Выдающийся российский психолог и организатор психологической науки. Доктор психологических наук, член-корреспондент Академии Наук СССР

Б.Ф. Ломов получил психологическое образование в Ленинграде (Санкт-Петербурге) под руководством Б.Г. Ананьева. В 1963 году он опубликовал первую в стране монографию по инженерной психологии «Человек и техника». Эта книга сразу же стала настольной не только у психологов, но и у многих инженеров, врачей, конструкторов, создающих сложные человеко-машинные системы.

В 1966 году Ломов становится первым деканом только что созданного факультета психологии Ленинградского государственного университета. Благодаря его деятельности инженерная психология и такие ее отрасли как авиационная и космическая психология, занимают достойное место в отечественной науке. В 1972 Ломов создает в Москве Институт психологии Академии Наук, привлекая к его работе многих талантливых исследователей. Директором этого института он оставался до конца жизни. В 1970-1980-е годы научные интересы Б.Ф.Ломова все более концентрируются на теоретических и методологических проблемах. Он становится главным идеологом системного подхода в психологии, посвящая ему свой главный теоретический труд «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984).

При этом целостное описание психики предполагает сочетание всех планов анализа.

Психические явления многомерны. Они могут рассматриваться в самых разнообразных системах измерений, каждая из которых позволяет обнаружить лишь определенную группу свойств и отношений.

Система психических явлений имеет вертикальное (уровневое) строение. Действие этого принципа распространяется не только на психику в целом, но ина отдельные явления (процессы, состояния).

Человек обладает системой разнопорядковых свойств, которые организованы в целостную структуру, напоминающие по своему строению пирамиду: на вершине размещаются общие свойства, в основании – раскрывающие их свойства более низких порядков, грани пирамиды символизируют различные категории свойств.

5. Психические явления системно детерминированы. Такие модусы психического, как многомерность, многоплановость, многоуровневость, выражают множественность детерминант психики.

Психические явления – явления динамические, развивающиеся. Этот принцип выражает способ существования психического как системы. Ее целостность и дифференцированность возникают, формируются и образуются в ходе развития индивида, которое, в свою очередь, выступает как полисистемный процесс. Психическое развитие – это движение его оснований, сменность детерминант, возникновение. Формирование и преобразование новых или качеств. Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека, которое всегда связано с системой противоречий (между разными свойствами, уровнями, основаниями, факторами и т.д.) и предполагает различные пути их разрешения.

Человек изучается разными науками, но все они рано или поздно приходят к необходимости учета данных психологии. Синтез разнодисциплинарных знаний о человеке является важным условием развития психологического знания. В этой связи Б.Ф. Ломов подчеркивает необходимость комплексных исследований. Включаясь в разные отношения с окружающей действительностью, человек открывается разными гранями, каждая из которых может стать предметом изучения специальных наук.

В одной из своих последних работ “Методологические и теоретические проблемы психологии”, опубликованной в 1984 г., Б.Ф.Ломов настаивает на необходимости “разработки общей схемы, которая раскрыла бы связи разноплановых, разномерных и разноуровневых законов развития индивида и его психики”. “Перспективы психологии как фундаментальной науки и как особой области практической деятельности существенно зависят от дальнейшего развития системного подхода,- указывает он, завершая эту работу, - прослеживая развитие инструментария фундаментальных исследований в истории психологии, нельзя не обратить внимание на то, что оно идет в направлении все большего приближения к реальной жизни. Вместе с тем, развитие научно-практического инструментария все более требует понимания сущности тех явлений, с которыми он имеет дело. В этом процессе сближения разных типов познавательного инструментария происходит взаимопревращение методов одного рода в методы другого и их взаимное обогащение”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: