В феврале 1855 г. Николай I умер, на престол вступил его сын Александр II.
30 марта 1856 года он произнес речь об отмене крепостного права. 19 февраля 1861 года вышел царский манифест об освобождении крестьян. Им даровалась юридическая свобода, но земля оставалась помещичьей собственностью, была принята выкупная операция. 80% за крестьян выплачивало гос-во, 20% сами. В результате, стоимость земли увеличилась в 3 раза. Единственное, что получили крестьяне – личная свобода. Отмена крепостного права дополнилась реформами в политических и идеологических сферах – это либеральные реформы 60 – 70 –х гг. 19 века.
В 1864 г. была проведена земская реформа. Земства учреждались как всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Ведущую роль в земствах играло либеральное дворянство, и потому с самого начала земства стали проявлять себя как зародыш альтернативного центра власти. Реальные возможности земств были невелики, что было связано, главным образом, с недостаточностью денежных средств. В их компетенцию входили вопросы развития местного хозяйства, распределение государственных податей и назначение местных сборов, устройство благотворительных заведений, здравоохранение и народное образование. Меньшее значение имела проведенная в 1870 г. городская реформа. Это объяснялось большей традиционностью взглядов купцов и промышленников, которые в основном занимались делами городских учреждений. Городская дума и городской голова вели прежде всего хозяйственные дела. Однако новые городские учреждения сыграли большую роль в благоустройстве городов, развитии городского транспорта, жилищного строительства, водоснабжения и т. п.
|
|
В 1864 г. была проведена судебная реформа. Ею была заложена основа еще одного центра власти в стране. Бессословность судопроизводства, несменяемость судей, утверждаемых царем или Сенатом, введение состязательности судопроизводства и суда присяжных фактически позволяли судам выносить приговоры, являвшиеся вызовом местной или центральной власти. России. Важнейшей для обороны страны была военная реформа, проведением которой руководил последовательный либерал Д. А. Милютин. В 1874 г. был учрежден устав о всеобщей воинской повинности, которым упразднялась рекрутчина. начало царствования наследника престола, Александра III (1881 — 1894), было ознаменовано петициями Самарского, Новгородского, Казанского, Тверского, Рязанского земств с намеками на необходимость дарования конституции. Это было предложение продолжить диалог власти и общества. Но уже в апреле 1881 г. новый царь выступил с манифестом, в котором положил конец либеральным ожиданиям. Следствием этого стала смена политики и уход со своих постов министров-либералов. Стержнем политики нового правительства стали контрреформы, уничтожение зародышей новых центров власти.Непосредственной причиной контрреформ был страх придворных кругов перед развитием революционного движения, в поддержке которого винили либералов. Александр III предпочел опереться на реакционеров: министра внутренних дел Д. А. Толстого, К. П. Победоносцева, князя В. П. Мещерского. Диалог власти и общества снова сменился монологом власти, видевшей свою опору в дворянстве и патриархальном крестьянстве.
|
|
38. Развитие русского национального сознания
Славянофилы считали, что противоречия современной им жизни уходят корнями не в русскую древность, а в Петровские реформы, которые прервали органическое развитие российской истории и культуры, раскололи надвое русское общество. Русской истории присущи особые исторические ценности, которых не знает Европа. Смысл истории Запада — в единстве поступательного процесса культурного и общественного развития. Но сам этот процесс вызывает распад сознания на разум, чувства и волю, которые начинают действовать сами по себе. С ним связано также разделение общества на классы. В конце концов Европа приходит к культурному и общественному кризису, переживает закат своей истории. России же присущи такие целостные общественные и культурные формы, которые, не разрушаясь, способны стать основой более высоких ступеней исторического развития, чем те, которые возникли на Западе. В этом состоит смысл истории России. Целью славянофилов был не отрыв России от Европы, а восстановление единства русского общества и культуры на основе национальных ценностей. Они считали, что это позволит России занять подобающее место в центре мировой цивилизации. По-другому решали вопрос об истории и будущности России западники, в ряды которых входили А. И. Герцен, Т. Н.Грановский, К. Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др. В целом западники были согласны с оценкой, данной П. Я. Чаадаевым прошлому России. Но они считали, что благодаря реформам Петра I развитие индивидуального самосознания и личного достоинства русских людей, хозяйства и культуры в России уже началось. Необходимо лишь распространение свободных от крепостничества общественных отношений и европейской культуры в глубь народа. Этому противостоит реакционная политика самодержавия. Однако в условиях явного нежелания правительства Николая I проводить реформы сверху и кризиса либерализма в Европе, связанного с событиями революций 1848 — 1849 гг., некоторая часть образованного общества отошла от либерализма. Либеральному идеалу реформ был противопоставлен демократический идеал революции. Стремления к «справедливому обществу», имущественному равенству между людьми неминуемо возрождали общинный идеал славянофильства. Революция и распространение на все общество принципов общинного равенства, по их мнению, поможет народным массам усвоить европейскую культуру, уже воспринятую интеллигенцией.. Это была разновидность полуязыческой веры. Только для крестьян объектом поклонения был царь, а для интеллигенции — народ.
39.“ЗОЛОТОЙ ВЕК” РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
В первую половину XIX в. под сомнение были поставлены вековые устои русской жизни — самодержавие и крепостничество: в русском образованном обществе возникают оппозиционные и революционные течения. Эти годы были временем бурных религиозных и философских исканий. В 1830-40-е гг. идейная жизнь России находилась под сильным влиянием немецкой классической философии. Вторая четверть XIX в. стала для русского общества временем самопознания. Было создано Министерство народного просвещения, которое встало во главе российской учебной системы. Были основаны специальные высшие учебные заведения, учреждение которых связывалось с техническими, хозяйственными потребностями страны. Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. В первой половине XIX в. основывается ряд научных обществ —Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Огромный шаг вперед в первой половине XIX в. был сделан в познании и осмыслении русского прошлого. Знаменитый писатель H-М.Карамзин, занявшись историческими исследованиями, написал «Историю государства Российского». Труд этот приобрел огромную популярность.
|
|
Первая половина XIX в. стала «золотым веком» русской литературы. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм, воспевавший деяния государей и гражданские добродетели, уступает место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутренним переживаниям человека, его печалям и радостям. Наиболее ярким представителем этого течения был Карамзин.В начале XIX в. все более популярным становится другое течение — романтизм, воспевающий уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу. Смена стилей и направлений происходила в первой половине XIX в. и в живописи. Официальным стилем был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Влияние реализма сказывалось и на развитии театрального искусства. Первая половина XIX в. стала временем расцвета классицизма в архитектуре.. Отражением официальной идеологии времен Николая I — теории «официальной народности» — в определенной степени был так называемый «русско-византийский стиль». Наиболее известным архитектором этого направления был К.А. Тон, которому принадлежат Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя, здания столичных вокзалов Николаевской железной дороги.