Л.С. Выготский и его культурно-историческия концепция развития психики

На основе марксистских идей он создаёт культурно-историческую концепцию развития психики: низшие психические функции – результат биологического развития, высшие психические функции – результат общественно-исторического развития человечества. Важность культуры для объяснения происхождения высших психических функций, интериоризация и реорганизация – процессы развития психики. Позже идеи реализованы в работах Лурия, А.Н. Леонтьева.

Человек существо биосоциальное. Такое понимание процесса становления и развития современного человека позволило Выготскому дать собственную трактовку генезиса высших психических функций. Последние рассматриваются им как усвоенные и перенесенные извне, из социокультурной среды, внутрь формы поведения, социального взаимодействия и отношений (интериоризация).

А.Н. Леонтьев, его теория деятельности и основные этапы развития психики.

Создаёт общепсихологическую теорию деятельности (как он сам отмечает, на основе трудов Л.С. Выготского и К.Маркса) утверждает, что деятельность опосредует все психические процессы и является основным предметом исследования. Рассматривает развитие психики в филогенезе, доказывая, что психика и деятельность неразрывны (деятельность всегда имеет цель).

Тут же разрабатывается понятие ведущей деятельности, положенное в основу при изучениях периодизации психического развития, игра как ведущая деятельность.

Обобщающая работа «Деятельность. Сознание. Личность» (1977).

Психологическое наследие Ананьева и его последователей

Основатель ленинградской психологической школы (1 сентября 1966 года – открытие факультета психологии при Ленинградском университете (одновременно с психфаком МГУ; приказ от 6 декабря 1965 г.). Декан – Ананьев).

Начинает свою научную деятельность под руководством В.М. Бехтерева. Он предлагает идею создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины («Человек как предмет познания», 1969). Именно Ананьев выделяет иерархически соподчинённые уровни организации человека: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Он разрабатывает проблемы формирования умственной деятельности, сознания, самосознания, характера, воли в условиях школьного обучения.

Известны многочисленные труды Б.Г. Ананьева в области педагогической психологии («Психология педагогической оценки», 1935), истории психологии (Очерки истории русской психологии в 18-19 века», 1947), сенсорных и перцептивных процессов («Психология чувственного познания», 1960; «Теория ощущений», 1961).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: