Гарантии законности

Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства и методы, обеспечивающие практическое воплощение требований законности.

Среди гарантий законности нужно четко различать общие, к которым относятся социально-экономические, политические, духовные гарантии, и специально-юридические гарантии.[169]

Социально-экономические гарантии законности – это сложившиеся в обществе и санкционированные государством отношения связанные с производством и распределением материальных благ. Данная группа гарантий выступает в качестве материального основания законности. Применительно к современной России к числу социально-экономических гарантий законности следует отнести законодательное закрепление многообразия форм собственности и многоукладности экономики; единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; проведение антимонопольной политики; формально равенство государства и субъектов, осуществляющих частнопредпринимательскую деятельность в сфере хозяйственных отношений и т. д.

Политические гарантии законности включают условия взаимоотношения государства, общества, личности в сфере социального управления. К числу политических гарантий относятся демократический политический режим; признание самоценности человеческой личности; формирование государственной власти путем свободных, альтернативных выборов; официальный статус политической оппозиции; многопартийная система; недопустимость юридической ответственности за «инакомыслие»; свобода слова и собраний и т. д.

Духовные гарантии законности охватывают конституционно закрепленное идеологическое многообразие; свободу вероисповедания; систему общего и профессионального образования. Кроме того, к духовным гарантиям следует отнести культурное наследие, национальный язык, традиции и обычаи сформировавшиеся в процессе социального развития и оказывающие существенное влияние на формирование и функционирование правового режима законности.

Говоря о собственно юридическом обеспечении законности следует выделить следующие гарантии:

– конституционное закрепление основ политического, экономического, социального, правового устройства общества; определение основополагающих ценностных детерминант государственно-правового регулирования и на этой основе выделение целей и принципов регулятивно-охранительной деятельности;

– юридическое обеспечение соответствия текущего законодательства нормам конституции; верховенство законов по отношению ко всем иным актам государственных органов и общественных организаций;

– создание действенной государственной системы надзора и контроля за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей территории страны;

– создание действенного юридического механизма, посредством которого обеспечивается принятие «правовых» законов и, вместе с тем, оказывается эффективное противодействие законам «противоправным»;

– признание правосудия высшей юридической гарантией прав граждан и подзаконности административной деятельности; закрепление права обращения граждан и организаций в суд при нарушении их прав и причинении ущерба их законным интересам со стороны должностных лиц;

– своевременное обнаружение и пресечение правонарушений, восстановление нарушенного правопорядка; неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушений; осуществление эффективной профилактической деятельности, а также повышение уровня правовой культуры населения.[170]

4. Понятие правопорядка. Соотношение категорий
«законность», «правопорядок», «общественный порядок»

Как уже отмечалось ранее, законность представляет собой некую теоретическую модель, в рамках которой в совокупности представлены нормативные и институциональные средства, методы, гарантии обеспечения законосообразного поведения участников общественных отношений. При этом на практике законность воплощается в упорядоченных правоотношениях, в совокупности образующих единую системную категорию – правопорядок.

Правовой порядок можно рассматривать как цель и результат осуществления требований законности. Таким образом, правопорядок представляет собой не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных посредством формально-юридических источников права отношений.

Правопорядок – это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права. [171]

Правопорядок как особое урегулированное правом состояние общественных отношений обладает характерными чертами (признаками). Признаками правопорядка являются:

формальная определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений;

системность. Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти;

государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;

устойчивость. Правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами;

единство. Правопорядок основан на унифицированных политических и правовых принципах, обеспечивается единой системой правовых средств и методов и является единым на всей территории страны.

