2. по Ломову.
Выделяет уровни анализа (общение – многоуровневая структура).
1. Макроуровень.
2. Мезоуровень.
3. Микроуровень.
Уровни отражают разные стороны общения.
МАКРОУРОВЕНЬ – общение, как сторона образа жизни, сеть взаимосвязей с социальным окружением.
Общение, как условие формирования личности, овладение социальными традициями, классовое сознание.
МЕЗОУРОВЕНЬ – изучение отдельных контактов.
Моменты жизни, связанные с решением задач, взаимоотношения с людьми, эмоциональный момент.
Особенности общения:
- период общения;
- содержание общения;
- использованные/используемые средства.
Рассматривается взаимодействие людей друг с другом.
МИКРОУРОВЕНЬ – изучение элементарных единиц, определениеотдельных сопряженных актов (пр: разговор – вопрос-ответ).
Диалог.
- сообщение.
- отклик на него.
- вопрос.
- ответ.
- побуждение к действию.
- реакция (отклик, отказ).
В принципе, можно выделить более глубокий уровень – изучение физиологических процессов.
3. Андреева.
|
|
Основные стороны общения:
1. Коммуникативная.
2. Интерактивная.
3. Перцептивная.
Достоинство подхода: представление об общении достаточно полное.
КОММУНИКАТИВНАЯ – обмен и развитие информации (информационная сторона).
+ Речь идет и об обмене информацией, и о позиции, представлении, целостных пристрастиях, отношениях.
Меняется Ч., и меняется его психика (в плане получения сведений, формирования позиций, мировоззрения и т.д.).
- Кодирование и декодирование информации (передача и расшифровка сообщения).
Важно, чтобы у общающихся был один язык кодирования и декодирования.
В общении так или иначе присутствует ситуация (внутренняя или внешняя).
В процессе общения существуют различные барьеры, люди могут говорить на одном языке, но не понимать др. др., т.к. позиции могут быть разными.
Роль установок (разъяснить Ч. ч-то - побудительная).
- Средства общения (языковые средства (вербальная коммуникация); невербальная коммуникация).