Двигатели внутреннего сгорания в общем случае классифицируются по большому числу признаков. Рассмотрим классификацию лишь судовых ДВС (СДВС) по основным признакам.
1. По назначению СДВС делятся на главные и вспомогательные.
Главным называется двигатель, обеспечивающий движение судна, т. е. служащий для привода движителя (как правило, гребного винта). У судов технического флота главный двигатель служит для выполнения их основных функций по назначению: у земснарядов – для перемещения грунта, у нефтестанций – для перекачки нефтепродуктов и т.д.
Все остальные СДВС называются вспомогательными. Большей частью они служат для выработки электроэнергии и называются дизель-генераторами.
2. По величине мощности различают двигатели:
– маломощные до 75 кВт.;
– средней мощности 75...750 кВт.;
– мощные 750...7500 кВт.;
– сверхмощные свыше 7500 кВт.
Главные двигатели речного флота имеют мощность 66...1600 кВт,
т. е. в основном относятся к категории средней мощности. Сверхмощные дизели до 70000 кВт применяются в морском флоте.
|
|
3. По частоте вращения коленчатого вала различают двигатели:
– малооборотные (МОД), n = 100... 350 об/мин.;
– среднеоборотные (СОД), n = 350... 750 об/мин;
– высокооборотные (ВОД), n = 750 … 2500 об/мин.
4. П о средней скорости поршня различают двигатели:
– тихоходные 4,5 < Сm < 7 м/с;
– средней быстроходности 7 < Cm < 10 м/с;
– быстроходные 10 < Cm < 15 м/с.
Средняя скорость поршня: Cm =S∙n/30 (м/с),
где S – ход поршня (м); n – число оборотов (об/мин).
5. По способу осуществления рабочего цикла СДВС бывают четырехтактные и двухтактные.
6. По способу смесеобразования различают двигатели с внутренним смесеобразованием – дизели – и с внешним смесеобразованием – карбюраторные и газовые двигатели. Последние на флоте имеют очень ограниченное применение (подвесные лодочные моторы, автомобильные двигатели для легких катеров).
7. По способу наполнения цилиндра свежим зарядом судовые дизели бывают без наддува и с наддувом.
8. По способу воспламенения горючей смеси в цилиндре двигатели бывают с самовоспламенением горючей смеси вследствие её высокой температуры в результате сжатия – дизели, и с принудительным воспламенением от электрической искры – карбюраторные и газовые двигатели.
9. По расположению цилиндров СДВС преимущественно имеют рядное, вертикальное расположение. Для высокооборотных, форсированных дизелей применяется V-образная компоновка. Более сложные схемы расположения цилиндров встречаются редко.
10. По числу цилиндров применяются СДВС, имеющие от 3 до 42 (56) цилиндров. Дизели речного флота преимущественно имеют 6, 8 и 12 цилиндров.
|
|
11. По способу действия СДВС бывают простого и двойного действия. Последние ранее применялись только на морском флоте.
12. По конструкции кривошипно-шатунного механизма (КШМ) судовые дизели бывают тронковые и крейцкопфные. Все двигатели речного флота – тронковые, на морском флоте встречаются оба типа двигателей.
13. По способу реверса, т. е. изменения направления вращения коленчатого вала, СДВС бывают реверсивные и нереверсивные. Для осуществления реверса последние снабжаются специальным механизмом – реверс-редуктором или реверсивной муфтой.
14. По направлению вращения коленчатого вала различают двигатели правого и левого вращения. Правое вращение – по часовой стрелке, левое – против, если смотреть со стороны отбора мощности (маховика).
15. По исполнению судовые дизели разделяют на правобортные и левобортные. «Бортность» двигателя определяется стороной борта судна, вдоль которого установлен двигатель при условии выхода органов управления двигателя в сторону внутреннего пространства машинного отделения.