Основные функции и предмет науки

С точки зрения влияния на общество функции науки (внешние) могут быть:

1) познавательными;

2) практически-деятельностными;

3) культурными;

4) культурно-мировоззренческими;

5) социальными (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).

Важнейшими внутренними функциями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений объективной действительности на основе открываемых ею законов и закономерностей.

Основой науки является сбор научных фактов, их обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие – прогнозировать их развитие. Научные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде научных законов.

Что же описывает, объясняет и прогнозирует наука в целом? Она описывает окружающий мир, объясняет его явления и прогнозирует ход происходящих в нем процессов.

Современный научный взгляд на мир заключается в том, что он состоит из трех сущностей: вещества, энергии и информации. Эти три сущности и являются объектом науки либо все вместе, либо порознь. При дальнейшей конкретизации научных проблем уточняются и объекты их рассмотрения. Объект исследования чаще всего является материальным, но может быть и идеальным в том случае, когда основу его составляет информация.

Информация – это объект исследования, обладающий необычными свойствами, что хорошо показал великий драматург Б.Шоу на простом примере. "Если у меня есть яблоко, и у тебя есть яблоко, то обменявшись ими мы будем иметь по одному яблоку. Но если у меня есть идея, и у тебя есть идея, то обменявшись ими, мы будем иметь по две идеи".

Объект науки (исследования) – выделенная по некоторым правилам часть мира, существующая независимо от сознания субъекта, противостоящая ему в его познавательной и предметно-практической деятельности.

Наряду с объектом науки (исследования) важным научным понятием является предмет науки (исследования).

Главное отличие объекта от предмета заключается не в том, что объект – это общее, целое, а предмет – это частное, часть целого. Важно понять, что объект (в отличие от предмета) не принадлежит науке, а тем более данному исследованию, а находится вне этой формы общественного сознания. Объект потому и объект, что существует объективно, независимо от чьего-либо сознания, воли или желания.

Познающий субъект выбирает объект для изучения и последний становится, таким образом, объектом науки (исследования). Но если только этот или другой объект не будет выбран исследователем, он от этого не перестанет существовать в отличие от предмета.

Дело в том, что предмет – это всего лишь способ видения объекта с позиции данной науки. Это означает, что предмет всегда идеален (в отличие от объекта), поскольку существует только в нашем (или общественном) сознании. Форма существования объекта – реальность, форма существования предмета – знания об этой реальности.

Таким образом, можно дать следующее определение предмету науки.

Предмет науки (исследования) – это научные знания о выбранном объекте или о той его стороне, которая рассматривается данной наукой (исследованием).

Например, объектом познания в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений, предметом – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Существует и такое понятие, как предметная область исследования – множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории. Термин «предметная область науки (исследования)» употребляется тогда, когда не удается объединить одним названием совокупность разных (частных) предметов, либо когда границы предмета недостаточно четко очерчены.

Интуитивно кажется ясным, чем отличается наука от других форм познавательной деятельности человека. Однако четкое различение специфических черт науки в форме признаков и определений оказывается довольно сложной задачей. Об этом свидетельствуют многообразие дефиниций науки, непрекращающиеся дискуссии по проблеме демаркации между ней и другими формами познания.

Научное познание, как и все формы духовного производства, в конечном счете, необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.

Основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами.

Литература:

Основная

1. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации. Учебное пособие

для студентов Вузов. - М., 2001.

2. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.: Учебное

пособие. - М., 1998.

3. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000.

4. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. - М.,2005.

5. Философия и методология науки.: Учебное пособие для студентов Вузов /

под ред. Купцова В.И. - М., 1996.

6. Философия науки и техники: Учебное пособие // Степин В.С., Горохов В.Г., Россов М.А. - М., 1995.

7. Наука и научность в исторической перспективе. - СПб., 2007.

8. Журнал «Философия науки» -http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience sod.htm

9. Электронный каталог журнала «Вопросы философии» http//sysres.isa.ru/vf/index/htm

10. История науки в лицах. Сборник публикаций по истории русской науки

и её великих представителях - http://a2com.ru/

11. Сайт Института истории науки и техники РАН - http://www.aspektpro.ru

Дополнительная:

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.

2. Барбер Б. Социология науки. Социология сегодня. - М., 1965.

3. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой.

4. М., 2000.


Литература:

Основная

12. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации. Учебное пособие

для студентов Вузов. - М., 2001.

13. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.: Учебное

пособие. - М., 1998.

14. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000.

15. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. - М.,2005.

16. Философия и методология науки.: Учебное пособие для студентов Вузов /

под ред. Купцова В.И. - М., 1996.

17. Философия науки и техники: Учебное пособие // Степин В.С., Горохов В.Г., Россов М.А. - М., 1995.

18. Наука и научность в исторической перспективе. - СПб., 2007.

19. Журнал «Философия науки» -http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience sod.htm

20. Электронный каталог журнала «Вопросы философии» http//sysres.isa.ru/vf/index/htm

21. История науки в лицах. Сборник публикаций по истории русской науки

и её великих представителях - http://a2com.ru/

22. Сайт Института истории науки и техники РАН - http://www.aspektpro.ru

Дополнительная:

5. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.

6. Барбер Б. Социология науки. Социология сегодня. - М., 1965.

7. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой.

8. М., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: