Формирование ассортимента – это подбор различных групп, видов, размеров, фасонов и других разновидностей товарной продукции в соответствии со спросам субъектов рынка, направленный на более полное его удовлетворение.
Цель: создание устойчивого ассортимента, причем он должен быть минимально достаточным.
Ассортиментный минимум вносит организованность в работу предприятий, является гарантом обеспечения потребителей соответствующей продукцией. Устойчивость ассортиментного минимума позволяет избежать отсутствия в продаже конкретного товара, т.к. это может означать отказ в удовлетворении потребительского спроса. Устойчивость определяется коэффициентом устойчивости – это отношение фактического ассортимента к обязательному.
Факторы, учитываемые при формировании ассортимента:
· спрос - это потребность, подкрепленная платежеспособностью покупателей, которая зависит от сегмента рынка потребителей: их доходов, демографических, национальных и других особенностей;
|
|
· рентабельность определяется себестоимостью, затратами производства и обращения, на величину которых влияют внешние и внутренние факторы.
· сырьевая база производственных предприятий, которая определяется наличием природных ресурсов, затратами на доставку и производство;
· материально-техническая база - наличие производственных площадей, необходимого оборудования оказывает значительное влияние на формирование ассортимента;
· достижения научно-технического прогресса способствуют появлению новых товаров, не имеющих аналогов;
· специализация торгового предприятия помогает формировать ассортимент с достаточной глубиной и широтой;
· каналы распределения товаров. ритмичность поставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию ассортимента;
· методы стимулирования сбыта и формирования спроса также оказывают влияние на формирование ассортимента.
Процесс формирования. На первом этапе определяется перечень основных групп и подгрупп реализуемых товаров. На втором этапе определяется количество реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию.
Планирование и организация закупок товаров в розничном торговом предприятии.
Традиционной формой взаимоотношений торговли с производством является система заявок и заказов на куплю-продажу и поставку товаров. С них, как правило, начинаются коммерческие действия по закупке товаров в целях последующей их продажи населению.
Существует 2 способа доставки товаров в розничную торговую сеть автомобильными средствами:
Децентрализованнная перевозка или самовывоз товаров автомашинами, как правило, используются в малых и средних розничных торговых предприятиях.
|
|
При централизованной перевозке организуется стабильное поступление заказанных товаров к месту назначения. В ней принимают участие поставщики, автотранспортные предприятия и товарополучатели.
Модель закупки и доведения продукции до покупателей в розничном торговом предприятии (поэтапно):
1. Определение спроса покупателя (предусматривается исследование рынка товаров).
2. Формирование номенклатуры товаров(осуществляется с учётом выявленной потребности в ассортименте, количестве и качестве продукции).
3. Принятие целевых решений по закупке товаров (На основе информации 1 и 2 этапов).
4. Выбор поставщиков продукции.
5. Управление технологическими процессами (Прием,складирование,поддержание товарных запасов, обеспечение сохранности потребительских свойств).
6. Экономическая эффективность(устанавливается на основе издержек обращения и прибыли от продажи продукции).