Исключительно высокие требования предъявляются к специалистам учреждений культуры, перед которыми стоит задача организации досуга людей в новых общественных
отношениях. Поэтому кадры в учреждениях культуры должны обладать высокими деловыми качествами, глубоким знанием людей, их интересов и нужд, практическими навыками работы в новых условиях хозяйственного механизма.
Успех специалистов учреждения культуры может быть достигнут при умении привлечь к работе широкий круг людей, практически организовать любое дело, вести его так, чтобы добиваться реализации планов, которые оценивались бы по конечному результату в виде материальной и моральной формы.
Профессиональная подготовка и обучение кадров и актива для учреждений культуры, развитие их организаторских способностей осуществляются, прежде всего, в процессе систематической учебы и практической деятельности.
С этой целью для подготовки квалифицированных кадров для учреждений культуры в Российской Федерации создана сеть вузов культуры, искусства и училищ культуры, которая включает Московский, Санкт-Петербургский и Краснодарский государственный университеты культуры и искусств, девять институтов, два филиала и десять училищ культуры. Эта сеть постоянно развивается.
В системе профсоюзов подготовку кадров для учреждений культуры ведет Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.
Вузы культуры, Санкт-Петербургская Высшая профсоюзная школа культуры, наряду с широкой общей теоретической подготовкой студентов, осуществляют преподавание специальных предметов по менеджменту и маркетингу в области культуры.
Теоретическое обучение студентов тесно связано с их практической подготовкой. Во внеучебное время студенты знакомятся со структурой и содержанием работы учреждений культуры, принимают участие в подготовке и проведении разовых и цикловых социально-культурных и культур-
но-досуговых программ. Студенты проходят производственную практику с отрывом от учебы. Сочетание разнообразных форм обучения способствует успешной подготовке специалистов высшей квалификации.
В современных условиях, как никогда раньше, специалисты учреждений культуры должны быть высокообразованными, обладающими способностью глубоко анализировать и обобщать жизненные явления, имеющими практику работы с людьми, быть нужными людям, уметь работать с альтернативными организациями и движениями.
Теперь прием специалистов в учреждения культуры осуществляется в соответствии со степенью их подготовки к выполнению данной, конкретной работы, их стремлением и способностью осуществить порученное дело, знать, на каком месте они могут принести больше пользы.
Подбор и воспитание кадров немыслимы без хорошо налаженного контроля за их работой. Опыт показывает, что высокая ответственность каждого за порученное дело может быть обеспечена только тогда, когда требовательность, проверка исполнения будут постоянными элементами в работе с людьми. Умело организованная проверка исполнения воспитывает у человека высокую требовательность к себе и другим, укрепляет дисциплину труда.
Большое значение в росте профессионального мастерства специалистов учреждения культуры занимает материальное и моральное поощрение. Важно добиться, чтобы инициатива работника, его стремление успешно выполнить порученное дело не оставались незамеченными.
Именно от квалификации специалистов -зависит развитие творчества народа, обогащение содержания деятельности учреждений культуры, поиск новых форм работы с учетом современных запросов использовать те материальные и выразительные средства, которыми располагают учреждения культуры.
Специалист учреждения культуры должен уметь постоянно, глубоко и всесторонне изучать процессы развития, происходящие в обществе, уметь анализировать и давать верную оценку имеющимся противоречиям и трудностям.
Следовательно, наряду со многими специальностями в вузах культуры в силу сложившейся в них материально-технической базы и кадрового состава базы, в первую очередь, целесообразно обеспечить подготовку менеджеров социально-культурной деятельности, в рамках которой могут развиться:
- разработка и реализация региональных культурных программ;
- социально-культурная организация досуга;
- организация деятельности универсальных центров досуга;
- организация и методика туристского досуга;
- организация досуга средствами искусства;
- педагогика любительского прикладного творчества;
- организация художественно-массового и зрелищно-игрового досуга;
- организация социально-культурной деятельности с детьми и подростками;
- организация семейного досуга;
- педагогика и психология социальной релаксации;
- педагогика и правовые основы социальной профилактики и т.д.
Как специалист широкого профиля менеджер социально-культурной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, управлять экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества. Принципиальная особенность та-
кого специалиста в том, что знания социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступают не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафункции социально-культурной деятельности — приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемерное развитие его творческого потенциала.