Классификация норм права

Все нормы права выступают, с одной стороны, как весьма сходные между собой однородные явления, а с другой стороны, как значительно отличающиеся друг от друга по своему содержанию категории. В силу этого всестороннее познание правовых норм предполагает необходимость рассмотрения не только их общих родовых черт, но и изучение их особенных – видовых и индивидуальных отличий. Достижению этих целей служит классификация правовых норм, в основу которой могут быть положены различные критерии.

1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, гражданского, уголовного, трудового, гражданско-процессуального и других отраслей права.

Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на нормы материального и процессуального права.

Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т. д. (нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права).

Процессуальные правовые нормы носят организационный характер. Предписания этих норм регламентируют порядок и определяют процедуру, в рамках которой происходит реализация норм материального права, разрешение споров о праве, а также определение и осуществление юридической ответственности за правонарушения.[384]

2. По методу правового регулирования нормы права делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы – категорические, властные, строго обязательные веления, в максимально конкретной форме излагающие правила поведения, при реализации которых не допускается отступлений от предписанного варианта поведения и иной его трактовки.

Диспозитивные нормы закрепляют границы допустимого поведения, в рамках которых субъекту может быть предложено выбрать один из нескольких вариантов возможного поведения (альтернативные нормы) либо сформулировать возможную модель поведения, в пределах законных средств, самостоятельно (относительно-определенные нормы).

3. По функциональной роли в механизме правового регулирования общественных отношений нормы права подразделяются на классические нормы-правила и специализированные нормы (дефиниции, цели, принципы).

Нормы-правила содержат характеристику вариантов возможного, должного и недопустимого поведения. При этом они, в свою очередь, подразделяются на:

а) регулятивные нормы (они устанавливают права и обязанности субъектов, направлены на урегулирование правомерного поведения, формулируют положительные предписания в праве);

б) охранительные нормы (они предусматривают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, предусматривают применение к нарушителю негативных мер государственного принуждения);

Исходные (специализированные) нормы определяют основные понятия и принципы правового регулирования; формулируют его цели и задачи; обозначают возможные перспективы развития юридических институтов. К этому виду правовых норм относятся:

а) нормы-принципы закрепляют основные направляющие начала юридической деятельности (например, в Конституции РФ закрепляется норма-принцип, в которой говорится о том, что в основу формирования государственной власти в России положен принцип разделения властей).

б) нормы-цели определяют и юридически закрепляют перспективные цели политико-правового развития. В частности, своеобразной нормой-целью является преамбула Конституции США, гласящая: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

в) нормы-дефиниции содержат определения конкретных юридических понятий. К примеру, ст. 209 УК РФ устанавливает, что «под бандой следует понимать устойчивую вооруженную группу двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации».[385]

4. По действию в пространстве различаются нормы общего действия и нормы ограниченного действия (локальные).

Нормы общего действия действуют на всей юрисдикционной территории государства (нормы закрепленные в Конституции РФ).

Локальные нормы – правила поведения, действующие в пределах обособленного территориального образования (правила поведения, закрепленные в нормативных актах, принимаемых и действующих на территориях субъектов РФ, муниципальных образований и т. п.).

5. По характеру властных предписаний нормы делятся на управомочивающие, предписывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы права определяют правила возможного поведения субъектов.

Предписывающие нормы права устанавливают правила должного поведения субъектов.

Запрещающие нормы обязывают субъектов воздерживаться от совершения определенных деяний, признанных законодателем противоправными.

4. Способы изложения норм права
в статьях нормативно-правовых актов

Норма права сама по себе представляет в достаточной степени абстрактное явление и не может рассматриваться в качестве самостоятельного источника права. Для того чтобы приобрести реальную юридическую силу, норма должна получить свое внешнее выражение (формально-юридическое закрепление). В России основной формой выражения норм права являются нормативно-правовые акты. Таким образом, норма права приобретает юридическую силу посредством закрепления ее в соответствующей статье нормативно-правового акта. При этом норма права не всегда совпадает со статьей нормативно-правового акта. Иначе говоря, статья не всегда воспроизводит все элементы логической структуры. Это объясняется, во-первых, необходимостью лаконичного, экономичного изложения юридического текста (поэтому, например, если диспозиции ряда норм совпадают, отличаясь лишь второстепенными признаками, происходит объединение таких норм в одной статье закона); во-вторых, требованием удобства в обращении с нормативным материалом.

В связи с этим соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта предполагает следующие возможности:

– все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта;

– в одной статье нормативного акта могут быть изложены несколько правовых норм;

– элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

– элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов.

Способы изложения нормы права:

1) прямой способ – структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта в полном объеме (к примеру, ст.65 ГПК РФ гласит «…если требование суда о предоставлении письменного доказательства не выполнено (гипотеза) по причинам, признанным судом неуважительными (диспозиция), виновные должностные лица и граждане, участвующие или не участвующие в деле, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти МРОТ (санкция)»);

2) отсылочный способ – в статье нормативного акта излагается часть нормы и делается отсылка к тексту, в котором содержится недостающая часть (другая часть этой же статьи, другая статья этого же нормативно-правового акта, другой нормативно-правовой акт (к примеру, ст. 25 ГПК РФ гласит: «Судам подведомственны … дела особого производства, перечисленные в статье 245 настоящего Кодекса»; ст. 62 ГПК РФ гласит: «За отказ или уклонение от дачи показаний свидетель несет ответственность по статье 182 УК РСФСР (ст. 308 УК РФ)»);

3) бланкетный способ – в статье нормативного акта закрепляется сам факт существования правила поведения (диспозиция) и определяются юридически значимые последствия реализации или нарушения субъектом этого правила (санкция). При этом непосредственно в статье не содержится информации о сущности и содержании самого правила либо о выходных данных документа, это правила содержащего. Предполагается, что правоприменитель должен обладать необходимой информацией в силу собственной профессиональной компетенции. (К примеру, ч. 1 ст. 264 УК РФ гласит: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем… правил дорожного движения… повлекшее по неосторожности причинение… вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет…». В данном примере в статье нормативно-правового акта определяется сам факт существования правил дорожного движения и определяются виды и меры юридической ответственности за их нарушение, вместе с тем в самой статье ничего не сказано о непосредственном содержании правил дорожного движения, предполагается, что такой информацией должны обладать организации и должностные лица, наделенные соответствующими властными полномочиями в сфере организации дорожного движения).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: