К комплексным показателям оценки эффективности использования подвижного состава относятся производительность вагона и производительность локомотива.
В табл. показаны формулы определения этих показателей, из которых следует, что они в большей степени характеризуют эффективность использования мощности подвижного состава. Однако аналитические формулы расчета показывают, что на производительность подвижного состава оказывают влияние все группы показателей – показатели использования подвижного состава по мощности, во времени и непродуктивной работы вагонов и локомотивов.
Очевидно что все факторы, влияющие на эти группы показателей, воздействуют и на производительность подвижного состава. Наибольший экономический эффект от увеличения производительности подвижного состава создается за счет экономии парка вагонов и локомотивов как в части расходов на их содержание и обслуживание, так и в капитальных вложениях.
Экономия эксплуатационных расходов при повышении производительности подвижного состава в обобщенном виде определяется формулами
|
|
ΔС = ΔПл·∑Μэк·Тпл ·СΝS / Qбр;
ΔС = Δ Пв·∑праб·Тпл·СΝS / Qн,
где ΔС , ΔС – экономия эксплуатационных расходов от повышения производительности локомотива и вагона соответственно.
Если при повышении производительности подвижного состава железные дороги используют тот же парк вагонов и локомотивов, то это дает возможность выполнить больший объем перевозок, а следовательно, и увеличить свои доходы. Так, например, при повышении производительности вагона дополнительные доходы дороги при существующем рабочем парке вагонов
ΔД = ΔПваг ·∑nраб ·Кт/э ·g10ткм·Тпл,
где Кт/э – коэффициент отношения тарифных тонно-километров ∑Рlтар к эксплуатационным тонно-километрам ∑Рlэк; g10ткм – доходная ставка за 10 ткм тарифных, р./10 ткм;
Кт/э = ∑Рlтар / ∑Рlэк.
По аналогичной схеме можно определить дополнительные доходы дороги от повышения производительности локомотива.