Экономическая эффективность улучшения показателей использования подвижного состава во времени

1. Скорости движения поездов

К показателям, характеризующим качество использования подвижного состава во времени, относятся: оборот вагона и оборот локомотива; скорости движения поездов; среднесуточный пробег вагонов и локомотивов, а также показатели простоя подвижного состава под технологическими операциями перевозочного процесса. Некоторые из этих показателей являются составными элементами комплексных параметров, которые дают обобщенную оценку использования подвижного состава во временном аспекте.

Существенное значение для оценки использования подвижного состава имеют показатели его оборота и скорости движения поездов.

В эксплуатационной работе транспорта наиболее важное значение имеют участковая и техническая скорости движения поездов.

Техническая скорость характеризует среднюю скорость движения поездов по участкам с учетом затрат времени на их разгон и торможение. Участковая скорость – это средняя скорость движения поездов по участкам с учетом времени их простоя на промежуточных станциях.

Основными факторами, влияющими на скорости движения поездов, являются: профиль и техническое состояние пути, вид тяги и тип локомотива, техническая оснащенность пути устройствами СЦБ и связи, структура вагонного парка в поездах, опыт работы локомотивных бригад.

В обобщенном виде экономия расходов от улучшения скоростей движения поездов

∆Сv = ∑NS(1/V’ – 1/V)сNt,

где ∑NS – поездокилометры на участке; V,V' – скорости движения поездов (участковая или техническая) до и после изменения соответственно; сNt – укрупненная расходная ставка поездочаса.

Повышение скоростей движения поездов обеспечивает экономию расходов в части энергетических затрат. При этом существенное значение имеет способ увеличения скоростей.

Если скорости движения поездов увеличиваются за счет сокращения чистого времени хода по перегону, то, как правило, возрастает удельный расход энергетических затрат на тягу поездов (норма расхода топлива или электроэнергии на измеритель). При электрической тяге в случае использования рекуперативного торможения энергетические потери могут быть существенно снижены.

Особенно эффективно повышение участковой скорости движения за счет сокращения времени простоя на промежуточных станциях – как за счет уменьшения времени стоянок, так и снижения числа остановок на станциях. Экономия эксплуатационных расходов от повышения скоростей движения за счет сокращения простоя на промежуточных станциях

ΔСпр.ст = Δ∑Nv + Ут(э) · ст(э) · ΔКст · 2,

где ∆∑Nv – сокращение поездочасов движения поездов при увеличении участковой скорости; Ут(э) – удельный расход топлива (электроэнергии) на разгон и торможение поездов, кг (кВт·ч) / 10 000 ткм брутто;
ст(э) – стоимость единицы энергетических затрат, р.; ΔКст – сокращение числа стоянок поездов на промежуточных станциях.

2 Оборот вагона

Оборот вагона характеризует время полного производственного цикла работы вагона от момента погрузки до момента следующей погрузки вагона или от выгрузки вагона до его следующей выгрузки; измеряется в сутках или часах.

В среднем по сети, железной дороге или отделению дороги оборот вагона

Оваг = ∑nt / (Тпл · Uраб);

Оваг = ∑nраб / Uраб,

где ∑nt – вагоночасы работы парка вагонов за определенный период ∑nраб – рабочий парк вагонов, ваг.; Uраб – среднесуточная работа дороги, отделения дороги или в целом по сети, ваг./сут; Тпл – плановый или отчетный период расчета показателя, ч.

Работа дороги, отделения дороги или сети в целом учитывает сумму среднесуточной погрузки вагонов на станциях ∑nпог и приема груженых вагонов ∑nпр.гр:

U = ∑nпог + ∑nпр.гр.

Аналитическая формула определения оборота вагона позволяет исследовать факторы, влияющие на этот показатель.

Оборот вагона включает время нахождения его в движении Одв и в простое под технологическими операциями работы вагона – нахождения его на промежуточных станциях Опр.ст, технических станциях без переработки Об/п и с переработкой Ос/п, а также под грузовыми операциями Огр.оп. Исследования показывают, что в общей продолжительности оборота вагона только 23–25 % времени он находится в движении, когда непосредственно и выполняет продуктивную работу. Следовательно, ускорение оборота вагона должно предусматривать сокращение простоев вагонов под техническими операциями за счет улучшения факторов, влияющих на них.

Аналитическая формула расчета оборота вагона показывает, что практически работа всех отраслевых хозяйств железнодорожного транспорта влияет на данный показатель.

Эффективная работа хозяйства движения должна быть направлена на снижение простоя вагонов на технических станциях – уменьшение времени простоя под переработкой вагонов tс/п и нахождения их на станции без переработки tб/п. Работа предприятий хозяйства грузовой и коммерческой работы влияет на простой вагонов под грузовыми операциями – погрузкой и выгрузкой tгр.оп.

Организация работы вагонного и локомотивного хозяйства влияет на время нахождения вагонов на промежуточных станциях tпр.ст, путевого и локомотивного хозяйств – на скорости движения поездов и, следовательно, на время нахождения вагонов в движении.

Качество организации эксплуатационной работы железнодорожного транспорта отражается на показателе оборота вагона. На его уровень влияют:

– качество разработки графика движения поездов;

– план формирования поездов;

– качество планирования перевозок и вагонопотоков на участках сети;

– методы эксплуатационной работы транспорта: методы организации работы станций, эксплуатации локомотивов, организации работы грузовых дворов и подъездных путей, оптимизация формирования графика ремонтных работ устройств инфраструктуры транспорта.

Наиболее существенное ускорение оборота вагона достигается за счет увеличения таких показателей работы подвижного состава, как участковая скорость движения поездов, длина вагонного Lв и маршрутного Lмарш плеч обслуживания вагонов. При этом важно достичь снижения порожнего пробега вагонов и его простоев на станциях.

Экономический эффект от ускорения оборота вагона заключается в экономии эксплуатационных расходов:

= Uраб – Оваг) · Тпл · сnt,

где сnt – расходная ставка вагоночаса работы вагона.

Ускорение оборота вагона обеспечивает снижение рабочего парка вагонов, а следовательно, и потребность транспорта в перевозочных ресурсах, что обеспечивает экономию инвестиционных вложений в подвижной состав. Улучшение показателей эксплуатационной работы, входящих в формулу оборота вагона, может быть оценено для каждого случая с позиций его влияния на оборот вагона и эксплуатационные расходы транспорта.

Так, например, удлинение вагонного плеча обслуживания вагонов обеспечит следующее сокращение расходов за счет ускорения оборота вагонов:

∆С = lп · tб/п · Uраб(1 / L – 1 / Lвnt,

где lп –полный рейс вагона, км; Lв – вагонное плечо, км, определяется средним расстоянием между техническими станциями.

Рейс вагона характеризует расстояние, проходимое вагоном за оборот. Различают полный рейс вагона lп; груженый рейс lгр – расстояние, проходимое вагоном за оборот в груженом состоянии; порожний рейс вагона lпор – расстояние, проходимое в порожнем состоянии.

Экономия эксплуатационных расходов от ускорения оборота вагона за счет увеличения его груженого рейса

∆С = ( )(1 + ) · / .

Рассмотрим примеры определения экономического эффекта от ускорения оборота вагона за счет факторов, влияющих на него.

∆Ов = lп (1 / V – 1 / Vуч);

2. Экономия расходов на содержание вагонного парка за оборот

∆Сваг = ∆Ов · Uраб · сnt;

Экономия эксплуатационных расходов за оборот

∆Ов = lп(1 / Lв – 1 / L )tтех;

Экономия эксплуатационных расходов за оборот

3. Оборот локомотива

Оборот локомотива характеризует время полного производственного цикла работы локомотива – от момента выхода локомотива с контрольного пункта основного депо приписки до момента его возвращения на этот контрольный пункт.

Оборот локомотива измеряется в сутках или часах и включает время нахождения его в поездной работе или движении и время технологических простоев – на путях основного депо, оборотного депо и в пунктах смены локомотивных бригад. Данный показатель может быть также определен исходя из линейного пробега локомотива ∑ΜSлин, участковой скорости движения Vуч и эксплуатационного парка локомотивов ∑Μэк:

Ол = ∑ΜSлин / ∑Μэк·Vуч·24.

Сокращение времени оборота локомотива может быть достигнуто за счет:

– повышения участковой скорости движения;

– сокращения времени технологических простоев локомотивов на станционных и деповских путях. Особенно эффективно сокращение времени нахождения локомотивов на путях оборотных депо.

Совершенствование технологии текущего обслуживания локомотивов за счет выполнения основных операций по текущему осмотру и экипировке локомотивов преимущественно в основном депо приводит не только к сокращению времени оборота локомотива, но и к снижению эксплуатационных расходов на содержание оборотных депо, увеличению тяговых плеч работы локомотивов.

Основной экономический эффект от ускорения оборота локомотива заключается в снижении потребности в парке локомотивов и, как следствие, сокращении эксплуатационных расходов на их содержание и инвестиций на их приобретение.

Экономия эксплуатируемого парка поездных локомотивов

Δ∑Μэк = 24 ∑ΜSлин / Vуч (1/О – 1/Ол),

где Ол, О – оборот локомотива до и после изменения, сут.

Экономия эксплуатационных расходов за счет ускорения оборота локомотивов

ΔС = ∑Μэк·Vуч – Ол) · сΜS,

где сΜS – расходная ставка локомотивочаса, р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: