В раннем детстве предметная деятельность, становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода.
Переход к предметной деятельности связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. т. е., той функции предмета которая закреплена за ним в общественном опыте.
Огромный путь развития проходит двигательный аппарат младенца. Не координированные, беспорядочные движения становятся упорядоченными.
Развитие видов предметных действий.
Результативные – 4 м – хватательные движения, притягивание, постукивание, толкание, качание, бросание, разрывание.
Состоящие из двух предметов – 7 м – всовывание, вкладывание, вынимание, нанизывание.
Функциональные – 1 г – подражание взрослым.
Как выражение оринтировочного рефлекса эти предметные действия представляют собой форму активного познания реб. окружающего мира.
Признаки предметных действий:
1. Выполняются всегда с каким-то предметом.
2. Осуществляется согласованной работой обеих глаз, рук, пальцев которые берут предмет.
3. Повторяются ребенком много раз подряд.
4. Достигают какого-то видимого или слышимого результата.
5. Вызывают сосредоточенность ребенка и ожидание (предвосхищение) уже достигавшегося ранее результата.
Связь действия с предметом проходит три фазы развития:
1. С предметом могут выполнятся любые известные реб. действия.
2. Предмет употребляется только по прямому назначению.
3. Свободное употребление предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета.
Не все действия, усваиваемые ребенком в этот период однотипны, и не все они имеют одинаковое значение для психического развития. Особенности действий зависят прежде всего от особенностей самих предметов: предметы определенного назначения(ложка), предметы свободного назначения (мяч, кубики), полифункциональные предметы (веревка, бумага). Полифункциональные предметы выступают для ребенка как средство овладения замещениями. Действия замещения освобождают ребенка от консервативной привязанности к функциональному назначению предмета. В мире постоянных предметов ребенок начинает обретать свободу действий с предметами.
Чем сложнее действия, тем больше они способствуют психическому развитию ребенка.
Из числа действий которыми овладевает ребенок в раннем детстве, особенно значимыми для психического развития оказываются соотносящиеся и орудийные действия.
1. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (частей) в пространственное взаимоотношение (складывание пирамидки, сборно-разборных игрушек). Способы выполнения соотносящихся действий, которые формируются у ребенка зависят от особенностей обучения: действия по образцу; фиксирование внимания на ошибках и исправления их; выработка умений действий.
2. Орудийные действия – это действия, в которых один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в ходе обучения, при систематическом руководстве взрослого. Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма не совершенны, они продолжают отрабатываться в дальнейшем.
Предметная деятельность имеет огромное значение: отрабатываются функции сенсорного механизма; познание свойств предметов; формирование намеренных произвольных действий. В предметной деятельности развиваются все познавательные процессы. Виды детских игр предметного типа:
1. Игра – исследование.
2. Игра – конструирование.
3. Ролевая игра.
На протяжении раннего возраста возникают предпосылки к развитию ролевой игре внутри предметной деятельности. Они состоят в овладении действиями с предметами особого рода – игрушками.
Предпосылки к ролевой игре:
1. Переименование предметов: сначала действуют с предметами, а потом осознают смысл предмета в игре.
2. Потребность копирования действий взрослых – отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого.
3. Название себя именем другого человека.
4. Формирование действий, воспроизводящих действия других людей.
5. Копирование способов общения людей друг с другом в различных социальных ситуациях.
В ролевой игре воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый план выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Тем самым удовлетворяется основная потребность ребенка, как общественного существа в общении и совместной жизни со взрослыми.