1885 - 1952
Одна из первых женщин психологов и вдохновителей современного движения феминизма, Карен Хорни (рожд. Даниэльсен) родилась в Германии близ Гамбурга. Ее отец, норвежец по национальности, глубоко религиозный человек, был капитаном трансатлантического лайнера и отличался суровым характером. Мать Карен была его полной противоположностью: образованная, нерелигиозная и независимо мыслящая женщина, она была на 18 лет моложе своего мужа и не желала подчиняться его деспотическому характеру. Семейная обстановка отложила отпечаток на мировоззрение дочери, главной чертой которого стало противоречие между постоянным стремлением к независимости и, в то же время, не меньшей потребностью в опоре на сильного мужчину.
В 1906 году Карен поступила на медицинское отделение Фрайбургского университета. В 1909 г. она вышла замуж, однако ее семейная жизнь не была удачной: брак спустя несколько лет распался, а своим трем дочерям Карен Хорни уделяла минимальное внимание, предпочитая им научную деятельность, весьма успешную.
|
|
В 1911 году она получила докторскую степень в Берлинском университете, продолжив затем специализацию в Берлинском психоаналитическом институте. Но уже в начале 1920-х годов она вступила в открытую полемику с Фрейдом, принимая его метод, но отвергая большую часть постулатов его теории. При этом, Хорни, прежде всего, настаивала на том, что в противовес «мужской» психологии Фрейда необходимо сформировать женскую точку зрения на проблему побудительных сил поведения.
В 1932 году Хорни, как и большинство других психоаналитиков, эмигрирует в Америку. Здесь одна за другой выходят ее важнейшие работы – «Невротическая личность нашего времени, 1937», «Пути психоанализа, 1939» и др. В 1941 г. она совместно с Э. Фроммом основала Американский институт психоанализа, деканом которого оставалась до конца жизни.
Несмотря на удачно складывающуюся научную карьеру, Хорни оставалась чувствительной к вниманию и поддержке своих коллег и друзей, среди которых особая роль принадлежала талантливому психологу Эриху Фромму, разрыв с которым она переживала очень тяжело. В последние годы жизни в круг ее знакомств вошло много деятелей религиозного толка. Однако влияние их редко оказывалось продолжительным – психотерапевт и ученый всегда в ней оказывались победителями.
В этих условиях люди, по Фромму, испытывают стремление к «бегству от обретенной свободы», замены ее самоотождествлением с государством и стоящей в его главе, сильной личностью. Именно этим он объясняет притягательную силу социалистических и национал-социалистических идей и приход к власти тоталитарных режимов 20-30 годов.
Фромм полагал, что противостоять наступающей индивидуализации общества и бегству от свободы можно лишь благодаря любви и самореализации, позволяющих примирить противоборствующие потребности человека, и надеялся, что в будущем человечество придет к идеалу «гуманистического» общества, основанного на этих важнейших ценностях. Эта мысль имела свое развитие. В 1960-е годы термин «гуманистическая психология» стал названием нового направления этой науки.