В нашей стране долгие годы эффективно действовала стройная система подготовки спортивного резерва. После принятия Федеральных законов от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», от 6 декабря 2011 г. № 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» управление всей системой подготовки спортивного резерва претерпело значительные изменения.
Спортивная подготовка стала органической составной частью общегосударственной системы дополнительного образования детей, которая закреплена в Концепции развития дополнительного образования детей (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1276-р.
Данная Концепция разработана совместно тремя ведомствами: Министерством образования и науки, Министерством культуры и Министерством спорта.
Механизм практической реализации правовых норм указанных выше законов и Концепции нашел свое отражение в целом ряде нормативных документов, подготовленных Министерством спорта Российской Федерации[*].
|
|
На законодательном уровне были установлены новые понятия:
• спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки;
• спортивный резерв - лица, проходящие спортивную подготовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации;
• спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанная и реализуемая организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;
• федеральные стандарты спортивной подготовки - совокупность требований к спортивной подготовке по видам спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта), разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
В настоящее время спортивная подготовка может осуществляться физкультурно-спортивными организациями, одной из целей деятельности которых является осуществление спортивной подготовки на территории Российской Федерации.
|
|
Для оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим спортивную подготовку, на основе федеральных стандартов спортивной подготовки Министерством спорта РФ были разработаны для этих организаций Методические рекомендации[†].
Методические рекомендации направлены на обеспечение единства основных требований к организации спортивной подготовки на территории страны, повышение массовости детско- юношеского спорта и подготовки спортивного резерва.
В модернизированной системе подготовки спортивного резерва выделяются:
На федеральном уровне:
• федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», осуществляющее организационно-методическое руководство и координацию работы по подготовке спортивного резерва в Российской Федерации;
• федеральные училища олимпийского резерва, целью которых является, в том числе, создание условий для обеспечения непрерывной подготовки спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации в период их обучения и прохождения спортивной подготовки;
• федеральные экспериментальные (инновационные) площадки по развитию системы подготовки спортивного резерва.
На региональном уровне:
• государственные учреждения - центры спортивной подготовки (ЦСП);
• региональные (межрегиональные) спортивно-тренировочные центры (РСТЦ);
• образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
• образовательные учреждения среднего профессионального образования: училища (техникумы, колледжи) олимпийского резерва (УОР);
• образовательные учреждения дополнительного образования детей:
- специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва;
- детско-юношеские спортивные школы;
- детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;
- адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки;
- дворцы спорта для детей и юношества;
- детские оздоровительно-образовательные (профильные) центры;
- другие учреждения дополнительного образования детей, имеющие структурные подразделения физкультурно-спортивной направленности.
На муниципальном уровне:
• муниципальные детско-юношеские спортивные (физкуль- гурно-спортивные, физической подготовки, культурно-спортивные, спортивно-туристские, спортивно-досуговые и другие) клубы (центры);
• учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.
Под центром спортивной подготовки (ЦСП) понимаются государственное или муниципальное учреждение, основной целью которого является организация спортивной подготовки и обеспечение подготовки олимпийского резерва.
Училище олимпийского резерва (УОР) как вид учреждения, осуществляющего спортивную подготовку, обеспечивает спортивную подготовку на основе образовательного процесса, интегрированного с тренировочным процессом.
Основными видами образовательных учреждений дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, являются:
• детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
• специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР).
Основными задачами спортивной школы являются:
• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриоти- ческого, трудового воспитания детей;
• выявление и развитие спортивного и творческого потенциала одаренных детей;
• профессиональная ориентация детей;
|
|
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
• подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
• адаптация детей к жизни в обществе;
• формирование общей культуры детей;
• организация содержательного досуга детей;
• удовлетворение потребности детей в художественно-эсте- тическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
Система многолетней спортивной подготовки представляет собой многолетний, круглогодичный специально организованный и управляемый процесс, основанный на научных и практических знаниях.
Составляющими компонентами системы спортивной подготовки являются:
• организационно-управленческий процесс построения спортивной подготовки по этапам и периодам спортивной подготовки на основе программы спортивной подготовки;
• система отбора и спортивной ориентации;
• тренировочный процесс;
• соревновательный процесс;
• педагогический процесс;
• процесс научно-методического сопровождения;
• процесс медико-биологического сопровождения;
• процесс ресурсного обеспечения.
При осуществлении спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы:
• спортивно-оздоровительный этап;
• этап начальной подготовки;
• тренировочный этап (этап спортивной специализации);
• этап совершенствования спортивного мастерства;
• этап высшего спортивного мастерства.
Спортивная подготовка ведется на основе программ спортивной подготовки, разрабатываемых и утверждаемых организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с Федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта.
Основными формами организации тренировочного процесса являются:
• групповые тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и тендерных особенностей занимающихся;
|
|
• индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно тренировочным (учебным) планам;
• самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам спортивной подготовки;
• тренировочные сборы;
• участие в соревнованиях и иных спортивных мероприятиях;
• инструкторская и судейская практика;
• медико-восстановительные мероприятия;
• тестирование, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (для проходящих обучение по дополнительным образовательным программам).
Ведомственное руководство деятельностью спортивной школы осуществляет учредитель, в качестве которого выступает орган управления физической культурой и спортом или орган управления образованием регионального или муниципального уровня. К компетенции учредителя отнесено утверждение устава учреждения, принятие решений о реорганизации и ликвидации спортивной школы, утверждение финансового плана, решение других вопросов, которые закреплены за ним действующим законодательством.
Непосредственно спортивной школой руководит директор. Его прием на работу осуществляется в порядке, который определяется Уставом школы и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Директор должен иметь физкультурное или педагогическое профессиональное образование и педагогический опыт работы с детьми. Он организует работу спортивной школы, определяет совместно с педагогическим советом основные направления развития спортивной школы, представляет ее интересы в государственных органах и общественных организациях. Директор решает все вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью спортивной школы. Часть своих полномочий директор может делегировать своим заместителям. Заместители осуществляют непосредственное руководство направлениями деятельности спортивной школы и несут ответственность за вверенное им направление в соответствии с должностными инструкциями и приказами директора.
Директор осуществляет управление спортивной школой на принципах единоначалия. Он несет ответственность за:
- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
- реализацию не в полном объеме образовательных программ;
- качество образования выпускников;
- жизнь, здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса;
- другие нарушения законодательства Российской Федерации.
Важное место в управлении спортивной школой занимает самоуправление. Одной из форм самоуправления являются педагогический совет, тренерский совет.
Штатное расписание спортивной школой определяется самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик работников физической культуры и примерного штатного расписания организации, ведущей спортивную подготовку. Функциональная структура управления спортивной школой приведена на рис. 10.
Рис. 10. Функциональная структура управления спортивной школой |