Большинство конструкций арматуры имеет устройство для герметизации подвижного соединения «крышка-шпиндель» с применением сальниковых набивок.
Материалы для сальниковой набивки должны иметь высокую упругость, физическую стойкость при рабочей температуре, химическую стойкость против действия рабочей среды и малый коэффициент трения. В качестве набивочных материалов в основном применяются: хлопчатобумажные материалы марок ХБС-сухой и ХБП-пропитанный (ГОСТ 6904-83), пенька марок ПС-сухой и ПП-пропитанный (ГОСТ 4668-75), асбестовый шнур марок АС-сухой и АП-пропитан-ный (ГОСТ 1770-74), набивку марки ЛП (ГОСТ 5152-84).
Смазки
Смазывающие материалы должны подбираться таким образом, чтобы они в рассматриваемых условиях работы обеспечивали сохранение жидкой прослойки, не выдавливались, были бы физически и химически стабильными. Для различных деталей арматуры используются следующие смазочные материалы:
1. Для резьбовых пар «шпиндель-ходовая гайка» смазка должна удовлетворять требованиям: не стекать после нанесения на резьбу, выдерживать большие контактные давления, быть стойкой при заданной температуре. При температурах до 55°С для этой цели подходит солидол, состоящий в основном из вязкого минерального масла, загущенного кальциевым мылом эфирных кислот. При высоких температурах в состав смазки обычно вводится в качестве компонента чешуйчатый или коллоидный графит, оказывающий хорошее смазывающее действие.
|
|
2. Для узлов трения при температуре до 115°С широко применяют тугоплавкую универсальную смазку (консталин жировой) УТ-1, а при температуре до 135°С - УТ-2 (ГОСТ 1957-73).
3. Для уплотнения бронзовых пробковых кранов может быть использована смазка следующего состава: молотая слюда - 2; натриевое мыло на саломасле - 35±4; машинное масло -58±5 (% по массе). Широкое применение получили антифрикционные смазки: ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-74), представляющая собой минеральное масло, загущенное литиевым мылом (используется в интервале температур от — 60 до + 120°С; ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 4433-80), представляющая собой кремнийорганическую жидкость, загущенную литиевым мылом. Смазка используется в интервале температур от - 60 до +150°С, не действует на резину и может быть использована для заполнения резиновых манжет.
4. Для консервации газовой арматуры следует использовать пушечную смазку УНЗ (ГОСТ 19537-83) или консер-вационное масло НГ-204У (ГОСТ 18974-73).
Лабораторная работа 4
ТРУБЫ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГАЗОПРОВОДОВ
Цель работы: ознакомление с устройством газопроводов, материалами труб и соединительных элементов при их сооружении.
Теоретические положения
|
|
Газораспределительная система представляет собой производственный комплекс взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и бесперебойной подачи природного газа непосредственно его потребителям.
В эту систему входят газопроводы, состоящие из труб, соединительных элементов и различной арматуры. Газопроводы по месту прокладки подразделяются на наружные и внутренние. Наружным является подземный, наземный или надземный газопровод, проложенный вне зданий до наружной конструкции здания. Внутренний газопровод -газопровод, проложенный от наружной конструкции здания до места подключения расположенного внутри зданий газоиспользующего оборудования.
По рабочему давлению транспортируемого газа они подразделяются на газопроводы высокого давления I и II категории, среднего и низкого давления в соответствии с табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Классификация | Вид | Рабочее давление в | ||
газопроводов но | транспортируемого | газопроводе. | ||
давлению | газа | МПа | ||
Высокого | I категория | св. 0,6 до 1,2 включительно | ||
П категория | Природный газ | св. 0,3 до 0,6 включительно | ||
Среднего | Природный газ | св. 0,005 до 0,3 | ||
включительно | ||||
Низкого | Природный газ | до 0,005 включительно |
Согласно СНиП 42-01-2002 для подземных газопроводов следует применять стальные и полиэтиленовые трубы (до 0,3 МПа), для наземных и надземных - стальные. Для внутренних газопроводов низкого давления разрешается применять стальные и медные трубы. Выбор материала труб, трубопроводной запорной арматуры, соединительных деталей производится с учетом давления газа, диаметра и толщины стенки газопровода, расчетной температуры наружного воздуха в районе строительства. При этом для подземных и наземных стальных газопроводов следует применять трубы и соединительные детали с толщиной стенки не менее 3 мм, для надземных и внутренних газопроводов - не менее 2 мм.