Для составления простейших (линейных) программ на языке QBasic используются следующие операторы:
REM | Оператор-комментарий для названия программы |
INPUT | Оператор ввода исходных данных |
X=A Читается «переменной X присваивается значение переменной А» | Оператор присваивания |
Оператор вывода искомых данных | |
END | Оператор завершения программы |
пример: Написать программу вычисления выражения при .
Программа
REM Вычисление выражения
x=3
y=TAN(3*x)*SIN(2*x)
PRINT «Значение выражения =»; y
END
2.3.2 Основные понятия языка PASCAL
Для начала работы в системе необходимо отыскать в древовидной структуре каталогов ПК файл с именем TURBO.EXE и запустить его.
Чтобы открыть окно редактирования программного кода в пункте меню FILE необходимо выбрать команду NEW.
В окне редактора вам будет необходимо прописать код создаваемой вами программы. Мы же воспользуемся созданной нами ранее программой и вставим ее из буфера обмена.
Перед запуском программы ее необходимо откомпилировать для проверки на наличие синтаксических ошибок. Чтобы запустить процесс компиляции необходимо выбрать команду COMPILE пункта меню COMPILE. Если компиляция прошла успешно на экране появится следующее сообщение, в противном случае будет выдано сообщение об обнаружении ошибки, которую необходимо исправить перед запуском программы, при этом курсор будет переведен в место обнаружения ошибки. После исправления ошибок, если таковые обнаружены, необходимо повторно откомпилировать программу, чтобы убедиться, что ошибок в коде больше нет. Теперь можно запустить программу, для этого необходимо выбрать команду RUN пункта меню RUN.
|
|
Во время выполнения программы появится черный экран и на шаге ввода значений переменных процессор остановит свою работу, сработает программа прерывания работы процессора, компьютер будет ждать ввода значений переменных. После ввода всех значений программа произведет все вычисления и закончит свою работу, снова отобразив на экране окно редактора кода.
Для просмотра результатов вычисления программы нажмем сочетание клавиш ALT+F5. для возврата в окно редактора кода достаточно нажать любую клавишу.
Чтобы выйти из системы в пункте меню FILE выберем команду EXIT, при этом программой будет выведено сообщение о сохранении созданного файла.
В начале работы программы компьютером будут прочитываться разделы описаний, и размещаться в оперативную память данные для дальнейшей обработки.
В Pascal существуют следующие разделы описаний:
Const - раздел описания констант.
Константа в программе задается следующим образом:
<Идентификатор константы> = <Значение константы>;
|
|
Если констант несколько, то они перечисляются через точку с запятой.
В программе запись будет выглядеть так:
Const
Pi = 3.14;
Var - раздел описания переменных
В отличие от констант, переменная именует объект программы, который может изменять свое значение в ходе вычислений.
Переменные описываются следующим образом:
<Идентификатор переменной>: <Тип переменной>;
Переменные одного типа записываются через запятую:
Var
a, b, c: Integer;
Типы данных.
Типы данных - это форма записи данных в оперативную память, в соответствии с формой определяется количество ячеек на каждый тип.
Целый тип данных
В Pascal существует пять базовых целых типов.
Разные целые типы отличаются заданным диапазоном значений и соответственной количеством памяти, которое выделяется под заданную переменную в оперативно-запоминающем устройстве.
Таблица1. Целые типы данных
Название | Кол-во памяти (байт) | Диапазон значений |
Byte | От 0 до 255 | |
ShortInt | ОТ -128 до +127 | |
Word | От 0 до 65535 | |
Integer | От -32768 до +32767 | |
LongInt | От -2147483648 до +2147483647 |
Вещественный тип данных
Таблица 2. Вещественные типы данных
Название | Кол-во памяти (байт) | Диапазон значений |
Real | От -39 до +38 | |
Double | От -324 до +308 | |
extended | От -4951 до +4932 | |
comp | От -263 до +263 |
Существует две записи вещественных чисел, число с фиксированной точкой и число с плавающей точкой.
Логический тип данных
Логический тип данных имеет всего два значения True (истина), False (ложь) и является упорядоченным типом True > False.
В программе логический тип переменной задается служебным словом Boolean.
Существуют следующие логические операции:
1. Операции сравнения.
> - больше;
< - меньше;
= - равно;
<> - не равно;
>= - больше либо равно;
<= - меньше либо равно.
2. or (или) - логическое сложение (дизъюнкция).