Спонтанная игра в лего позволяет судить о развитии мелкой моторики ребенка, о том, насколько четко ребенок координирует движение рук и глаз. Следует обратить внимание на приемы скрепления лего-элементов, используемые детьми. Лего-элементы имеют определенное количество видов скреплений. Например, 2 кирпичика с 8 выступами можно соединить 24 способами, а 3 кубика с 8 выступами имеют 106 различных соединений. Вот некоторые виды скреплений: на все кнопочки (самое прочное), на часть кнопочек, крест-накрест (прочные), на две кнопочки (непрочное) и на одну кнопочку (самое непрочное, но подвижное).
Различные варианты соединений позволяют разнообразить постройку, сделать отдельные части постройки подвижными, добавить некоторые элементы. Детали, которые использовались для проведения игры, имели средние размеры и довольно крупные приспособления для их скрепления.
Все категории детей, конструируя, как правило, скрепляли лего-детали прочно, используя все кнопочки или часть их. Очень редко можно увидеть скрепления на две кнопочки и варианты скреплений крест-накрест. Практически никто из детей не употреблял вариант подвижного скрепления — на одну кнопочку.
|
|
У большинства детей с нормальным интеллектуальным развитием скрепление деталей не вызывает трудностей. Они хорошо координируют движения глаз и рук. Но у некоторых не сразу получается соединение, им трудно.
Это не всегда обусловлено нарушением их двигательной координации и может свидетельствовать о характерных личностных особенностях ребенка.
Дети с речевой патологией чаще испытывают трудности, соединяя лего-детали одну с другой. Это объясняется тем, что движения рук и глаз у них не скоординированы, движения рук и пальцев не всегда уверенны. Дети схватывают кирпичики, зажимают их в кулачок, при этом сильно напрягают кисть и пальцы. Из-за этого соединить между собой детали быстро не удается. В процессе игры некоторые дети совершают сопутствующие движения. Но при дальнейших манипуляциях с лего-элемен-тами эти затруднения исчезают.
У детей с умственной патологией трудности скрепления деталей более выражены. Дети-олигофрены пытаются вдавить детали одну в другую, вместо того чтобы найти нужное положение для их скрепления. Они действуют наугад, монотонно передвигая один кирпичик по другому, совершая при этом много ненужных движений, пока случайно не произойдет скрепление. Но в процессе спонтанной игры в лего эти трудности дети также легко преодолевают.
Особенности речевого развития детей, отмечаемые в процессе лего-игры. Начиная спонтанную игру в лего, можно побеседовать с ребенком и выяснить, что он собирается строить, а затем попросить его рассказать о том, как он собирается это делать. Ответы детей позволяют судить не только о развитии речи, но и о способностях ребенка планировать свои действия. Надо отметить, что вопрос о предполагаемом плане действий не представляется легким ни для одной категории детей. Однако в ответах прослеживались характерные различия.
|
|
Часть детей с нормальным интеллектуальным развитием при ответе на этот вопрос испытывает некоторые затруднения. Они отвечают двумя-тремя фразами и начинают строить. Другая часть, ответив сначала одним-двумя предложениями, потом, пользуясь наводящими вопросами педагога, продолжает рассказ. Есть дети, которые строят свой рассказ самостоятельно, но четкой последовательности при изложении плана действий в их монологе не прослеживается. И есть небольшой процент детей, которые могут самостоятельно и последовательно составить рассказ о том, что он будет делать.
Приведем ответы детей.
Беседа с Димой Ч.
—Дима, расскажи, что ты будешь делать?
—Самолет.
—Как ты будешь его делать?
—Возьму и все. Беру разные кирпичики и строю.
—Настя К. составила следующий рассказ.
—Я буду делать башню. Возьму эту штучку. А потом эти кубики друг на друга наставлю. А потом сюда вот такую беленькую штучку, а потом сюда вот такую красную штучку. И все получится.
Ответ Ани К.
—Я буду делать собачку. Я сначала сделаю ей ножки. Потом сделаю туловище. Потом сделаю головку, ушки и хвост.
Большинство детей с речевой патологией не могут самостоятельно составить рассказ о том, как они будут выполнять свою постройку. Они отказываются отвечать на этот вопрос, ссылаясь на то, что не решили, что будут делать. Некоторые дети с опорой на вопросы педагога дают ответы, но они состоят из двух слов.
Дети с умственной отсталостью не могут ответить на предлагаемый вопрос.
Дети с нормальным интеллектуальным развитием, завершив постройку, с удовольствием рассказывают о ней, дают ей название, объясняют назначение отдельных ее частей, придумывают различные истории, связывая их со своей постройкой, фантазируют.
Часть детей с речевой патологией может описать свою постройку самостоятельно одной-двумя короткими, из 2 — 3 слов фразами. Ответы, как правило, не имеют эмоциональной окрашенности. Другие отвечают только на вопросы педагога, ответы их односложны.
Некоторые умственно отсталые дети могут самостоятельно сказать о том, что они строили, однако это простейшие фразы, лишенные всякой эмоциональной окраски. Другая часть детей отвечает только на вопросы, но и то не всегда правильно.
Анализируя в целом спонтанную игру у перечисленных выше категорий детей, можно сделать следующие выводы.
Играя в свободной обстановке с новой, яркой, красивой игрушкой, ребенок быстрее входит в контакт с педагогом. Четко прослеживаются его отношения в коллективе, проявляется уровень его общения со сверстниками, отражается способность ребенка к сотрудничеству. Причем достаточно четко проявляются характерные особенности как у детей, имеющих речевые и интеллектуальные нарушения в развитии, так и у детей с нормальным развитием. По спонтанной лего-игре можно судить о том, в какой мере проявляются у детей интеллектуальная активность, свой подход к решению задачи, вариантность решений, «интеллектуальные эмоции», обнаруживаются психологические трудности ребенка, его поведенческие особенности, его переживания.
Характер постройки лего поможет понять возможности ребенка, уровень его представлений об окружающем мире, степень концентрации внимания, насколько он способен довести задуманное до конца. Выявляются созидательные способности. Игра позволяет из этих волшебных кирпичиков быстро что-то построить. Причем собранная конструкция — возможно, это первое, что ребенок создал в своей жизни — выглядит красочно, ярко и радостно, и «творец» получает удовлетворение от сделанного своими руками.
|
|
Как правило, у всех детей с отклонениями в развитии без осуществления коррекционной работы оказываются не сформированными высшие формы игровой деятельности. В частности, у них оказываются неразвитыми все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет либо совсем отсутствует, либо ограничивается бытовым уровнем, способы общения и действия бедны, роль охватывает небольшое игровое общество и на короткий срок. Это находит подтверждение и в играх с лего-постройками перечисленных групп детей. Для развития полноценной конструктивной игры с лего необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел постройки, мог его реализовать, умел моделировать (Л.А. Парамонова, В. Г. Нечаева, О. П. Гаврилушкина). Замысел, реализуемый в постройках, рождается на основе впечатлений от окружающего мира. Чем ярче, целостнее будут впечатления, тем интереснее и разнообразнее могут быть детские постройки.
Игра позволяет судить о развитии мелкой моторики ребенка, его способности координировать движения рук, кистей рук, глаз, о трудностях, возникающих у детей с разными отклонениями в развитии, способах их преодоления в процессе игры. В ходе игры у детей с отклонениями в развитии возникают затруднения: поскольку не сразу удается овладеть способами скрепления деталей, но в процессе дальнейших манипуляций с лего-элементами трудности преодолеваются.
Беседуя с ребенком до игры, в ее процессе и после ее окончания, выясняется уровень развития не только связной речи, но и способность фантазировать, включать в свой замысел элементы сказочности. По рассказу детей о предстоящей постройке можно судить о том, как он умеет планировать предстоящие действия.
Тот факт, что практически все дети, имеющие отклонения в развитии, не могут после выполнения постройки организовать игру с ней, подтверждает, что педагогу и воспитателю необходимо руководить лего-игрой.
|
|
Спонтанная игра — это первый этап в знакомстве ребенка с лего, без которого невозможно дальнейшее использование его в целях диагностики, коррекции, обучения и воспитания. Лего — это больше чем игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребенка, его особенности, желания, возможности, позволяющий более полно раскрыть его личностные особенности, понять имеющиеся у него трудности. Это средство, которое поможет через созидательную игру решить многие проблемы ребенку и педагогу.