К сожалению, у многих наших левых проблемы не только с принципиальной позицией - С КЕМ и КАК можно блокироваться, но и с элементарной логикой - не говоря уже о способности хоть как-то прогнозировать ситуацию.
Формирующийся сегодня финансируемый из-за океана леволиберальный альянс с кондовыми "демократами" ельцинского пошиба во главе представляет собой серьезную опасность для самого существования России и ее народа. Не понимая элементарного, некоторые коммунисты пытаются подвести под это мероприятие идеологическую основу.
В связи с этим у меня есть ряд вопросов к товарищам, пытающимся выстроить «единый антипутинский фронт» вместе с либералами.
Во-первых - я всегда полагал, что целью коммунистов) - не борьба с "воровским путинским режимом" для продвижения во власть "честных демократов" типа Немцова, Навального, Касьянова и Каспарова с примкнувшим к ним Удальцовым, а ВОССТАНОВЛЕНИЕ СССР КАК СОЦИАЛИС-ТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА. Или я ошибаюсь? Как можно блокироваться с силами, идеалом которых является возврат в ельцинскую "эрэфию" 90-х годов, - по возможности вкупе с натовской оккупацией и расчленением страны? Они ведь пишут об этом открыто - поискать вам материалы в Интернете или сами найдете?
|
|
Во-вторых, - неужели вы не понимаете, что эти, направляемые из Вашингтона "революционные демократы" пытаются оседлать социальный протест, используя вас в качестве пушечного мяса - и не более? Уже сейчас, когда российские СМИ вещают об оппозиции - они имеют в виду не левопатриотические силы, не коммунистов - а оранжево-белоленточную тусовку. Мы сдали лидерство в оппозиции либералам. Вы серьезно думаете, что, захватив власть, они с вами ею поделятся? Вы не видели того же Немцова в октябре 1993-го? Вам надо напомнить, как он тогда себя вел и к чему призывал? А сегодня вы с ним блокируетесь в надежде на "достижение демократии"?
Демократия - это власть демократов. Ни коммунистам, ни патриотам в этой власти места нет - как нет места народу России и его жизненным интересам! Вы это забыли? Вы понимаете, чему вы способствуете – Чубайс вместо Путина?
Ах, вы надеетесь перехватить у либерастов власть - дескать, как в 1917-м, - Октябрь после Февраля... Какими силами вы собираетесь это сделать? Да если суммировать ВСЕ левые партии страны, - в итоге не наберется и 150 тысяч человек, а у Ленина в октябре 1917-го было 350 тысяч - и то людей категорически не хватало! Это количественно, а качественно? Кто из нас Ленин? Дзержинский? Сталин? И все прочие? НУ? КТО?
Либерасты сильнее нас организационно - ибо они управляются из единого центра, а мы - коммунисты - разрознены, расколоты на множество партий и движений. У них мощнейший, практически неиссякаемый источник финансирования - а мы перебиваемся. как говорится, «с хлеба на квас»…! Наконец, они контролируют значительную часть российских СМИ, включая телеканалы, пользуясь при этом безусловной поддержкой СМИ Запада. Что мы можем им противопоставить? "Правильные" лозунги и призывы? А не мало ли будет? Какие массовые забастовки? Кто их будет организовывать и - главное - кто на них пойдет до тех пор, пока не загорится под одним местом? Ведь писал же Этманов – лидер чуть ли единственного в России боевого профсоюза – «в России нет рабочего класса» - как осознающей свой интерес социальной общности. Что за манера жить в виртуальной реальности, отгораживаясь от мира!
|
|
И еще по части "соединения социальных требований с общедемократическими". Трудящимся России не нужна "демократия" в стиле Ельцина - идеал болотно-сахаровских "героев" и их тусовки. Вы что же, думаете, если сейчас в стране будет вместо восьми партий пятьсот - это как-то поспособствует борьбе за социализм? Что усиление региональных буржуазно-чиновничьих элит и, соответственно, сепаратистских тенденций - а именно к этому ведет восстановление избрания губернаторов - послужит восстановлению СССР? Что "отзыв депутатов" в нынешних условиях не будет использован, прежде всего, олигархическими группировками - во власти и рядом - для давления на деятелей оппозиции? Нам нужна эта демократия?
Трудящимся России нужно НАРОДОВЛАСТИЕ - власть народа, а не демократия - власть демоса (богатых и влиятельных). А народовластие без социализма невозможно!
Еще раз - у нас с оранжоидами разные СТРАТЕГИЧЕС-КИЕ ЦЕЛИ, и потому то, что представляется для них достижением в борьбе за демократию, для нас сплошь и рядом - шаг назад, регресс. Поэтому - никаких леволиберальных альянсов!
Да, участвовать в СОЦИАЛЬНОМ ПРОТЕСТЕ надо - и это не вызывает никаких сомнений. Но блокироваться теми, кто стремится использовать справедливую борьбу трудящихся в целях, КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ПРОТИВОПОЛОЖ-НЫХ их интересам - глупо, если на сказать преступно! Либералов-белолентичников надо по возможности изолировать, всячески отсекая от социального протеста, четко разграничивая ИХ АКЦИИ - и ИХ ЦЕЛИ, от НАШИХ АКЦИЙ и НАШИХ ЦЕЛЕЙ!
Нам нужен ЛЕВОПАТРИО-ТИЧЕСКИЙ БЛОК, блок сил, четко и бескомпромиссно ориентированных на воссоздание СССР! Эту цель провозглашает, скажем, Кургинян и движение "Суть времени" (правда, провозгласить - еще не значит начать действовать, но и это - шаг в нужном направлении). Надо блокироваться со всеми ответственными оппозиционными патриотическими силами, не зараженными антикоммунизмом - и кое-где эта работа уже идет. Например, в Красноярске нами создано движение "Сибирский прорыв", аналогичный блок создается в Иркутске и ряде других регионов России. Этот блок ни в коем случае не должен быть прорежимным - ибо надежд на то, что "Путин восстановит СССР", по-моему, не осталось уже ни у кого. С другой стороны, этот блок должен быть принципиально антизападным, антилиберальным, антикапиталистическим. В создании, формировании, укреплении такого блока - единственный путь к победе!
Красноярск, май 2012 г.
___________________________
НАШ ОТВЕТ «ДЕСТАЛИ-НИЗАТОРАМ»
Недавно назначенный на пост председателя Совета по развитию гражданского общества и правам человека М. Федотов объявил, что одна из важнейших задач совета – «десталинизация» российского общества. Спрашивается, в чем она будет заключаться? Хорошо известно, что Сталин – создатель великой державы – Советского Союза, но эта держава разбита «перестройщиками» на пятнадцать осколков. Сталин – создатель индустриального могущества и высочайшего интеллектуального потенциала этой державы, но они ликвидированы усилиями «реформаторов». Сталин – создатель народного социалистического государства, главной задачей которого было благо народа. Такого государства на территории России больше нет. Что же еще «десталинизировать»? Ответить на этот вопрос можно лишь размышляя о том, чем был сталинизм для нашей истории, чем он ценен для настоящего и что в нем важно для выработки ориентиров на будущее.
|
|
Сталинизм как теоретический феномен представляет собой оригинальный синтез марксистской социальной технологии и императивов русской духовной культуры. Этот синтез был обогащен бесценным опытом строительства социализма и стал стержнем советской государственной идеологии. Вытекающие из теории сталинизма методологические принципы имеют всеобщее значение и с успехом применяются ныне в Китае, где гигантскими темпами строят социализм с китайской спецификой.
Когда говорят, что Сталин был не марксистом, а русским националистом, то это не более чем недоразумение. Он был теоретиком, способным развивать марксизм применительно к российским условиям. Сталин видел возможность движения к социальному равенству только в русле культуры коллективистского типа. Поэтому и не верил в революционный потенциал европейского пролетариата, воспитанного в духе частнособственнического индивидуализма. Перспективы революционных преобразований в мире он вполне определенно связывал с построением социалистического общества в России. Еще до революции, на VI съезде РСДРП(б) он заявляет, что «именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму» для всех стран и народов. И твердо отстаивает эту точку зрения – как позицию творческого марксизма – в жестком противостоянии с антироссийскими, космополитическими силами, взявшими после Октября верх в руководстве партии и в политике государства.
|
|
Лишь в 30-х годах ему удалось окончательно оттеснить идеологов мировой гражданской войны от политического штурвала и привести к руководству страной те силы, которые отстаивали позиции самостоятельного движения её по пути социализма. Именно тогда он смог решительно развернуть советский государственный корабль в сторону российских цивилизационных ценностей, опереться в своей политике не только на ценности, сопряженные с коммунистическим идеалом, но и на «имперские», как сегодня нередко говорят, ориентиры нашего народного сознания, трансформированные сталинской мыслью в идеологию великой народной державы. Он готовит страну не к революционной войне в поддержку европейских пролетариев, на чем настаивали троцкисты, а к войне, в которой совсем скоро эти пролетарии будут сражаться не на жизнь, а на смерть против государства советских рабочих – за господство над восточным жизненным пространством.
Если кто-то из сторонников «рафинированного» классового подхода сомневается в правильности подобной оценки революционного потенциала западного пролетариата, то пусть вспомнит о том, интересы и идеологию какого класса утверждали огнем и мечом немецкие пролетарии в 1941–1945 гг. Сталин, опираясь на свой теоретический синтез, сумел задолго до этого понять: не к объятиям с братьями по классу надо готовить советского рабочего и крестьянина, а к усвоению сермяжной правды о том, что «интерес нации» и личного благополучия для немецких пролетариев гораздо важнее, нежели классовые интересы и международная солидарность.
Можно сколько угодно говорить, что они были «сбиты с толку» гитлеровской пропагандой, но с тех пор прошли десятилетия, и все остается по-прежнему: классовое сознание немецких пролетариев не только не стало революционным, но и все глубже погружается в трясину потребительской психологии. Даже завоеванные под нашим влиянием позиции социализма на немецкой земле были в конце 80-х скоропостижно сданы во имя единства немецкой нации, прочно утвердившегося ныне на почве американизированных «ценностей» западного капитализма.
Если наших рабочих в те «перестроечные» годы соблазняли лозунгом: «Больше социализма!», – то рабочие Германской Демократической Республики, надо полагать, не сомневались в том, что им предлагают отправиться в «капиталистический рай», однако же охотно пошли туда. А вслед за ними и остальные наши европейские союзники по лагерю социализма в одночасье поменяли социалистические ценности на противоположные. Какие еще нужны доказательства того, насколько прав и дальновиден был Сталин, выдвигая задачу построения социализма в СССР не «вместе с другими странами», прежде всего «цивилизованными» (как считали другие вожди партии), а без них и даже в известном смысле – против них.
Мы знаем, что эта задача была тогда успешно решена. И сегодня есть все основания считать, что сталинская эпоха – не только высшая ступень российской истории, но и звездный час человечества. Её продолжение могло стать мощным фактором изменения сознания европейцев, дрейфа его в сторону социалистических ценностей. Но сталинский путь развития страны был преступно оборван. Устами хрущёвцев мы провозгласили «ценности», достойные лишь отсталой страны, стремящейся догнать развитые капиталистические страны по уровню потребления, качеству жизни и прочим атрибутам западной цивилизации, на которых основывается «галушечное» понимание коммунизма. Потеряв ореол страны, стремящейся в светлое коммунистическое будущее, мы разом утратили значение социального маяка для всех народов, тем более что многие из уже достигнутых нами социальных завоеваний оказалось возможным реализовать и в условиях капитализма.
Мы сегодня нередко пытаемся нарисовать для молодого поколения образ советского общества, называя такие его черты, как высокий уровень материальной обеспеченности, социальная защищенность населения, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение и пенсионное обеспечение, но нам отвечают, что все это есть и в развитых капиталистических странах. При этом мы зачастую не замечаем, насколько притягательны для человека, принадлежащего к русской культуре, ценности, хотя и сопряженные с перечисленными, но все-таки существенно иные – это ценности духовно-нравственные. Среди них на переднем плане – великодержавные устремления народного сознания, ценности Родины-матери и государства-отца, социальной свободы и общинного, соборного самоуправления, ценности семейного быта, распространенные на всю страну-семью как идеология всеобщего братства, наконец, нацеленность индивидуального сознания на утверждение достоинства и личностное развитие человека. Предпочтения такого рода в равной мере важны как для старших поколений, сформировавшихся в советском обществе, так и для «постперестроечного» поколения.
Но истина такова, что об этом мы говорим как раз меньше всего, зацикливаясь подчас на сравнении сугубо экономических показателей. Между тем, во-первых, по показателям, отражающим уровень потребления, мы уступали западным странам всегда, в том числе, – в сталинские годы, – и никогда их не догоним; во-вторых, многие из нас все еще думают, что если потребление – это главное для европейцев и американцев, то и для нашего человека тоже. А он ценит не столько телесный комфорт и материальные блага, сколько душевный комфорт и возможности возвышения духа путем приобщения к духовным ценностям, выработанным в историческом опыте народа.
Мы сегодня явно проигрываем именно на этом поле борьбы. Возьмем хотя бы такой факт: праздник Победы – апофеоз патриотизма – собирает на городских улицах и площадях массы людей, несравнимые с какими-либо другими торжествами. Экологические движения собирают намного больше участников, чем разного рода протестные акции против экономической политики правительства. И даже во время выборов акцентировка внимания на развитии местного самоуправления (характерного для общинной и советской цивилизации) является, особенно для молодежи, значительно более действенной, чем, например, протест против роста цен, призывы к борьбе за повышение заработной платы или пенсий. Речь, конечно, не о том, что борьба за улучшение материальных условий жизни не нужна, а о непременном учете того, что для нашей отечественной культуры приоритетны ценности духовные.
В.А. Туев, доктор философских наук, профессор, председатель Иркутского областного историко-культурного общества
«Наш Сталин»
(окончание следует)
---------------------------------------------
И снова об идеологии…
(окончание)
Для крестьян-общинников развитие капитализма – смерть. Причем для значительной их части – смерть в прямом смысле слова, для остальных – пауперизация, тотальное обнищание (в Латинской Америке сейчас много пауперов – в Чили, Мексике, Перу, Колумбии…). Вы думаете, русский крестьянин в 1917-м этого не понимал? А почему же тогда в 100% крестьянских наказов (на основании которых был составлен «Декрет о Земле») требование ЗАПРЕТА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, а в 67% - ЗАПРЕТА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЕМНОГО ТРУДА В ДЕРЕВНЕ? Это что – лозунги «буржуазно-демократической революции»? Нет, дорогие товарищи!
М. Вебер называл это «архаическим крестьянским коммунизмом»… Ну, архаический это коммунизм или нет – вопрос спорный. Факт – КОММУНИЗМ! Я уже писал, что в условиях ускоренного развития капитализма в России в конце ХIX – начале ХХ века община не только выжила, но и окрепла, - на этот счет есть масса статистических данных. Между прочим, большевиков поддержали не все рабочие России. Их поддержали в основном рабочие в первом поколении, недавно из деревни, не порвавшие в массе своей с общиной. Кадровые, потомственные рабочие в массе поддержали меньшевиков – и это тоже хорошо известно!
Так чья это была революция в октябре 1917-го? Антикапиталистическая. Социалистическая. Советская революция – да! Но НЕ ПРОЛЕТАРСКАЯ, а КРЕСТЬ-ЯНСКАЯ! Совершенно так же, как и китайская, вьетнамская, кубинская, венесуэльская…
Да, российский пролетариат (в массе – крестьянские дети) принял самое активное участие в революции, организованной и возглавлявшейся большевиками (кстати, в кадровом составе РСДРП(б) рабочих было очень мало). В процентном отношении – около 70% рабочих пошло за большевиками. (Но вот – в армии Колчака были рабочие батальоны, воевавшие под красными знаменами против Рабоче-Крестьянской Красной Армии! Исключение? А какого размера должно достичь исключение для того, чтобы поставить под вопрос само правило? Между прочим, крестьяне добровольцами к белым не шли…
И не случайно, вначале – «Землю – крестьянам!», а «Заводы – рабочим!» - уже потом…
Между прочим, грубейшая ошибка – опять-таки с точки зрения классового подхода – именовать общинное крестьянство «мелкобуржуазной массой». В «Манифесте» Маркс и Энгельс писали о европейском крестьянине – собственнике своего надела, будущем (кто не разорился) фермере. Фермер – это действительно мелкая буржуазия. Но у общинника основное средство производства – земля – ему не принадлежала! Она была помещичьей, кулацкой, государственной или какой иной – но не крестьянской! Или рабочий, идущий на завод к капиталисту со своим напильником, тем самым превращается в мелкого буржуа?
Единственное различие состояло в том, что крестьянин жил со «своего хозяйства», тогда как рабочий – с заработной платы. Но при этом надо помнить, что к 1905 году средняя сумма платежей с крестьянского хозяйства в Европейской России (налоги, выкупные платежи, арендная плата, взносы в фонд общины и проч.) превышала его доходность! То, что у крестьянина оставалось (в т.ч. от разного рода приработков), не покрывало даже стоимости его рабочей силы, не давало ему – как работнику – полноценно воспроизводиться! Отсюда – тотальная нищета деревни, постоянное недоедание (хлеб с лебедой даже в середняцких хозяйствах) и регулярный катастрофический, уносящий жизни миллионов голод.
Потенциально, конечно, крестьянин мог превратиться в эксплуататора – при излишке земли и возможности нанимать рабочую силу со стороны. (Собственно, и пролетарий может «переродиться» в представителя «рабочей аристократии»…). Но ведь именно такого расслоения хотели избежать сами общинники, практикуя уравнительное землепользование и категорически протестуя против частной собственности на землю и наемного труда в деревне! Следовательно, общинный крестьянин – носитель КОММУНИСТИЧЕСКОГО мировоззрения – даже в большей степени, чем пролетарий! Наши «православные марксисты» не хотят этого замечать? Если факты не укладываются в доктрину, тем хуже для фактов?
БЕЗ АКТИВНОЙ ПОДДЕРЖ-КИ КРЕСТЬЯНСТВА РЕВОЛЮ-ЦИЯ БЫЛА БЫ РАЗГРОМЛЕНА! Значит, крестьянство – не реакционный класс уходящей эпохи, а класс, чье слово – решающее в эпоху социалистических революций (по крайней мере, тогда – в начале ХХ века)! Разве это не ересь с точки зрения лучшего друга и ученика Ф. Энгельса К. Каутского, революционного марксиста Р. Люксембург и «трибуна русской революции» Л. Троцкого?
А Китай? Там же вообще рабочего класса не было (1-2%), - это ЧИСТО КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ! И китайские коммунисты разгромили Гоминьдан своими силами – наше участие в этом было минимально (Сталин не был энтузиастом экспорта революций).
А Куба? Кто там был пролетарий? Фидель? Че Гевара? Какова роль рабочего движения в победе кубинской революции? – Да никакой!
Да, это революции социалистические, антикапиталистические - не потому, что в этих странах капитализм исчерпал свои производительные возможности и возникли экономические предпосылки для перехода к социализму (этого явно не было), а потому, что народы этих стран – крестьянских стран, отвергли «путь на Запад», путь интеграции в «глобальный рынок» мирового империализма (в качестве сырьевого придатка), а выбрали свой цивилизационный путь – путь коллективистской цивилизации, цивилизации-семьи, основанной на общинных ценностях!
Отмеченные выше социальные процессы, характерные для ХХ века, показали, что классическая марксистская схема (или то, что всегда выдавалось за таковую), основанная на стремлении втиснуть весь мир в единую формационную цепочку, не работает! И поэтому потребовалось творческое развитие марксизма – теория «слабого звена в цепи капиталистических держав», теория построения социализма в одной, отдельно взятой стране (а раз в одной, отдельно взятой – значит, с опорой на местную традицию, на цивилизационные особенности данного общества!). Вот это и есть марксизм-ленинизм (еще без догматических наслоений хрущевско-брежневской эпохи), - новая стадия в развитии социалистической мысли, стремящаяся более адекватно отразить реалии начала и середины ХХ века. И складывается он потому, что КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ БОЛЕЕ НЕ АДЕКВА-ТЕН СИТУАЦИИ, он не способен внятно, без натяжек объяснить перечисленные выше (и многие другие, не менее значимые) явления! В. И. Ленин – и особенно И. В. Сталин, - как показывают не только их теоретические разработки, но и практическая деятельность во главе государства, - пытаются учитывать явления и процессы, лежащие за пределами традиционной сферы марксистского анализа, не ограничивая свое мировоззрение социально-классовой схемой!
Ленин наступил на горло «ортодоксальному», классическому марксизму. Декрет о Земле он взял у эсеров, в то время (до Октября) еще революционных народников. А НЭП, к слову, разрабатывали известнейшие теоретики русского народничества – Кондратьев и Чаянов, - а отнюдь не марксисты.
Еще раз – марксизм-ленинизм – это не «ортодоксальный марксизм». Это новая, для своего времени очень оригинальная – хотя и ряде основных моментов и опиравшаяся на классический марксизм – революционная идеология. В научном плане она основывалась на компромиссе между формационным (марксизм) и цивилизационным (народничество) подходами к обществу и его истории. К сожалению, процесс ее формирования завершен не был. В хрущевско-брежневскую эпоху на разработку идеологии вообще был наложен запрет, и многие вещи (как, например, работы Сталина) вообще не публиковались. В результате сегодня наши «ортодоксальные марксисты», в полной уверенности по части соответствия своих убеждений взглядам Ленина и Сталина, повторяют нам «истины» сусловских учебников по «Марксистско-ленинской философии» и «Научному коммунизму» - тех самых, что большинство людей моего поколения возьмет в руки разве что под угрозой немедленного расстрела. Тоже ведь «марксизм-ленинизм», правда, сильно кастрированный…
Надо сказать, что в последние годы в сфере разработки идеологии наблюдается явный прогресс. И в этом качестве – если говорить о марксистской традиции – большой интерес представляют труды товарищей из «Рабочего университета им. Хлебникова», в особенности уважаемых Р. Косолапова и А. Харламенко. Очень серьезны и значимы в плане формирования коммунистической идеологии публикации С. Г. Кара-Мурзы, прежде всего, его фундаментальный труд «Советская цивилизация». Представляют интерес работы С. Кургиняна, прежде всего, связанные с «Проектом «Сверхмодерн» (то же, что «Советская цивилизация» у Кара-Мурзы).
Правда, как обществовед Кургинян слабее, чем перечисленные выше ученые. Он выдающийся философ, талантливый политолог, отличный пропагандист, мастер публичной полемики, но социальная аналитика – не его сфера. Схема «премодерн-модерн-постмодерн-контрмодерн» интересна, но она отражает особенности скорее культуро-, чем социогенеза. В обществоведении более адекватной представляется схема «аграрная – индустриальная – постиндустриальная цивилизация».
Какой же должна быть адекватная современному уровню развития общественнонаучных дисциплин революционная идеология?
Здесь, во-первых, надо сразу предупредить о вреде ярлыков. Если кто-то из наших товарищей полагает, что достаточно назвать себя марксистом-ленинцем и ты уже становишься таковым – это крайне опасное заблуждение! Вспомним, что Горбачев и люди его окружения прикидывались марксистами-ленинцами чуть ли до момента разрушения СССР – и никто их не схватил за руку, не попытался вывести, что называется, на чистую воду (если такие попытки и были, общество о них не ведало…). Сегодня многие наши товарищи, нахватавшись по верхам, овладев некоторыми понятиями, сложившимися в рамках марксистской традиции, не только полагают себя хранителями ВЫСШЕГО ЗНАНИЯ, АБСОЛЮТНОЙ и НЕПРЕРЕКА-ЕМОЙ ИСТИНЫ В ОКОНЧА-ТЕЛЬНОЙ ИНСТАНЦИИ, но и позволяют себе высокомерно поучать людей с принципиально иным уровнем эрудиции и с совершенно несравнимым – по порядку величины – опытом. Эти деятели искренне полагают, что, прочитав программу своей партии, пару статей ее лидеров, в лучшем случае – уже помянутый учебник по научному коммунизму в сусловской редакции, они уже поняли все, что происходит в мире – раз и навсегда!
О таких хорошо сказано в «Пикнике на обочине»: «…беда в том, что человек… с легкостью преодолевает… потребность в знаниях. По-моему, такой потребности и вовсе нет. Есть потребность понять, а для этого знаний не надо… Дайте человеку крайне упрощенную систему мира и толкуйте всякое событие на базе этой упрощенной модели. Такой подход не требует никаких знаний. Несколько заученных формул плюс так называемая интуиция, так называемая практическая сметка и так называемый здравый смысл».
Вот, скажем лозунг о «диктатуре пролетариата», на котором сходятся все революционные коммунисты. Общее место, вроде «прав человека»… Здесь я рискну процитировать бывшего парагвайского диктатора А. Стресснера: «Мы все – за права человека, только вы сперва определите, кто такие – люди…»
В классическом марксизме определение пролетариату было дано Ф. Энгельсом в его работе «Принципы коммунизма»: «Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своего труда, а не живёт за счёт прибыли с какого-нибудь капитала». Следовательно, понятие «пролетариат» шире, чем «рабочий класс»?
Что такое в наших конкретно-исторических условиях – пролетариат? Рабочие промышленных предприятий? Некоторые «ортодоксальные марксисты» говорят – «…пролетарий – это тот наемный работник, который производит материальные блага». Но, пардон, Россия сегодня превращается в сырьевой придаток развитых капиталистических стран, обрабатывающая промышленность в ней исчезает, развивается только добывающая. Добыча уже имеющихся в недрах Земли ресурсов – это не производство. Какова стоимость этих ресурсов, если в их создание труда не вложено? Стоимость добычи и транспортировки? Рабочий-нефтяник ничего не производит, он ДОБЫВАЕТ уже имеющийся продукт. А рабочий-транспортник? Железнодорожник, например? Он – пролетарий или нет? Он же ничего не производит, только перевозит! Следовательно, он – не пролетарий? Так? Но такого даже самые «ортодоксальные марксисты» не утверждают… А ученый, изобретатель, работник умственного труда, усовершенствующий производственный процесс – это не производитель? А кто? А преподаватель учебного заведения, выпускающего квалифицированных работников в сфере материального производства – он не пролетарий? А кто?
«Ортодоксальные марксисты» скажут, что пролетарий – это работник физического труда. Пардон! Сегодня любой физический труд, кроме самого примитивного, требует более или менее напряженных умственных усилий – это знают все квалифицированные рабочие!
Если к пролетариату отнести всех лиц, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу, - как сказано в программе КПСС, «пролетариат физического и умственного труда», вот здесь я соглашусь с лозунгом «диктатуры пролетариата». Но ведь тогда пролетариат – это не только рабочие, но и живущая своим трудом интеллигенция («когнитариат» по Кургиняну), а также крестьяне-общинники (сегодня – лишенные земельных наделов сельчане).
С. Кара-Мурза верно отмечает, что в Советской России и СССР понятие «пролетариат» раскрывалось как «трудящиеся и эксплуатируемые массы», по крайней мере, в общественном сознании. И сегодня, когда даже мы, революционные коммунисты, не можем договориться по поводу того, что есть в современной России пролетариат, не лучше ли было бы в наших программных документах, в наших лозунгах использовать вместо «диктатуры пролетариата» «диктатуру трудового народа» или «диктатуру трудящихся и эксплуатируемых масс»? Именно потому – подчеркну еще раз! – что по поводу содержания понятия «пролетариат» мы так и не можем договориться!
И еще один момент – носителями «пролетарской идеологии» в массе своей являются отнюдь не рабочие. Классики марксизма сформулировали это так – идеология научного социализма (у нас говорят – научного коммунизма) формируется революционной интеллигенцией и ПРИВНОСИТСЯ в ряды рабочего класса ИЗВНЕ! Рабочий класс не может сам по себе выйти за рамки чисто экономической борьбы (еще плюс к тезису о том, что рабочий и капиталист представляют собой диалектическое единство противоположностей), его политические цели – а именно все то, что связано с СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ – формулируются отнюдь не самими рабочими! То есть, как «класс для себя» пролетариат формируется не самостоятельно, а усилиями революционной интеллигенции – т.е. – Коммунистической партии! Возьмите знаменитый «Манифест коммунистической партии» - это 1848 год, - нигде в Европе, кроме Британии, нет еще рабочего движения, а партия уже создается! Из кого? Никак не из рабочих!
Так что все разговорчики о том, что революционные коммунисты – те, что не из рабочих (а таковых абсолютное большинство) – это те, кто сознательно принял пролетарскую идеологию – не что иное, как попытка поставить ситуацию с ног на голову! Если мы сейчас примем «идеологию», господствующую в среде рабочего класса, нам останется только устроиться с пивом у телевизора в ожидании очередной передачи «Дома-2»… Повторюсь еще раз – марксистская идеология не является пролетарской по происхождению, - она отражает идеализированное представление кучки интеллигентов о «пролетариате как революционном классе эпохи». Каковое представление, скажем прямо, не всегда подтверждается практикой революций ХХ века…
Практически – смогут ли революционные коммунисты России сформировать пролетариат как «класс для себя», как революционный авангард эпохи? Сомневаюсь! Как сомневаюсь и в успехе Кургиняна и «Сути времени», - в успехе их усилий по формированию «контррегрессивного субъекта» - когнитариата… Усилия, бесспорно, благородны. Как в смысле пролетариата, та и в смысле когнитариата. Только не утопичны ли они? То, что получилось у Ленина в 1917-м, у Мао в 1949-м и у Фиделя в 1959-м, у нас сегодня вряд ли получится. Тут дело даже не в теории - просто нет деятелей того масштаба! Вот некоторые товарищи из РКРП-РПК постоянно напоминают о связях с рабочим движением, сложившихся в партии. Хотелось бы спросить – ну и какой процент профсоюзов, иных рабочих организаций России находится под контролем – выразимся мягче – под влиянием революционных коммунистов? Достаточно ли это влияние для решения хоть сколько-нибудь существенных задач в общероссийских масштабах?
А если еще и теория недостаточно адекватна реальности – тут уж совсем плохо!
Коммунистическая партия Советского Союза должна – как мы считаем - представлять собой интеллектуальный центр, способный выработать наиболее адекватную современности версию революционной, коммунистической идеологии.
Идеология, претендующая на роль научной, обладает как объясняющей, так и предсказующей силой, - причем объяснение общественно значимых явлений не должно сводиться к подгонке действительности под затверженную (часто весьма примитивную – т.н. «вульгарный марксизм») схему, - оно должно быть логичным, доказательным, не упускающим из виду ничего принципиально важного.
Как уже говорилось выше, в ленинско-сталинскую эпоху в общественной мысли нашей страны имел место процесс активного идеологического творчества, - далеко не все, о чем писалось в ту эпоху, дошло до нас. Как известно, личный архив Сталина уничтожен, существенно «почищены» партийные и государственные архивы, - для того, чтобы представить этот процесс исключительно в русле мнений Хрущева и его последователей. То, что именовалось «марксизмом-ленинизмом» в брежневско-сусловский период, представляло собой закоснелую догму, не подлежащую какой бы то ни было трансформации. Если И. В. Сталин, утверждая, что «без теории нам смерть», всячески активизировал разработку идеологии, то Брежнев и его окружение решили, что «все уже придумано до нас», и напрягаться в сфере идеологического творчества незачем. Такой подход обезоружил нас перед лицом все более совершенствующегося идеологического и пропагандистского аппарата врага – Запада. Стоит ли напоминать, к каким катастрофическим последствиям привело это страну, народ, партию?
Догматический «марксизм» брежневской эпохи вызывал отторжение творчески мыслящих интеллектуалов, провоцируя антикоммунизм, который вместе с грязной водой (отжившей догматикой) стремился выплеснуть и ребенка (творческую, плодотворную основу революционного учения). Поэтому сегодня нам приходится вести борьбу на два фронта – против троцкистов и неотроцкистов, стремящихся дискредитировать основы революционной, ленинско-сталинской мысли, так и против догматиков, тупо повторяющих «прописные истины» 100-150-летней давности и не способных соотнести их с реальностью.
Я призываю товарищей не становиться жертвами собственных (или чужих!) схем, пребывая в виртуальной реальности, а постоянно – и критически! – оценивать наш уровень знаний о мире, их адекватность тому, что имеет место быть. Как говорится, - именно практика – критерий истинности любой теории. И это нельзя забывать ни на минуту!