Говоря о соотношении законности и правопорядка, следует иметь в виду, что, с одной стороны, правопорядок выступает в качестве итогового результата действия законности, формой ее практического воплощения. Вместе с тем, правопорядок не ограничивается законностью. Понимание законности в качестве режима соблюдения требований законодательства придает данному понятию характер системы публичного регулирования, в рамках которой приоритет отдается методам императивно-властного правового воздействия, получающим наиболее яркое проявление в условиях разрешительного типа правового регулирования, а также в ситуациях, обусловленных необходимостью охраны права. Однако правовой порядок вместе с отношениями публично-правового характера образуют частно-правовые отношения, которые регламентируются производными от законов и вместе с тем обладающими определенной самостоятельностью правовыми средствами (договорами, обычаями и т. п.). Кроме того, в основу правопорядка наряду с принципами законности положены общие принципы права, которые при определенных обстоятельствах могут вступать в противоречие с властными предписаниями текущего законодательства. В частности, в условиях тоталитарного государства, как уже отмечалось, не действует принцип верховенства права и соответственно законность утрачивает правовой характер (поскольку требования законодательства изначально противоречат таким общеправовым принципам, как обеспечение правового равенства, гуманность, признание и уважительное отношение к правам и свободам личности и т. д.). Возникает логичный вопрос: является ли правопорядком состояние общественных отношений в условиях, когда законы, регламентирующие общественные отношения, носят противоправный (с точки зрения несоответствия их общим принципам права) характер? Для ответа на этот вопрос нужно еще раз обратиться к проблеме соотношения права и закона.

С точки зрения юридического позитивизма правила поведения, регламентирующие общественные отношения, приобретают юридический характер и становятся собственно нормами права только после того, как их признает в качестве таковых государство. Подобный подход означает, что закон, изданный государством, в любом случае является правовым, а значит, правовым будет являться и порядок, сложившийся под воздействием соответствующих законов. Таким образом, в определенном смысле отождествляются понятия правопорядок и общественный порядок, урегулированный посредством актов государственного волеизъявления – законов. Следовательно, правопорядок как некое состояние урегулированных посредством текущего законодательства отношений свойственен для любого государства, независимо от сложившейся в нем формы политического режима.

В контексте естественноправовой концепции, предполагающей противопоставление (либо, по крайней мере, различение) естественного и позитивного права, ситуация, при которой издаваемые государством законы приобретают противоправный характер (в силу их противоречия ценностям и принципам естественного права), является возможной, следовательно имеет смысл утверждение о том, что в государстве может существовать система законности и вместе с тем отсутствовать правопорядок. В подобном понимании правопорядок и законность будут рассматриваться как взаимообусловливающие категории только применительно к демократическому правовому государству.

Выступая в качестве фактического правового состояния общества, правопорядок в свою очередь является структурным элементом общественного порядка, который складывается из общественных отношений как правового так и неправового характера.[172] Поэтому, анализируя отношения в сфере общественного порядка, мы обращаемся в итоге к поведению людей, то есть их действиям и поступкам, из которых эти отношения складываются.

Общественный порядок – это обусловленное совокупностью факторов объективного и субъективного характера состояние социальной жизни, предполагающее внутреннюю согласованность и упорядоченность системы общественных отношений, основанных на положениях и принципах социальных норм.

В качестве задач, решаемых посредством установления и поддержания общественного порядка, следует выделить:

– обеспечение социального мира и справедливости;

– защиту населения от посягательств на их социальные права и интересы;

– гарантированность «минимума социального достоинства»;[173]

– гуманизацию всех сфер жизнедеятельности общества.[174]

Между общественным и правовым порядком существует тесная взаимосвязь, выражающаяся во взаимодействии и взаимообусловленности этих явлений, их единой социальной природе, общности целевых установок и решаемых задач.[175]

Вместе с тем существуют и достаточно существенные различия. В частности, как уже отмечалось, общественный порядок включает в себя наряду с правоотношениями общественные отношения, урегулированные социальными нормами неюридического характера; таким образом, общественный и правовой порядок соотносятся как часть и целое. Говоря о временных параметрах, характеризующих эти феномены, следует отметить, что общественный порядок возникает одновременно с появлением первичных форм социального взаимодействия, в то время как правопорядок представляет собой явление, производное от формирующихся на определенном этапе человеческого развития государства и права. Наконец, говоря о месте и роли государства, необходимо иметь в виду, что государство (посредством режима законности) может гарантировать правопорядок, оказывать определяющее воздействие на его сущность и содержание. В свою очередь общественный порядок представляет собой объективную категорию, существующую независимо от отношения к нему со стороны официальной государственной власти.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: