Организационно-методический раздел (пояснительная записка)

Планы семинарских и практических занятий подготовлены для курсантов, обучающихся на очной форме обучения по специальности 030501.65 Юриспруденция, специализация – уголовно-правовая, с профилем подготовки – предварительное следствие в органах внутренних дел.

Потребность в выделении и изучении самостоятельного курса “Обеспечение прав человека в деятельности ОВД” вызвана значительной актуализацией проблематики прав и свобод личности, конституционным признанием их Россией на уровне международно-правовых стандартов, сознанием их высокой ценности, необходимостью их надежного обеспечения и защиты со стороны государственных ор­ганов и, в частности, органов внутренних дел.

Учебный курс “Обеспечение прав человека в деятельности ОВД” был введен в соответствии с рекомендацией 63 сессии Гене­ральной Ассамблеи Интерпола (октябрь 1994 года, Рим) и Директивой Министра внутренних дел Российской Федерации “Об основных направ­лениях оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск в 1995 г.” (п. 2.5).

Содержание настоящей дисциплины основывается на утвердившихся в России современных демократических концепциях прав и свобод человека. Они охватывают важнейшие знания о правах и свободах в историческом и теоретическом плане в единстве с практическими проблемами их реализации и гарантирования. Один их приоритетных аспектов – целенаправленный анализ российского законодательства о правах и свободах личности в сопоставлении с соответствующими принципами и нормами международного права, что в ещё большей мере актуализировалось в связи с вступлением России в Совет Европы и присоединением к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Основной целью настоящей учебной дисциплины является гуманизация деятельности органов внутренних дел в условиях становления в России правовой государственности, ориентация сотрудников на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности нашего общества.

Сообразно этому ставятся задачи овладения будущими специалистами знаниями о правах человека и гражданина, реализации и гарантирования прав; формирования у сот­рудников чувства уважения к человеку, его правам, чести и досто­инству; укрепления профессиональной ориентации на защиту гражда­нина от любого беззакония и произвола. Особо выделяется вопрос формирования навыков правильного применения сотрудниками юридических норм, связанного с реализацией и защитой субъективных прав и свобод.

Из цели вытекают следующие задачи учебной дисциплины:

1. Иметь представление о международных нормах в области прав человека.

2. Знать конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и механизм гарантирования их органами внутренних дел при осуществлении своих функций;

3. Уметь обеспечивать права и свободы человека и гражданина при производстве предварительного расследования

Многие вопросы, изучаемые в настоящей учебной дисциплине, в том или ином виде рассматриваются в ряде других дисциплин: философии, теории и истории государства и права, конституционном праве, международном праве правоохранительных органах, административной, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и др. Таким образом, данный учебный курс носит междисциплинарный (межотраслевой) характер. Однако в предлагаемой дисциплине вопросы излагаются системно, приоритетно и концентрированно через призму прав и свобод личности, их обеспечения и

защиты.

В качестве основных функций дисциплины можно выделить следующие:

Мировоззренческая функция вытекает из необходимости привития всем работникам МВД глубоко осознанного, выраженного во всем комплексе их жизненных принципов и убеждений интеллектуально зрелого отношения к человеку, его правам и свободам, которые являются высшей ценностью.

Гражданская функция обусловлена важностью задачи формирования стойкой и непротиворечивой мотивации работника правоохранительных органов. Человек, защищающий закон, должен быть до конца убежден в гуманистическом смысле, социальной ценности и нравственной правоте своей деятельности.

Методологическая функция следует из межотраслевого характера изучаемых в данном курсе вопросов, в результате чего он выполняет роль объединяющего смыслового узла в сфере привития сознания о необходимости соблюдения законности при осуществлении сотрудниками МВД своих профессиональных обязанностей.

Практическая (профессиональная) функция заключается в том, что знание глубинных основ такого важного правового института как права и свободы человека и гражданина поможет работнику милиции правильно применять отраслевые юридические нормы, связанные с этим вопросом.

Круг вопросов, подлежащих изучению но указанному курсу, можно условно разделить на три основных раздела:

Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В этом разделе рассматриваются основные понятия данной учебной дисциплины; теории происхождения прав человека; классификации прав; вопросы становления общепризнанной системы прав человека; положения международных актов, признанных Россией, и нормы внутригосударственного законодательства, действующих в этой области.

Обеспечение прав и свобод личности. Освещению подлежат внутригосударственная система гарантий прав личности (индивидуальные возможности по непосредственной реализации своих прав и свобод, роль общественных объединений и организаций в этом процессе, функции законодательной, исполнительной и судебной властей в механизме обеспечения прав и свобод личности, а также условия ограничения прав личности), и международная система гарантий (роль международных организаций в механизме обеспечения прав человека).

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел. В этом разделе рассматриваются основные формы, методы и направления деятельности органов внутренних дел в механизме обеспечения прав личности.

В целях краткости подачи и упрощения текстуального восприятия названия дисциплины в нем термин “обеспечение” используется в самом широком понимании, как объединяющий защиту (охрану), соблюдение и собственно обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина. По этой же причине в названии используется словосочетание “права человека”. По существу же речь идет о правах и свободах человека и гражданина.

Материал дисциплины рассматривается на лекционных, семинарских и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы курсантов.

Одним из важнейших видов занятий по любой дисциплине является лекция. Она составляет основу теоретической подготовки курсантов. На лекции рассматриваются основные моменты, которые подлежат изучению в данной теме. Курсантам настоятельно рекомендуется внимательно и с полной отдачей работать на лекции с тем, чтобы не создавать себе дополнительных сложностей при подготовке к семинарским и практическим занятиям, к зачету.

Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Для приобретения, отработки и закрепления практических умений и навыков, применения теоретических знаний для решения практических задач проводится практическое занятие. На этих аудиторных занятиях ведется работа как по выработке у курсантов навыков применения нормативно-правовых актов, навыков ведения дискуссии, аргументации собственной позиции, так и по контролю знаний, приобретенных на лекции и в процессе самостоятельной подготовки.

Однако количество часов, отведенных на аудиторное изучение данного курса, довольно ограничено. Это привело к тому, что три темы выносятся на самостоятельное изучение:

Тема № 3: “История прав и свобод человека в России и в мире”;

Тема № 7: “Деятельность ОВД по охране прав и свобод личности”.

Тема № 8: “Обеспечение прав и свобод личности в административной деятельности ОВД”

Причем, если по темам № 7 и №8 тематическим планом предусмотрено одно лекционное занятие, то по теме № 3 не предусмотрено ни одного

аудиторного занятия.

Эти тема изучается самостоятельно курсантами в часы самоподготовки самостоятельно. Кроме того, необходимо отметить, что вопросы, рассматриваемые в рамках данных тем, выносятся на зачет.

В процессе самостоятельного изучения указанных тем необходимо, прежде всего, ознакомиться с содержанием методических указаний по изучению тем, вынесенных на самостоятельное изучение, которые имеются на кафедре уголовного процесса НА МВД РФ. Для изучения указанных тем необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, учебной и научной литературе, список которых приведен в методических указаниях.

Контроль знаний слушателей по темам, выносимым на самостоятельное изучение, производится преподавателем непосредственно на аудиторных занятиях по последующим темам и на зачете.

Данная дисциплина преподается на очном и заочном факультете.

К практическим занятиям необходимо готовиться письменно до занятия в часы самоподготовки. Наличие письменно выполненных практических заданий может быть проверено преподавателем в начале занятия.

По курсу “Обеспечение прав человека в деятельности ОВД” в библиотеке Нижегородской академии МВД РФ имеется довольно много литературы, однако, не следует забывать работу с нормативно-правовыми актами и обобщение деятельности органов внутренних дел.

Ввиду того, что данный курс носит междисциплинарный (межотраслевой) характер, то при подготовке к занятиям и к зачету можно использовать учебники и другую литературу по философии, общей теории права, конституционному праву, международному праву, административной деятельности ОВД, уголовному процессу, оперативно-розыскной деятельности и др. Требования к уровню освоения курса.

Выпускник должен:

Знать конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и механизм гарантирования их органами внутренних дел при осуществлении своих функций; основные международные нормы в области прав человека.

Уметь обеспечивать права и свободы человека и гражданина при производстве предварительного расследования. Соблюдать права личности в стадии расследования преступлений, поскольку в данной части уголовного процесса меры процессуального принуждения применяются наиболее интенсивно. Именно со стадии расследования начинается вовлечение граждан в орбиту уголовно-процессуальной деятельности в качестве различных участников процесса и, следовательно, осуществление их процессуальных прав. Результаты расследования используются в судебном разбирательстве и способны оказывать существенное влияние на принятие судом итоговых решений по уголовному делу.

Владеть навыками обеспечения и охраны прав личности в процессе профессиональной деятельности.

Надеемся, изучение данной учебной дисциплины поможет Вам пополнить багаж знаний, поднять уровень Вашей правовой культуры и поможет в Вашей дальнейшей практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: