Глава 6 Метания по Союзу

Сбылась бессмысленная мечта террористов.

А. и Б. Стругацкие

К концу 1990 года параллельно существовали Правительство СССР и правительства других республик, включая РСФСР. Вариантов два: или СССР уже окончательно никому и ни за чем не нужен, или нужно заключать какой‑то другой договор между республиками.

Разумеется, был еще и третий вариант: состоял он в том, чтоб арестовать Ельцина и кучку его сторонников, прекратить безобразия в республиках и начать широкомасштабную губернскую реформу, уничтожая причудливые полугосударства – «союзные республики» внутри СССР.

Но для того, чтобы реализовать этот «третий вариант», нужна была уверенность в себе, в своей правоте и вытекающая из них политическая воля. Но, будь у союзного руководства эти качества, они бы и не довели страну до такого состояния. Тем более что и губернскую реформу, и принятие другой модели экономики, и создание нормального национального правительства можно было осуществить уже сто раз.

Не только за 32 года – между 1953 и 1985 годами, но и за 5 лет «перестройки» можно было оказаться от идиотской марксистской идеологии, допустить частную собственность, ввести законы, поддерживающие нормальное использование биосферного ресурса, создать систему губерний, допустить культур‑национальную автономию.

При проведении этих мероприятий Советскому Союзу, или, вернее, возникающему на его месте государству, суждена была долгая и, возможно, счастливая жизнь. Но это сделано не было, и осенью 1990 года такой вариант даже не обсуждался. Да и обсуждать его было уже поздно.

Вместо этого 24 декабря 1990 года IV съезд народных депутатов СССР обсуждал проекты двух референдумов, предложенных Горбачевым: о праве на частную собственность на землю и о сохранении обновленного Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик, о новом союзном договоре.

Обе инициативы съезд поддержал. За проведение референдума о частной собственности на землю голосовали 1553 депутата, против – 84, воздержались – 70. За референдум о новом договоре голосовали 1677 депутатов, против – 32, воздержались – 66.

Правда, мятущийся Горбачев тут же просил воздержаться от проведения референдума по вопросу о частной собственности. Как же он метался, бедняга! Очень хотел провести референдум, который позволил бы резко опередить проклятого Ельцина… Но дрогнуло сердце честного сына партии! Не в силах был допустить такого идеологического бесчинства…

Съезд же обсудил проект нового Союзного договора и решил, что дальнейшую работу по подготовке и заключению договора должен проводить Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц всех республик.

И решил провести референдум по вопросу сохранения Союза ССР. Фактически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства: «в связи с многочисленными обращениями трудящихся, высказывающими беспокойство о судьбах Союза ССР, и учитывая, что сохранение единого Союзного государства является важнейшим вопросом государственной жизни, затрагивает интересы каждого человека, всего населения Советского Союза» [208], Съезд народных депутатов СССР решил:

«Исходя из того, что никто, кроме самого народа, не может взять на себя историческую ответственность за судьбу Союза ССР, во исполнение решения четвертого Съезда народных депутатов СССР и в соответствии с законодательством о референдуме СССР».

16 января 1991 года Верховный Совет СССР постановил:

1. Провести на всей территории СССР в воскресенье, 17 марта 1991 года, референдум СССР по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик.

2. Включить в бюллетень для тайного голосования следующую формулировку вопроса, выносимого на референдум, и варианты ответов голосующих:

«Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности».

«Да» или «Нет».

3. Определить результаты голосования по Союзу ССР в целом с учетом итогов голосования по каждой республике в отдельности [209].

Как страна высказалась «за»

Всесоюзный референдум о сохранении СССР – всенародное голосование (референдум), состоявшееся в Советском Союзе 17 марта 1991 года, был единственным всесоюзным референдумом за всю историю существования СССР.

На данный референдум выносились пять вопросов:

Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности? (Да/Нет)

Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как единого государства? (Да/Нет)

Считаете ли вы необходимым сохранение в СССР социалистического строя? (Да/Нет)

Считаете ли вы необходимым сохранение в обновленном Союзе Советской власти? (Да/Нет)

Считаете ли вы необходимым гарантирование в обновленном Союзе прав и свобод человека любой национальности? (Да/Нет)

Обратите внимание на усложненную, запутанную формулировку первого вопроса! Как боялись организаторы, что в стремлении убрать их поганую идеологию народ отбросит и идею общего государства, СССР…

Референдум состоялся 17 марта 1991 года. В нем приняли участие 148,6 млн человек (80% имевших право голоса), из них 113,5 млн высказались за сохранение Союза (76,4%).

Горбачев очень активно агитировал за проведение референдума [210].

Республики, поддержавшие референдум

В РСФСР, Белорусской ССР, Украинской ССР, Узбекской ССР, Казахской ССР, Азербайджанской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР были созданы центральные республиканские комиссии референдума, образованы округа, сформированы окружные и участковые комиссии, осуществлялись другие меры, гарантирующие гражданам возможность участия во всесоюзном всенародном голосовании.

25 января Президиум Верховного Совета РСФСР под председательством Б.Н. Ельцина постановил, что референдум СССР на территории РСФСР состоится… А 7 февраля он добавил: одновременно с референдумом СССР также референдум РСФСР – о введении поста Президента РСФСР [211]. Видимо, это была такая пилюля Горбачеву.

17 марта 1991 года в референдуме о введении поста президента РСФСР приняло участие 75,09% граждан России. Из них 71,3% поддержало это предложение, и через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РСФСР был избран Борис Ельцин.

Верховный Совет Казахской ССР переформулировал вопрос, вынесенный на голосование: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств».

Но в Казахстане «за Союз» голосовали 94,1%.

Президиум Верховного Совета Белорусской ССР 21 января 1991 года постановил провести в республике референдум и даже рекомендовать разъяснение населению исторической важности решения, которое они принимают [212].

Президиум Верховного Совета Украинской ССР поддержал проведение всесоюзного референдума, но включил в бюллетень дополнительный вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?»

Кстати, на этот вопрос утвердительно ответили 80,2% [213].

В Абхазской АССР 99,6% населения высказались в пользу СССР.

Республики, не поддержавшие референдум

Уже 25 февраля 1991 года Верховный Совет СССР отметил, что высшие органы власти ряда республик фактически блокируют исполнение решения IV съезда народных депутатов СССР о проведении референдума. Там подменяли формулу референдума или дополняли ее другими вопросами… Как считали в Москве, вопросами сугубо местного значения [214].

Верховный Совет СССР установил, что решения, блокирующие проведение референдума СССР, незаконны и не подлежат исполнению: ведь лишение граждан возможности участвовать в референдуме противоречит Конституции и законам СССР, а также являлось нарушением прав человека на участие в управлении своей страной [215].

Как вы понимаете, на вопли Верховного Совета всем было плевать. Соглашались с ним те, кто хотел. Власти же Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии, Армении и Эстонии поступили по‑своему: в них не были созданы центральные республиканские комиссии референдума.

На территории этих республик голосование было проведено в тех населенных пунктах, где были созданы участковые избирательные комиссии, и в воинских частях.

Верховный Совет Литовской ССР (или суверенной Литовской Республики?) издал Постановление «Об опросе жителей Литовской Республики», согласно которому в Литве должен был пройти «всенародный опрос» по вопросу независимости республики… Хотя республику формально уже провозгласили 11 марта прошлого года.

Горбачев возмущался: это же намерение блокировать проведение референдума! Он назвал этот опрос и попытки объявить его «плебисцитом о будущем Литовского государства» юридически несостоятельными [216].

В Литве всем на это было наплевать. Участие во всесоюзном референдуме там было блокировано всеми местными властями и состоялось только на избирательных участках в зданиях, контролируемых к тому моменту силовыми органами Центра.

В опросе же, или референдуме, в Литве 9 февраля приняло участие 84% избирателей, 90,4% из них высказались за независимую демократическую Литовскую Республику.

На этом основании 12 февраля Исландия первой признала факт декларированной ранее независимости Литвы. Потом стали признавать и другие страны.

Высшие органы власти Латвийской ССР объявили бойкот всесоюзного референдума.

3 марта там провели «избирательную консультацию» по вопросу о независимости. В ней приняло участие 87,6% всех избирателей Латвийской Республики. Из них 73,7% высказались за независимость, 24,7% проголосовали против.

В Эстонской ССР (или в Эстонской Республике?) 3 марта состоялся референдум по вопросу независимости Эстонской Республики, в котором имели право принять участие все жители Эстонии, кроме военнослужащих. 78% проголосовавших поддержали идею национальной независимости от СССР [217].

Проводившийся 17 марта всесоюзный референдум в Эстонии был официально бойкотирован, но в северо‑восточных районах, населенных преимущественно русскими, местные власти организовали голосование.

Властями Грузинской ССР референдум СССР был бойкотирован, а на 31 марта назначен республиканский референдум о выходе Грузии из состава СССР. В республиканском референдуме приняло участие 90,79% избирателей (в том числе из Абхазии), 99,08% из которых проголосовали за восстановление государственного суверенитета Грузии.

В Южной Осетии референдум провели, несмотря на запрещение его в Грузии. Еще до референдума, 4 февраля 1991 года Верховный Совет самопровозглашенной Республики просил СССР помочь вывести грузинские вооруженные формирования с ее территории и ввести чрезвычайное положение силами МВД СССР. СССР и не думал помочь, а в день референдума грузины пошли на штурм Цхинвали. В Южной Осетии против сохранения СССР проголосовали только 9 человек из 44 тысяч.

В Молдавской ССР всесоюзный референдум был бойкотирован, но его провели в самопровозглашенных Республиках Гагаузия и Приднестровская Молдавская ССР. Участвовало 84% избирателей Приднестровья, из числа которых 98% проголосовали за сохранение СССР. В Гагаузии участвовало 97% избирателей, из числа которых 98% высказались за сохранение СССР [218].

Власти Армении отказались от организации проведения всесоюзного референдума. Вместо него в феврале 1991 года Верховный Совет Армении принял решение провести референдум о независимости республики. Единственный вопрос был сформулирован как: «Согласны ли Вы, чтобы Республика Армения была независимым демократическим государством вне состава СССР?»

21 сентября 1991 года 95% избирателей Армении приняли участие в голосовании и 99% проголосовавших высказались за выход Армянской Республики из состава Советского Союза.

21 марта 1991 года Верховный Совет СССР рассмотрел предварительные результаты референдума. Он отметил, что за сохранение Союза Советских Социалистических Республик высказались 112 млн человек, то есть 76% голосовавших, а следовательно, «судьба народов страны неразделима, что только совместными усилиями они могут успешно решать вопросы экономического, социального и культурного развития» [219].

Верховный Совет СССР постановил:

«1. Государственным органам Союза ССР и республик руководствоваться в своей практической деятельности решением народа, принятым путем референдума в поддержку обновленного Союза Советских Социалистических Республик, исходя из того, что это решение является окончательным и имеет обязательную силу на всей территории СССР.

2. Рекомендовать Президенту СССР и Совету Федерации, Верховным Советам республик исходя из итогов состоявшегося референдума энергичнее вести дело к завершению работы над новым Союзным Договором с тем, чтобы подписать его в кратчайшие сроки. Одновременно ускорить разработку проекта новой Конституции Союза ССР» [220].

Что не менее важно: на внеочередном III съезде народных депутатов РСФСР был принят проект постановления «О Союзе Суверенных Республик (Союзном договоре) и порядке его подписания», в котором учитывалась «воля народов Российской Федерации, выраженная в итогах референдума о сохранении Союза ССР», и была обозначена «решимость РСФСР подписать Договор о Союзе Суверенных Республик (Союзный договор)» [221].

По крайней мере, теория была такая.

Страсти по Союзному договору

23 апреля 1991 года на встрече Президента и руководителей девяти республик в Ново‑Огарево было принято «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9 + 1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Союзного договора. Весной – летом 1991 года был разработан проект по заключению договора Федерации «О Союзе Суверенных Республик» [222], подписание которого было назначено на 20 августа.

Правда, в разных республиках большое внимание уделялось не объединению, а как раз «обновлению» – говоря попросту, закреплению суверенитета республик. Ведь во главе почти всех республик уже стояли свои президенты, не зависевшие ни от ЦК КПСС, ни от Кремля.

Верховный Совет СССР считал это неправильным и 22 мая потребовал привести текст договора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 года. Но получалось все равно кисло для Центра: в его руках оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел; все остальные должны были решаться на республиканском уровне. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять государственные языки. Языком межнационального общения объявлялся русский.

Это, так сказать, самое общее соглашение, некая основа нового союзного договора, подписание которого намечалось на 20 августа в Ново‑Огарево. В этот день договор о создании ССГ должны были подписать представители Белорусской ССР, Казахской ССР, РСФСР и Узбекской ССР, остальные будущие государства содружества – в течение пяти встреч, вплоть до 22 октября.

Предполагаемый договор создавал на месте СССР рыхлую Федерацию – Союз Советских Суверенных Республик (Союз Суверенных Государств). 23‑я статья Союзного договора гласила: «Настоящий Договор одобряется высшими органами государственной власти государств, образующих Союз, и вступает в силу с момента подписания их полномочными делегациями. Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании Союза ССР 1922 года».

Самое забавное и в то же время зловещее: не существует в природе никакого такого «Договора об образовании Союза СССР от 1922 года». НЕ СУ‑ЩЕ‑СТВУЕТ.

Договор и Декларация об образовании СССР написаны в 1924 году и включены в первую Конституцию СССР. Таким образом, Договор о Союзе суверенных государств предусматривал отмену не реального, существовавшего с 1924 года договора об образовании СССР, а некого фантастического документа…. Блестящее подтверждение того, что все участники событий, включая государственных деятелей, жили не в реальном мире, а в мире своих собственных выдумок.

Очень страшный ГКЧП

Трудно сказать, как бы разваливалось государство, если бы не так называемый Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Взял он власть, когда Горбачева не было в Москве: 4 августа Горбачев отправился отдыхать в свою резиденцию в районе поселка Форос (Крым). ГКЧП – это буквально полтора десятка человек, главные из которых – В.А. Крючков, председатель КГБ СССР, А.И. Лукьянов, Председатель Верховного Совета СССР, В.С. Павлов, премьер‑министр СССР, Б.К. Пуго, министр внутренних дел СССР, О.С. Шенин, член Политбюро ЦК КПСС, Д.Т. Язов, министр обороны СССР, Г.И. Янаев, вице‑президент СССР.

По одной версии, 16 августа высшие руководители государства, не согласные с созданием Союза Суверенных Государств, договариваются о введении диктатуры. Якобы 17 августа Крючков, Павлов, Язов, Бакланов, Шенин и помощник Горбачева Болдин встречаются в закрытой гостевой резиденции КГБ и принимают решение ввести ЧП.

Считается, что само ГКЧП началось 18 августа в 8 часов утра, когда Язов сообщил командующему ВДВ Грачеву и командующему Московским военным округом Николаю Калинину о предстоящем введении чрезвычайного положения.

Это сомнительное утверждение, потому что в Красноярске «гекачепистские» телевизионные передачи начались в 9 часов утра… В Москве в это время было 5 часов утра. Уже это несоответствие говорит о том, что в истории с ГКЧП что‑то очень нечисто.

До сих пор не понятна роль самого М.С. Горбачева во всей этой истории. Официальная версия состоит в том, что члены ГКЧП явились к нему 18 августа 1991 года и предложили ему согласиться на введение чрезвычайного положения. Героический президент, крайне преданный идеям демократии, с гневом отверг отвратительное предложение. И тогда бедняжку держали взаперти, пока все не кончилось.

В этой официальной версии трудно узнать Горбачева.

Его лучше узнаешь в тех воспоминаниях, где описывается: за день до отъезда в Форос, 3 августа, в присутствии части членов Кабинета министров, Горбачев произносит загадочную фразу: «Да, ситуация трудная, но мы пойдем на все, включая введение чрезвычайного положения». А 4 августа, когда его сажают в самолет, Горбачев еще раз повторяет Янаеву: «При необходимости действуй решительно, но без крови [223]».

Вот такое двурушничество, когда Горбачев подтолкнул членов ГКЧП к активным действиям, а сам попытался остаться ни при чем, – очень в его духе. Если бы ГКЧП победил, он легко приписал бы себе авторство этой затеи. Когда ГКЧП провалился, так же легко отрекся.

Гостелерадио СССР признало ГКЧП. С раннего утра 18 августа на всю территорию СССР вещали, сообщая о погоде в «Эстонской ССР» и «Литовской ССР», передавая сплошное «Лебединое озеро» и сообщая официальные распоряжения ГКЧП, а также разоблачали различные факты коррупции и нарушения законности, совершенных демократами.

ГКЧП ввел чрезвычайное положение на 6 месяцев (которое никто не соблюдал), жесткую цензуру в СМИ и запретил некоторые из них (чему никто не подчинился), отменил ряда конституционных прав и свобод граждан (чего никто не исполнил), велел местной власти подчиняться назначенным ГКЧП военным комендантам (на что все местные власти наплевали).

ГКЧП ввел в Москву войска: спецназ КГБ, «Альфа», МВД (Дивизия им. Дзержинского) и МО (106‑я (Тульская) воздушно‑десантная, Таманская мотострелковая, Кантемировская дивизии).

Всего в Москву из всей громадной Советской армии было введено около 4 тысяч военнослужащих, 362 танка, 427 бронетранспортеров и БМП.

В окрестности Ленинграда, Таллина, Тбилиси, Риги были переброшены дополнительные части ВДВ – но тоже очень незначительные.

Воздушно‑десантными войсками командовали генералы П.С. Грачев и его заместитель А.И. Лебедь. При этом Грачев поддерживал телефонную связь как с Язовым, так и с Ельциным. В первый же день части Таманской дивизии перешли на сторону защитников Белого дома. С танка этой дивизии произнес свое знаменитое послание к собравшимся сторонникам Ельцин днем 18 августа. Вскоре и генералы заявили, что против Ельцина ничего не имеют и обижать его не позволят.

ГКЧП поддерживал ЦК КПСС, но к тому времени кто слушался ЦК?

В общем, это был поистине какой‑то «недоворот» [224]. Очень в духе и самого Горбачева – полнейшая половинчатость, незавершенность начатого, неуверенность, готовность в любой момент остановиться.

Правительства Ирака, Ливии и Сербии поддержали ГКЧП, Ясир Арафат и Президент Ливии Муамар Каддафи отправили телеграмму на имя Г.И. Янаева. Грозные союзники, что и говорить! Очень серьезные.

А вот президент США Джордж Буш осудил «антиконституционное использование силы» и всячески поддерживал «призыв президента Ельцина к восстановлению законных органов власти».

В самом Советском Союзе руководители республиканских органов власти в большинстве случаев не выступали против ГКЧП, но все его решения саботировали.

Из союзных республик ГКЧП открыто поддержали Председатель Верховного Совета Белорусской ССР Николай Дементей, первый секретарь ЦК Компартии Украинской ССР Станислав Гуренко и президент Азербайджанской ССР Аяз Муталибов, президент Татарской АССР Минтимер Шаймиев.

В балтийских странах в поддержку ГКЧП выступили Компартии Литвы и Компартии Латвии, а также Интердвижение Эстонии.

Это все.

Противником ГКЧП и союзником Ельцина заявил себя Президент Киргизской ССР – Аскар Акаев. Молдавский руководитель Мирча Снегур издал указ, объявив ГКЧП вне закона.

Это тоже все.

Похоже, у членов ГКЧП были основания выступить и помимо советской идейности.

В случае подписания нового договора и упразднения структуры государственного управления СССР члены ГКЧП лишались своих высших государственных должностей [225].

Есть сведения, что в июле 1991 года на тайной встрече Горбачева, Ельцина и Назарбаева была достигнута договоренность, что премьер‑министром Союза должен стать Назарбаев, а состав Кабинета министров должен быть радикально обновлен. Разговор был записан сотрудниками КГБ, и его содержание стало известно членам ГКЧП [226]. Если это так, то выступление сих лиц становится еще более клоунским.

Но почему ГКЧП ничего толком не мог?

Во‑первых, потому, что действовал крайне нерешительно. Армейские части, вошедшие в Москву, не получали приказов. Ну, вошли они… и дальше что? Видимо, гекачеписты надеялись, что, увидев танки, все их противники разбегутся…

Во‑вторых, ГКЧП действовал от имени дискредитировавшей себя силы. Даже убежденный коммунист не хотел иметь дело с членами ЦК и прочими официальными лицами Советского Союза. Им не верили, и по заслугам.

Мало того, что «Альфа» не получила приказов… После событий в Вильнюсе в январе 1991 года «Альфа» не верила руководству. Если верить легенде, солдаты «Альфы» сидели у обочины шоссе, по которому мчался автомобиль Ельцина. Казалось бы, несколько очередей, точно брошенная граната… Но – зачем?! Ведь прямого приказа нет, а если и есть, то устный (другого не может быть в таких делах). От такого приказа сановные лица отрекутся с легкостью великой, и вдруг окажется, что убийство Ельцина – самодеятельность спецназа.

В‑третьих, реально поднялись буквально миллионы людей.

Когда мне говорят, что сторонников СССР было абсолютное большинство, а «развалила Союз» кучка «предателей», могу только пожать плечами. В 1991 году защитники Союза были немногочисленны и в абсолютном большинстве робки, не уверены в себе, не готовы идти до конца.

А вот сторонников Ельцина были толпы! Противодействовало перевороту огромное количество людей. Это были сотрудники и создатели кооперативов, собственники, нарождавшаяся мелкая буржуазия. Тот самый средний класс, которого якобы никогда не было в России.

Те, кто создал свое предприятие, кто купил квартиру или землю, не хотели возвращения советской власти. Их интересы тоже состояли в том, чтобы сменить политический строй.

Ну, и продолжалось идеологическое безумие, митинги и вопли «Долой!».

Парадокс, но даже уже разорявшиеся, начавшие деклассироваться бюджетники, наша горе‑интеллигенция из множества НИИ и КБ, тоже выступала «за Ельцина». Дооравшиеся до сокращения бюджета бюджетники теряли уже чувство собственной значительности, а тут оказывалось – они опять сила! Они важны! Они ставят и свергают!

До миллиона человек участвовало в событиях в Москве.

Если ГКЧП готовы были поддержать многие… то где они были? Сторонников Горбачева можно было пересчитать по пальцам, сторонники Ельцина ходили огромными толпами.

В Петербурге ленинградское телевидение было единственным в СССР, которому удалось выпустить в эфир передачу, направленную против ГКЧП: выступление А. Собчака. Тот призвал сограждан выйти утром 20 августа на Дворцовую площадь на митинг протеста.

И ведь вышло около 400 тысяч человек! В их числе были и народные депутаты, М. Е. Салье и Ю. Ю. Болдырев, был знаменитый исполнитель песен собственного сочинения Александр Дольский, был академик Дмитрий Лихачев [227].

Во всей этой истории в равной степени возможны три варианта:

1. ГКЧП с самого начала был провокацией… Эдакой пробой пера, попыткой остановить реформы «если получится». Не получилось с нахрапа – и не надо.

2. ГКЧП был задуман Горбачевым как очередная подлость, в числе типичных для него подлостей. Он подставил своих же сотрудников и только радовался их провалу.

3. ГКЧП столкнулся с таким мощным сопротивлением, что физически не смог победить, хотя и очень старался.

Революция или водевиль?

Миллионы людей принимали за чистую монету эту борьбу – кто за «демократический социализм», кто против коммунизма. Они искренне считали, что борются за демократию, что они могут на что‑то реально влиять, что их мнение значимо для выбора будущего страны.

В их представлении народ выдвигал своих лидеров – Бориса Ельцина и его окружение, восставал против тоталитарной диктатуры КПСС, свергал эту диктатуру, торжествовал зарю новой жизни.

События 18–22 августа 1991 года некоторые деятели гордо называют «Преображенской революцией». А была ли она, революция?

Уже тогда, в смутные дни августа 1991 года, раздавались голоса более трезвые. Очень уж странной была эта революция: бескровной. Действительно: почему бездействовала армия? Почему ничего не сделали спецслужбы?

В дни «августовского путча», когда вылез ГКЧП – «Государственный Комитет по Чрезвычайному положению», – один мой знакомый очень активно изучал ситуацию в Москве. Сын офицера русского флота, оставшегося в Тунисе после 1917 года, американский гражданин Костя Гальской представлял в России «Ридерс дайджест». 19 августа он запасся всеми возможными документами – корреспондентским удостоверением трех крупных информационных агентств, паспортом гражданина США и ходил решительно везде.

В эти дни я сидел то дома, то в редакции «Красноярской газеты» и обзванивал всех знакомых москвичей. Большинство из них готовились к участию в боях. Двое моих знакомых в этот день «на всякий случай прощались» со мной, готовые принять смерть за освобождение России из‑под ига Советского Союза.

– Напротив министерства стоят танки… Вон, дула движутся! Андрей, прощайте! Тут начинается такое!!! – орал один мой знакомый из Министерства образования – стало быть, главной цели правительственных танков. И таких истерик было много – кстати, мужчины вели себя обычно хуже дам.

Вот опытный журналист международного класса, бывавший в разных странах мира, видевший войны и революции Костя Гальской сказал так:

– Андрей… Это все просто водевиль… Причем водевиль гораздо худший, чем наши предки показывали в провинциальных театрах в XIX веке, про двенадцатый год…

Для такого мнения есть очень много оснований. Многое в «Преображенской революции» было явным продуктом режиссуры. В последние годы об этом начали писать, и довольно откровенно.

Скажем, 21 августа, когда толпа после «победы демократии» пошла на здание КГБ на Старой площади, Хазанов выступил по телевизору… Он легко убедил дорогих телезрителей, что штурмовать КГБ не надо, во имя демократии необходимо уничтожить памятник Дзержинскому на Старой площади! Это самое главное! Человек, который весьма много знает, комментирует: толпа кинулась сносить памятник, штурма здания КГБ не было – соответственно, не было и многотысячных жертв [228].

Допустим, КГБ – это враги демократии; они отводили от себя гнев народа, чтобы он пал на памятник, которому все равно, а не на них.

Но, во‑первых, чтобы проводить такие операции, необходим колоссальный властный ресурс. Не говоря ни о чем другом, нужен и «свой» Хазанов, и «свое» телевидение. И свои «агенты влияния» в толпе, которые будут кричать, что им велено.

Во‑вторых, при таком‑то властном ресурсе кто мешал потопить в крови восстание? Почти безоружная толпа – а против нее стоят танки. Танки, кстати, вели в Москву без боевого комплекта: практически безоружными. Солдаты не могли стрелять в толпу. Толпа не получила бы оружие, захватив танки.

К тому же потом выяснилось: был приказ даже личное оружие в ход не пускать, танками на толпу не наезжать. Демонстрация угрозы без последствий.

Естественно, потери были совершенно ничтожными – при том, что по Москве шли самые настоящие танки. Одного борца за демократию зашибло насмерть резко откинувшимся люком танка, еще двое погибли примерно при таких же обстоятельствах. И это было все… По всей Москве.

В Красноярске 18 августа «демократические силы» собрались в штаб‑квартире демократов на центральной улице Мира. «Комендантского часа» никто не объявлял, но вечерние улицы были совершенно пустынны. «Демократическая общественность» накапливалась в полуподвальном помещении… У входа – два здоровенных дядьки откровенно уголовного вида, только пулеметных лент через плечо не хватает для полного сходства с балтийскими матросами. И чудовищный смрад перегара…

– Товарищ! Вы возьмете оружие?!

– Конечно, – отвечаю я. – За ним и пришел.

Пожали мне руки и впустили, дали спуститься по нескольким каменным ступенькам. Внутри пластами плавает сизый табачный дым, гомон нетрезвых голосов. Мой бог! Двустволки между колен, пара карабинов, небрежно повешенных на плечо, автомат с рубчатым откидным прикладом… И настроены люди куда как решительно, только не очень пока знают, в кого стрелять. Склоняются больше, что в милицию и в каких‑то неопределенных «сторонников гэкачэпэ». Причем вести себя стараются, непроизвольно подражая советским «историческим» фильмам про Гражданскую войну.

Отхлебываю самогона, проникаюсь духом начинающейся гражданской войны и все острее вспоминаю, что мои сыновья – еще подростки, гибнуть мне как‑то рано… Не дай бог милиция и правда сюда сунется! Не говоря о таких же вооруженных, но сторонниках другой силы…

Тут какая‑то расхристанная, расстегнутая до пупа и нетрезвая девица, светя розовым лифчиком, едва налезающим на колоссальные груди, издает дикий вопль: из телетайпа пошла лента!!! Народ загомонил, с ревом сорвался, дико толкаясь, полез к телетайпу. А я сбежал, значительно сказав стражам у входа:

– На задание…

Они серьезно так кивнули… и больше я их никогда нигде не видел.

Улицы по‑прежнему пустым‑пустехоньки, никого. Ни одного патруля, ни одного вооруженного. Раза два прошли поздние парочки, какие‑то загулявшие ребята… Только около часу ночи на огромной скорости промчался одинокий БТР. Куда и откуда мчалась эта одиночная военная машина – понятия не имею и уже никогда не узнаю. Очевидно, что не на боевое задание и не с боевого задания. Промчался броневик неведомо откуда и бесследно исчез. А я пошел домой, звонить в Москву….

Намного позже я узнал, что милиции был строгий приказ: ни под каким видом не шататься по улицам, не показывать оружия, тем более не применять. Приказ правильный хотя бы в одном смысле – не провоцировать. Потому что горячих голов хватало, и чуть что – могло кончиться какой угодно уголовщиной, насилием, стрельбой, лужами крови на мостовой.

«Митинг победителей» 22 августа 1991 года в Москве собрал до миллиона участников. Люди искренне считали себя победителями, они ясно чувствовали вкус своей победы! Вон какую махину одолели! Но складывалось полное впечатление не войны, а именно умелой режиссуры. Причем режиссуры скорее доброжелательной. Режиссуры, в которой «народным массам» давали побесноваться, сколько им хочется, похвататься за оружие и попринимать героические позы… Но были приняты меры, чтобы стволы не стреляли, крик и сумятица не переходили в реальную бойню.

Действительно, что мешало властям СССР вывести на улицы Москвы танки с полным боекомплектом? Бросить на пусть сколь угодно большую толпу умелых и решительных людей из спецназа? Против мирных и безоружных спецназ мог бы и не пойти, а вот отловить заправил, стащить с танка забравшегося туда Ельцина, погасить самые шумные митинги – мог бы. Если «ГКЧП» и вообще все советское руководство было такое враждебное народу и злое – кто мешал?

А ведь правительство даже и не попыталось начать реальную гражданскую войну. Оно демонстрировало… даже непонятно что. Не получившие боевого задания танки, неизвестно зачем введенные в город… Как символ своей несуществующей готовности. Просто поразительно, как легко правительство СССР сдало свои позиции… В этой легкости много странного, даже подозрительного – но что бы ни стояло за кулисами «Преображенской революции», дело оказалось сделано – после августа 1991 года Советский Союз был обречен на 100%.

Странности Верховного Совета

Последний Верховный Совет СССР 12‑го созыва был избран на I съезде народных депутатов СССР 25 мая 1989 года. С тех пор он как бы был постоянно действующим парламентом СССР под руководством Михаила Горбачева.

После избрания Горбачева в Президенты СССР 15 марта 1990 года Председателем Верховного Совета стал Анатолий Иванович Лукьянов. После провала ГКЧП А. И. Лукьянова арестовали 29 августа и сместили с должности 4 сентября 1991 года. После чехарды председателей на посту‑однодневке с 28 октября и до самого конца, до 26 декабря, угнездился Константин Дмитриевич Лубченко.

Во время «путча», 20 августа 1991 года, парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики. Днем позже, 21 августа, парламент Латвии принял Конституционный закон о государственном статусе республики.

9 сентября 1991 года Госсовет СССР признал независимость Прибалтийских государств. 24 августа Верховный Совет Украины провозгласил республику независимым государством. 25 августа о своей независимости объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан. Союз распадался на глазах.

Президент СССР М. Горбачев предпринимал попытки заключить новый Союзный договор. Но все попытки вернуться к идее ССГ оказались безуспешными. 18 октября 1991 года 8 республик подписали договор об экономическом сообществе (кроме Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана). 14 ноября в Ново‑Огареве 7 республик (Россия, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан) договорились о создании Союза Суверенных Государств (ССГ). Однако сохранить какое‑либо единое государственное образование на территории СССР было уже невозможно.

Литва, Латвия и Эстония – уже самостоятельны.

Горбачев пытался вести переговоры о новом Союзном договоре с Россией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Туркменией и Таджикистаном. Переговоры велись вяло, неопределенно. Да, похоже, с Горбачевым и не хотели иметь дела.

8 декабря 1991 года президенты трех славянских республик: России – Б. Ельцин, Украины – Л. Кравчук, Белоруссии – С. Шушкевич, собравшиеся в Беловежской Пуще, объявили о создании «Союза Независимых Государств», СНГ. Вот текст Беловежских Соглашений:

...

«1.1. Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины

Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины

– отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором;

– констатируя, что недальновидная политика Центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества;

– принимая во внимание возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР, что привело к межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами;

– осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ, заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 года подписано Соглашение.

Содружество Независимых Государств в составе Республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств – членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения.

Государства – члены Содружества намерены проводить курс на укрепление мира и безопасности. Они гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР, обеспечивая единый контроль за ядерным оружием и его нераспространение.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С. ШУШКЕВИЧ

ПРЕЗИДЕНТ РСФСР Б. ЕЛЬЦИН

ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ Л. КРАВЧУК

Минск, 8 декабря 1991 г.

1.2. СОГЛАШЕНИЕ о создании Содружества Независимых Государств

Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина, как государства – учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года [229], далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование.

Основываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, заключенные между Высокими Договаривающимися Сторонами,

стремясь построить демократические правовые государства,

намереваясь развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права,

считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта и других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

обязуясь соблюдать международные нормы о правах человека и народов, договорились о нижеследующем:

Статья 1 Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.

Статья 2 Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

Статья 3 Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту.

Статья 4 Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства.

Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях.

Статья 5 Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества.

Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.

Статья 6 Государства – члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем.

Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства.

Государства – члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно‑стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением.

Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.

Статья 7 Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:

– координация внешнеполитической деятельности;

– сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;

– сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

– сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

– вопросы миграционной политики;

– борьба с организованной преступностью.

Статья 8 Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий.

Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы.

Статья 9 Споры относительно толкования и применения норм настоящего Соглашения подлежат разрешению путем переговоров между соответствующими странами, а при необходимости – на уровне глав правительств и государств.

Статья 10 Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право приостановить действие настоящего Соглашения или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год.

Положения настоящего Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 11 С момента подписания Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.

Статья 12 Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Статья 13 Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Высоких Договаривающихся Сторон в отношении третьих государств.

Настоящее Соглашение открыто для присоединения всех государств – членов бывшего Союза, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения.

Статья 14 Официальным местом пребывания координирующих органов Содружества является город Минск. Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств – членов Содружества прекращается.

Совершено в городе Минске 8 декабря 1991 года в трех экземплярах, каждый на белорусском, русском и украинском языках, причем три текста имеют одинаковую силу.

За Республику Беларусь С. Шушкевич, В. Кебич

За РСФСР Б. Ельцин, Г. Бурбулис

За Украину Л. Кравчук, В. Фокин» [230].

Почему местом подписания договора указан Минск, не ведаю: подписали Договор в Вискулях, в Беловежской Пуще. В местах, где отдыхали и охотились высшие деятели СССР.

Возможно, причина прозаическая: есть сведения, что историческая встреча, где президенты России, Украины и Белоруссии работали над планом распада Союза, закончилась пьяной ссорой [231].

Верховный Совет СССР мгновенно, 12 декабря 1991 года, ратифицировал Беловежские соглашения. Члены Верховного Совета СССР от РСФСР тут же вышли из ВС СССР, и на этом работа Верховного Совета фактически завершилась. 17 декабря К.Д. Лубченко уныло проконстатировал, что кворума нет… и потому заседай – не заседай, а работа органа власти все равно прекращена.

25 декабря 1991 года М. С. Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента СССР: фактически этого государства все равно уже не стало. Вечером 25 декабря 1991‑го в Москве над Кремлем был спущен красный флаг с Государственным гербом СССР, а на его месте вознесся российский триколор. Этот символический акт смены государственных флагов поставил последнюю точку в драматической судьбе огромной страны, которую в 1924 году назвали «Советский Союз».

26 декабря 1991 года под названием «Верховный Совет» собрался только странный Совет Республик… Депутаты остальных двух палат Верховного Совета СССР, существовавших согласно Конституции, давно были отозваны.

Эту же третью палату Верховного Совета Конституция СССР не предусматривала. Ее создали особым Законом СССР от 05.09.1991 № 2392‑1. В Совете Республик собрались депутаты от Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана под председательством казахского писателя Ануара Турлыбековича Алимжанова. Что им оставалось, кроме того, чтобы разойтись? Они и разошлись, приняв

...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: