Работа №4. Выбор способа восстоновления деталей

Выбор способа зависит от конструкторско-технологических особенностей детали, условия его работы, величины износа и особенностей самих способов восстановления.

Оценка способа восстановления дается по трем критериям: применяемости; долговечности; экономичности.

Критерий применяемости определяет принципиальную возможность применения различных способов восстановления по отношению к конкретной детали.

Характеристика различных способов восстановления деталей приведена в таблице 4.1. Этот критерий не может быть выражен числом и является предварительным, поскольку с его помощью нельзя решить вопрос выбора рационального способа восстановления, если их несколько.

Для выборарационального способа необходимоприменить критерий долговечности, который выражается коэффициентом долговечности для каждого из способов восстановления и условий работы в узле. Критерий долговечности определяет работоспособность восстанавливаемой детали и определяется отношением долговечности восстановленной детали к долговечности новой. Чтобы обеспечить работоспособность детали на весь межремонтный пробег агрегата долговечность применяемого способа должна быть не ниже 0.85 (Кд=0.85). Коэффициент долговечности Кд определяем по табл. 4.2.

Окончательное решение вопроса о выборе рационального способа восстановления принимается при помощи технико-экономического критерия, связывающего долговечность отремонтированной детали с себестоимостью ее восстановления.

Окончательное решение о восстановлении детали принимается в том случае, если себестоимость восстановления не превышает стоимости новой детали с учетом срока восстановленной детали, т.е.

Св Кд ·Сн (4.1)

где: Св- себестоимость восстановления детали, руб.;

Сн- рыночная стоимость новой детали, руб.;

Кд- коэффициент долговечности (табл.4.2).

Стоимость восстановленной детали ориентировочно определяется по формуле:

Св=Q·S·a+∑tоб ·li (1+H/100) (4.2)

где Q-расход материалов при восстановлении детали, отнесенный к единице поверхности, г/см2 (табл.4.3);

S-площадь поверхности детали, подлежащая восстановлению, см2;

а- стоимость единицы массы материалов при восстановлении, руб./г. (табл. 4.3);

tоб- общее время на восстановление условной детали, мин. (табл.4.3),

tоб= tо+ tп.з

tо- время на восстановление детали, мин. (табл. 4.3);

tп.з- время на механическую обработку перед восстановлением и после, мин. (табл. 4.3);

l-тарифная ставка рабочего в зависимости от разряда выполняемой работы, руб/мин.;

H-процент накладных расходов (табл. 4.4);

Тарифная ставка рабочего l может быть определена исходя из установленной минимальной заработной платы с учетом разряда работы:

l=LЗП·kтар./Т (4.3)

L- минимальная заработная плата, руб.;

kтар-коэффициент, учитывающий разряд работы;

Т- месячная продолжительность времени работы (мин).

Выбор рационального способа восстановления можно представить в виде табл.4.5


Таблица 4.1. Технологическая характеристика способа восстановления

Характеристика применимости методов восстановления деталей Технологическая характеристика методов восстановления
Наплавка под флюсом Электроимп. наплавка Металлиза-ция Хромирова-ние Осталива- ние Пластическ. деформация
Виды металлов, по отношению к которым применим способ Сталь Сталь, серый и ковкий чугун Сталь, серый чугун Сталь Сталь, серый чугун Сталь
Поверхность детали к которым применим способ Наружные цилиндрические, плоские Наружные и внутренние цилиндрические Наружные цилиндрические и плоские Наружные и внутренние цилиндрические Наружные и внутренние цилиндрические Наружные и внутренние цилиндрические и плоские
Наименьший допустимый диаметр стержня, мм            
Наименьший допустимый внутренний диаметр, мм.   -     -      
Наименьшая толщина покрытия, мм.   1.5   0.3   0.3   Не ограничена   0.1   -
Наибольшая толщина покрытия, мм.   5.0   2.0   6.0   0.3   2.0   -
Снижение усталостной прочности, %   10 25   40 70   40 50   15 20   20 25   -
Применение способа к деталям испытываемым динамическую и знакопеременную нагрузку   применим   не применим   не применим   применим   Не применим при ударных нагрузках   применим

Таблица 4.2. Коэффициенты долговечности способов восстановления

Вид сопряжения и характер работы Материал сопряженной детали Кд
Вибродуговая наплавка Наплавка под флюсом Наплавка в СО2 Металлизация Хромирование Осталивние Пластическое деформирование
Вал-подшипник скольжения при статической нагрузке баббит бронза 0,97 0.97 0.92 0.92 0.97 0.92 0.9 0.8 1.7 1.1 0.98 0.98 0.95 0.90
Вал-подшипник скольжения при знакопеременнойнагрузке баббит бронза - - 0.87 - 0.87 - - - 1.25 1.0 0.98 0.85 - -
Вал-втулка бронза 0.95 0.87 0.88 - - - -
Цилиндрические стержни -направляюшие (возвратно поступательное движение) Бронза Серый чугун - - - - - - - - 1.1 2.3 0.9 0.9 0.9 0.97
Цилиндрические поверхности крестовин Сталь легированная 0.9 - 0.95 - 0.95 0.9 0.95
Цилиндрические поверхности деталей -внутренние кольца подшипников качения,   Сталь шарикоподшипниковая Сталь   - 0.9   - -   - 0.95   - -   1.4 1.35   0.8 0.8   - 0.85
Шлицевые поверхности Сталь легированная - 0.85 - - - - 0.85
Наружная резьба на валах Сталь углеродная 0.9 0.95 0.95 - - - -

Таблица 4.3. Оценочные показатели способов восстановления деталей

Оценочные показатели различных способов восстановления деталей Наплавка Электрические покрытия Электроимпульсная Пластическая деформирование
Ручная механизированная Хромирование Осталивание
Под флюсом В среде СО2 вибродуговая
Расход материала Q, г/см2 4.8 3.8 3.0 3.1 2.2 2.4 - 0.4
Удельные затраты а, руб/г 1.17 0.48 0.44 0.52 0.88 0.30 0.14 0.58
Время восстановления условной детали, tоб, мин 23...29 16…18 13..16 14…18 32..35 10…11
Время на собственное восстановление,, tо, мин   15.5…21   8.5…10   7…10   8…10       8… 10.5   4…5
Время на предварительную и окончательную обработку, tпз, мин 7.4 8.2 5.6 6.1   5.6

Таблица 4.4. Процент накладных расходов для ремонтных предприятий

Мощность предприятия, ед. ремонта   N                  
Процент накладных расходов   H                  

Пример: Определить оптимальные способы устранения дефектов распределительного вала автомобиля ЗИЛ-130. Для удобства строим таблицу (табл. 4.5). При заполнении столбцов 1 и 2 необходимо пользоваться таблицами 2.1 и 2.5. То есть отражаем номера и наименования тех дефектов, которые выявлены в процессе дефектовки.

Таблица 4.5. Выбор рационального способа восстановления детали

Номер дефекта по карте Наименование дефекта Возможные способы восстановления по критериям Принятый способ
применяемости долговечности экономически
1 Изгиб вала Правка на прессе
3 Износ опорных шеек: 1 опорная. шейка 1.осталиван. 2. В.Д.Н. 3. Напл. в СО2 4. Наплавка. под флюсом 3.ВДН (Кд=0.97) 4. Напл. в СО2д=0.87) ВДН ВДН
2 опорная. шейка Обработать до 1го ремонтного размера
3 опорная. шейка Обработать до 1го ремонтного размера
4 опорная. шейка Обработать до 1го ремонтного размера
5 опорная. (задняя) шейка Обработать до 1го ремонтного размера
4 Износ шейки под распределительную шестерню 1. В.Д.Н. 2. Напл. в СО2 3. Наплавка. под флюсом 1.ВДН (Кд=0.97) 2. Напл. в СО2д=0.87) ВДН ВДН
6 Износ шпоночного паза по ширине Наплавка с последующей обработкой до размера по рабочему чертежу
7 Износ и срыв резьбы М30*2кл. 1 1. В.Д.Н. 2. Напл. в СО2 3. Наплавка. под флюсом 1.ВДН (Кд=0.97) 2. Напл. в СО2д=0.87) ВДН ВДН
9 Повреждение фасок центровых отверстий Исправить центра на токарно-винторезном станке
                 

При заполнении столбца 3 (возможные способы восстановления по критерии применяемости) необходимо пользоваться таблицей 4.1.

При заполнении столбца 4 (возможные способы восстановления по критерии долговечности) необходимо пользоваться таблицей 4.2.

При заполнении столбца 5 (возможные способы восстановления по критерии экономичности) необходимо построить дополнительную таблицу (табл.4.6). В процессе определения себестоимости устранения дефектов, которые выявлены по критерии применяемости (столбец 4 таблицы 4.5), необходимо пользоваться формулами 4.2 и 4.4. Результаты расчетов заносят в соответствующие ячейки таблицы 4.6

Таблица 4.5. Выбор рационального способа восстановления детали

Например: при определении себестоимости восстановления шейки под шестерню наплавкой в СО2 результат заносится в ячейку находящуюся на пересечении столбца и строки соответственно с названиями «Шейки под шестерню» и «наплавка в СО2.

При определении площади поверхности детали S, подлежащая восстановлению, используются материалы таблиц 2.2 (Справочные данные…) и 2.5 (Результаты дефектовки). Например при определении площади поверхности шейки под шестерню распределительного вала фактический диаметр шейки берется из таблицы 2.5, а длина шейки из табл.2.2 (S=ПDL=3.14*29.95*32=3009,мм2=30.9см2).

Таблица 4.6. Себестоимость восстановления детали

Способ восстановления дефекта Себестоимость восстановления, Св (руб.) Кд Сн, руб. Свдруб.
Опорных шеек Шейки под шестерню Резьбовой поверхн. Шпоночного паза Детали
ВДН 130 90 85 - 395* 0.97 1500 407
Наплавка в СО2 143 105 97 - 435* 0.97 1500 447
Наплавка под флюсом 150 112 100 - 452* 0.92 1500 491
Наплавка в ручную - - - 90     1500  

* себестоимость восстановления детали данным методом с учетом себестоимости восстановления шпоночного паза.

Решение о выборе рационального способа восстановления поверхности детали (всей детали) по критерии экономичности принимаем в соответствии с минимумом значения Свд. Выбранные способы восстановления по экономическому критерию отражают в соответствующих ячейках столбца 5 таблицы 4.5. Окончательный выбор способов восстановления детали осуществляется как по критериям долговечности и экономичности так и с учетом оптимальности схемы маршрутов восстановления (отражены в столбце 6 табл.4.5).

Заключение о целесообразности восстановления данной детали делается при выполнении условия (4.1). Т.е себестоимость восстановления данной детали с учетом прогнозируемой ее долговечности не должна превышать 80 % от рыночной стоимости новой детали.

Пример: Анализ данных таблицы 4.6 дает возможность выявить оптимальный способ восстановления поверхностей детали- ВДН. При этом целесообразность восстановления детали вообще выявляется при выполнении условия (4.1). В данном случае требование выполняется (т.е. 395<1500). Следовательно Распределительный вал рекомендуется восстановить.

Наиболее полно характеристики различных способов восстановления деталей приведены в приложении 1.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите способа восстановления деталей.

2. Перечислите критерии оценки способов восстановления деталей.

3.Условие необходимое для принятия решения о выборе способа восстановления детали (формула)?

4. Формула определения стоимости восстановления детали?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: