Лекция № 4.
Тема: Психологическая теория деятельности.
1. Общее понятие о деятельности.
2. Психологическая структура деятельности.
3. Основные виды деятельности.
Литература:
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
Общее понятие о деятельности
Деятельность? единственный путь к знанию. (Бернард Шоу)Основное отличие живой от неживой материи заключается в том, что первая более активна. Активность растений практически ограничена обменом веществ с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследований этой среды. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды.
|
|
Главные отличия деятельности человека от активности животного сводятся к следующему:
Деятельность человека | Активность животных | |
1. | Носит продуктивный, творческий, созидательный характер. | Имеет потребительскую основу, ничего нового не производит и не создает. |
2. | Связана с предметами материальной и духовной культуры. | Таковые не существуют. |
3. | Преобразует его самого, его способности, потребности и условия жизни. | Ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. |
4. | Есть продукт исторического развития в его разнообразных формах и средствах реализации. | Выступает как результат биологической эволюции. |
5. | Предметная деятельность с рождения не дана, ее необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. | Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического развития организма. |
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения.
Деятельность: целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта, организована, систематична.
Поведение: не всегда целенаправлено, не предполагает создание определенного продукта, носит зачастую пассивный характер, спонтанно, хаотично.
В процессе совершения активности перед человеком с одной стороны стоят предмет-цель, т.е. то, на что направлена активность человека, а с другой стороны – предмет – мотив, т.е. то, что движет человеком в процессе совершения активности. Если эти оба предмета совпадают, то такая активность является деятельностью, если расходятся, то такая активность является действием, входящим в деятельность.
|
|
Психологическая теория деятельности была создана в результате исследований отечественных психологов: Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, П.Я.Гальперина. Наиболее полно она изложена в работе А.Н.Леонтьева. Деятельность. Сознание. Личность.