в программе задается следующим образом:

<Идентификатор константы> = <Значение константы>;

Если констант несколько, то они перечисляются через точку с запятой.

В программе запись будет выглядеть так:

Const

Pi = 3.14;

Var - раздел описания переменных

В отличие от констант, переменная именует объект программы, который может изменять свое значение в ходе вычислений.

Переменные описываются следующим образом:

<Идентификатор переменной>: <Тип переменной>;

Переменные одного типа записываются через запятую:

Var

a, b, c: Integer;

Типы данных.

Типы данных - это форма записи данных в оперативную память, в соответствии с формой определяется количество ячеек на каждый тип.

Целый тип данных

В Pascal существует пять базовых целых типов.

Разные целые типы отличаются заданным диапазоном значений и соответственной количеством памяти, которое выделяется под заданную переменную в оперативно-запоминающем устройстве.

Таблица1. Целые типы данных

Название Кол-во памяти (байт) Диапазон значений
Byte   От 0 до 255
ShortInt   ОТ -128 до +127
Word   От 0 до 65535
Integer   От -32768 до +32767
LongInt   От -2147483648 до +2147483647

Вещественный тип данных

Таблица 2. Вещественные типы данных

Название Кол-во памяти (байт) Диапазон значений
Real   От -39 до +38
Double   От -324 до +308
extended   От -4951 до +4932
comp   От -263 до +263

Существует две записи вещественных чисел, число с фиксированной точкой и число с плавающей точкой.

Логический тип данных

Логический тип данных имеет всего два значения True (истина), False (ложь) и является упорядоченным типом True > False.

В программе логический тип переменной задается служебным словом Boolean.

Существуют следующие логические операции:

1. Операции сравнения.

> - больше;

< - меньше;

= - равно;

<> - не равно;

>= - больше либо равно;

<= - меньше либо равно.

2. or (или) - логическое сложение (дизъюнкция).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: