Оборудование учреждений культуры

Значение внутреннего и внешнего вида учреждения культуры велико. От внешнего оформления и уюта поме­щений (комнаты, фойе, коридоры, рекреации и др.) зависит посещаемость, отношение посетителей к имуществу, куль­тура их поведения в здании учреждения культуры. Декора­тивно-художественное оформление, оборудование, мебель, вся обстановка должны служить организации культурного досуга посетителей.

Под имуществом учреждения культуры понимаются все материальные ценности, находящиеся в его помещениях. К ним относятся: мебель - кресла, стулья, столы, шкафы, бан­кетки - современная, удобная и внешне красивая, соответ­ствующая тональности окружающей окраски и назначению помещений. Технические средства - звуковоспроизводящая, телевизионная, проекционная, осветительная и фотоаппара­тура; культинвентарь - музыкальные инструменты, игровые автоматы, реквизит для проведения игр, аттракционов, фильмотека, диафильмы, настольные игры, географические карты и др.

Спортинвентарь - волейбольные и баскетбольные мячи, шахматы; противопожарное оборудование - химические огнетушители, ящики с песком, ломы, багры, лопаты, ведра, пожарные краны, бочки с водой в складах декораций; на­глядное оформление - тематические выставки различного содержания, стенды, портреты, турникеты, витрины; деко­ративно-художественное оформление - мозаичное панно, картины, художественные фотографии, цветы и растения; мягкий инвентарь, шторы, ковры, дорожки, занавесы, вся одежда сцены, костюмы для художественной самодеятель­ности; методическая литература.

Здесь необходимо остановиться на нормативах оснаще­ния учреждений культуры.

Приказом Министерства культуры Российской Федера­ции утвержден перечень культинвентаря музыкальных ин­струментов и технических средств для оснащения Домов культуры и клубов государственной сети, являющийся ми­нимумом оснащения.

В соответствии с этим перечнем, в Домах культуры и клубах системы Министерства культуры должны быть: ки­нопроекторы и др. проекционная аппаратура, диафильмоте-ка из 50 наименований, магнитофон и магнитная фонотека, телевизор черно-белый или цветной, электропроигрыватель, фонотека, радиотрансляционное устройство, звуковые ко­лонки, микрофоны, звукоусилительная аппаратура, кинофо-тосъемочная аппаратура, кинопроектор съемный, музы­кальные инструменты (баян, пианино), комплект инстру­ментов для духового оркестра или оркестра народных инст­рументов, инструментального ансамбля, культурно-спортивный инвентарь.

Превышение установленного минимума возможно за счет специальных средств или средств акционерных об­ществ открытого и закрытого типа, предприятий, спонсо­ров. Обязанность руководителей учреждений культуры -бережно эксплуатировать перечисленное имущество, свое­временно ремонтировать его. Каждый музыкальный инст­румент, аппаратура не могут служить вечно. Поэтому, ис­ходя из технических данных, климатических условий, при­казом Министерства культуры Российской Федерации уста­новлены временные примерные сроки службы культинвен­таря, музыкальных инструментов и технических средств.

Перечислять сроки службы каждого предмета нет необ­ходимости, т.к. эти сведения можно найти в сборниках: ориентиры культурной политики и статистические данные о деятельности учреждений культурно-досугового типа, имеющиеся в каждом районном отделе культуры. Но озна­комиться с ними студентам при изучении данной темы не­обходимо.

Приобретение имущества для учреждений культуры может производиться тремя способами: централизованно, на собственные средства, на средства спонсоров.

Централизованное обеспечение имуществом произво­дится районным отделом культуры, в котором сосредоточи­ваются средства на приобретение дефицитного имущества, отпускаемого району областными снабженческими органи­зациями. Районный отдел культуры оплачивает и распреде­ляет это имущество, с учетом потребностей и обеспеченно­сти, по учреждениям культуры своего района.

Приобретение имущества самим учреждением культуры производится по безналичному расчету; если имеется свой текущий счет в Госбанке, то средства торгующей организа­ции за товары перечисляются со счета клуба, ДК по соот­ветствующим документам. Если клубное учреждение и не имеет своего счета, то деньги за приобретенное имущество также перечисляются через банк, но снимаются со счета ме­стной администрации. Имущество, оборудование, инвен­тарь, приобретаемые для клуба, ДК другими организациями (колхоз, совхоз, предприятие) по безналичному расчету, оп­лачиваются за счет средств этих организаций.

При переходе на рыночную экономику приобретение имущества будет осуществляться учреждениями культуры и на биржах, но здесь без помощи спонсоров не обойтись.

В первую очередь приобретается имущество, которого недостает по «Нормативам оснащения».

Чтобы приобрести имущество для клуба, ДК, нужно вы­яснить, отпущены ли средства на его приобретение, затем в торгующей организации (магазине, снабженческой базе) взять счет на данный товар. Распорядитель кредитов может дать указание бухгалтерии об оплате счета. Бухгалтерия оформляет платежное поручение в 3-х экземплярах (ДЛ* банка, торгующей организации и для своего учета) и пере­числяет деньги магазину. Через 3-4 дня бухгалтерия и рас­порядитель кредитов выдают доверенность работник, учреждения культуры, по которой, с предъявление

рождения культуры, по которой, с предъявлением паспорта, он получает оплаченный товар и доставляет его в клуб, ДК. На каждый приобретенный товар в бухгалтерию обязатель­но должны сдаваться счет, товарный чек, кассовый чек, на­кладная.

К числу материалов, подлежащих быстрому использо­ванию и списанию, относятся канцелярские товары, краски, бумаги, кисти, призы; средства на приобретение заклады­ваются в ст. 3. и ст. 18. Они могут приобретаться как за на­личные деньги, так и по безналичному расчету. После ис­пользования указанных материалов составляется акт об их списании, который утверждается распорядителем кредита. Приобретенное имущество и литература, за исключением материалов, подлежащих быстрому использованию и спи­санию на следующий после приобретения день, должны быть занесены в инвентарную книгу (ведомость), которая ведется по следующей форме:

Каждый предмет получает свой инвентарный номер. Страницы инвентарной книги нумеруются, прошнуровыва­ются, скрепляются печатью и подписью руководителя орга­низации, которой подчиняется учреждение культуры. В ин-

вентарной книге запрещаются любые исправления. Она хранится наравне с финансовыми документами. За имуще­ство учреждения культуры материальную ответственность несут руководитель клуба, ДК или заместитель по хоз. час­ти. Они обязаны обеспечить его правильную эксплуатацию, своевременный ремонт, создание нормальных условий тем­пературного режима хранения. Некоторые виды имущества (костюмы, муз. инструменты) закрепляются по акту в соот­ветствии с распоряжением руководителя, за работниками учреждения культуры: методистами, зав. секторами, кото­рые становятся материально ответственными лицами за по­лученные ими ценности. Но и в этих случаях руководитель учреждения культуры обязан осуществлять контроль за со­блюдением правил хранения инвентаря и оборудования. Поступившая литература также подлежит записи в инвен­тарную книгу учета литературы, форма которой несколько отличается от инвентаря книги имущества. Использование имущества учреждения культуры в личных корыстных це­лях, его подмена запрещены и наказуемы в материальном или уголовном порядке.

Все устаревшее имущество подлежит списанию. Списа­ние производится комиссией, создаваемой руководителем вышестоящей организации. Но инициатива должна исхо­дить от специалистов учреждения культуры. Комиссия ос­матривает каждый предмет, устанавливает причину, по ко­торой он пришел в негодность, проверяет по инвентарным записям и оформляет акт, в котором должно быть указано: наименование предмета, его инвентарный номер, когда приобретен, стоимость и причина списания.

В конце акта обязательно указывается количество спи­сываемых предметов и на какую сумму, ставятся подписи всех членов комиссии. Составленный акт утверждается вы­шестоящей организаций, после чего предметы уничтожают­ся, а в инвентарной книге ставится отметка о списании. Бы­вают случаи, когда предметы, пришедшие в негодность, ис-

пользоваться по прямому назначению не могут, но их мож­но использовать как реквизит.

Например, пришли в негодность баян, гармошка, аккор­деон, но они могут использоваться в качестве реквизита танцевальным или театральным коллективом. В таких слу­чаях в акте должно быть указано о новом назначении спи­санного предмета. Списать же эти предметы нужно было по истечении срока службы и для того, чтобы получить право на приобретение новых инструментов. При списании мягко­го инвентаря в акте можно указать, что в последующем раз­резанный материал будет использован в качестве ветоши для указанных нужд и т.д. Вышестоящие организации должны систематически осуществлять контроль за состоя­нием и сохранностью имущества учреждения культуры. В этих целях они создают инвентаризационные комиссии, ко­торые не менее одного раза в год, в установленный срок, проводят ревизию имущества -инвентаризацию. Названные комиссии проверяют наличие и качественное со­стояние имущества, правильность записей в инвентарных книгах (ведомостях), отмечают отсутствующее имущество и составляют соответствующий результатам ревизии акт. В нем должны быть отражены: условия хранения имущества и его состояние, количество отсутствующих предметов, их инвентарные номера, стоимость, общее количество отсутст­вующего имущества и на какую сумму. Акт инвентаризации подписывают все члены комиссии, руководитель учрежде­ния культуры и материально ответственные лица. Акт сда­ется в вышестоящую организацию, руководитель которой по результатам ревизии издает приказ (распоряжение). В приказе определяются сроки возмещения нанесенного ма­териального ущерба (если он обнаружен комиссией), наме­чаются сроки устранения выявленных недостатков в хозяй­ственной деятельности и административные выводы (выго­вор, предупреждение) для лиц, ответственных за согласие и сохранность имущества, если нарушения не требуют более

строгого наказания. Приказ вышестоящей организации по результатам инвентаризации подлежит обязательному ис­полнению в установленные сроки. Инвентаризационная ко­миссия может выходить с предложением о списании иму­щества, пришедшего в негодность, но не списанного до проведения инвентаризации, если имеются основательные причины для его списания.

Порядок передачи имущества и дел вновь назначенному руководителю учреждения культуры следующий:

Когда меняется руководитель учреждения культуры, производится обязательная передача имущества и дел в присутствии комиссии, в состав которой входят, кроме представителей вышестоящей организации, сдающий и принимающий имущество и дела. Новый руководитель зна­комится с состоянием помещений учреждения культуры, его оборудованием (имеются в виду отопительная система, канализация, электрохозяйство), в соответствии с записями в инвентарных книгах (ведомостях), принимает имущество всех видов (только имеющееся в наличии), сверяет суммы израсходованных и оставшихся средств по бюджетной сме­те и приходно-расходной смете по спецсредствам ко време­ни передачи. Материальные ценности (топливо, бумагу, краски, строительные материалы) принимает по наличию, определяя их объем и стоимость, знакомится с состоянием культурно-просветительной работы и совместно с членами комиссии определяет состояние принимаемого имущества и помещений, знакомится и принимает всю имеющуюся ин­структивно-директивную и деловую документацию, отме­чая ее назначение и качество ведения.

По результатам приема имущества и дел учреждения культуры новым руководителем комиссия составляет акт

сдачи — приема имущества и дела учреждения культуры. В акте сдачи-приема указываются дата, замечания о состоя­нии хозяйства учреждения культуры. Подробно перечисля­ются: отсутствующее имущество, его инвентарные номера, стоимость каждого предмета и сумма, принимаемое имуще­ство, не занесенное в инвентарные книги (виды имущества, их количество и сумма стоимости).

В акте отражается перечень документации, передавае­мой новому руководителю. Акт подписывается членами ко­миссии, сдающим и принимающим имущество и дела учре­ждения культуры, и утверждается руководителем выше­стоящей организации. Дата составления акта является да­той, со времени которой назначенный руководитель прини­мает на себя обязанности руководителя и ответственность за все хозяйство учреждения культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: