Технологию обработки деталей данного класса рассмотрим на примере валов электрических машин.
Классификация валов
По форме внешней поверхности:
- гладкие у мелких двигателей,
ступенчатые наиболее распространённые, однако перепад ступеней приводит к увеличению трудоёмкости обработки вала.
По форме сечения:
-сплошные, наименее трудоёмкие, применяемые в машинах малой и средней мощности;
-полые, используемые в машинах средней и большой мощности;
-составные применяемые в генераторах мощностью 1,5 кВт и выше.
Технология изготовления валов
1.Заготовку вала получают ковкой или отрезанием от прутка. Ковка для диаметров более 100 мм. Отрезание для тонких валов в заготовительном цехе дисковой пилой или анодно–механическим способом. При необходимости правка и подрезка торцов.
2. Центровка
-нахождение центра заготовки;
-сверление отверстий;
-зенкование конуса.
Центры являются базой дальнейшей обработки на станках.
3. Токарная обработка поверхности на токарных станках:
|
|
обдирка черновая;
чистая обработка точных поверхностей.
У точных валов обрабатывается лишь посадочная ступень, остальные диаметры остаются с припуском 1…3мм для получения жёсткости при напрессовке сердечника, остальные диаметры обрабатываются в сборе. В валах диаметром до 6 мм насаживаемые детали удерживаются за счёт посадки с натягом на гладкой поверхности, при больших диаметрах на посадочных местах делают накатку или шпоночные канавки.
4. Фрезерование шпоночных канавок.
Инструмент – дисковая фреза или специальная шпоночная фреза концы обрабатывают торцевой фрезой, диаметр которой равен ширине канавки.
Оборудование: горизонтальный или вертикальный фрезерный станок.
5.Накатка (рифление) имеет преимущества по сравнению с фрезерованием шпоночных канавок, так как не снижает прочность валов, а наоборот упрочняет поверхность, распределяет равномерно по сечению вращающие усилия.
Накатка бывает прямая и сетчатая. Сетчатая применяется для коллекторов и контактных колец, имеющих пластмассовую втулку, в остальных случаях прямая накатка.
Накатка производится на токарном станке или на специальном накатном станке, при помощи накатного ролика.
6.Обработка концов вала(получение шлицев, лопаток) на фрезерном станке.
7.Термообработка для повышения твёрдости и износоустойчивости. Применяют следующие виды термообработки:
-закалка токами высокой частоты;
-цементация для упрочнения поверхностей, работающих на износ в условиях больших нагрузок;
-азотирование для создания высокой поверхностной твёрдости, износоустойчивости, для деталей не испытывающих больших давлений, процесс более длительный.
|
|
8.Шлифование предусматривает окончательную обработку валов. Тонкие валы обрабатывают после посадки пакета. Оборудование: круглошлифовальный станок.
9.Покрытие.
Оксидирование не шлифованных поверхностей.
10.Окончательный контроль.
Проверяют все размеры и качество поверхности.
Технологичность конструкции вала оценивают исходя из следующих требований:
-жёсткость вала должна быть рассчитана не только на эксплуатационные нагрузки, но и должна быть достаточной при механической обработке;
-количество стружки, снимаемой при обработке должно быть минимальным, что достигается уменьшением припуска на наибольший диаметр ступеней, а так же уменьшением числа ступеней и разницы между их диаметрами;
-унификация обрабатываемых размеров: ширины шпоночных канавок, размеров центровых отверстий, радиусов скруглений, диаметров вала, этим облегчается унификация режущих и мерительных инструментов;
-радиусы закруглений в местах перехода ступеней должны быть одинаковыми и достаточно большими, чтобы исключить концентрацию в них напряжений.