(второй уровень понимания материала)
1. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?
2. Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии?
«Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».
3. В истории науки в период XIV - XX в.в., на становление математики, физики, химии большое влияние оказала философия, в равной степени, как вышеназванные науки способствовали развитию философии. Покажите это на примерах творчества великих мыслителей, представителей науки этого времени. Какую роль сыграла ограниченность метафизического, механистического материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже XIX - XX вв. Как отразились новейшие научные открытия XX века на развитии философии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, А. Эйнштейн, М. Борн.)
|
|
4. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию».
- Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Г.В. Ф. Гегеля?
- Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?
5. Разделяете ли Вы позицию Г. Фихте?
«...каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях, он всё же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится».
6. Какая, на Ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б.Рассела?
«…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства».
7. Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания и Вашей жизненной позиции?
1.12. Тестовые задания
(третий уровень понимания материала)
1. Выделите предмет философии:
|
|
1) человек и его место в мире;
2) природа и ее законы;
3) общественно-исторические процессы;
4) универсальные законы и принципы.
2. Философия может быть определена как:
1) система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в нем;
2) мудрость вообще;
3) совокупность нравственных учений и норм;
4) система религиозных учений о мире и человеке.
3. Какое определение материи раскрывает ее сущность?
1) материя – то, из чего все состоит;
2) материя – объективная реальность, существующая независимо от сознания;
3) материя – основная субстанция, первоматерия;
4) материя – комплекс «моих ощущений».
4.Онтология — это философское учение:
1) о бытии;
2) о ценностях мира;
3) о происхождении вселенной;
4) о доказательства.
5. Гносеология — это философское учение:
1) о познании мира;
2) о непознаваемости бытия;
3) о знании вообще;
4) раннего христианства.
6. Метафизика - это
1) физика;
2) философия;
3) религия;
4) математика.
7.Укажите понятие, которое можно отнести к философской категории.
1) элементарная частица;
2) информация;
3) система;
4) слово.
8. Чем отличается философия от мифологии и религии?
1) учением об авторитетах;
2) рационально-теоретическим представлением о мире;
3) образностью представлений;
4) учением о сверхъестественном.
9. Укажите философское определение «природы».
1) природа – это географическая среда;
2) природа – это вся Вселенная;
3) природа – это материя;
4) природа – это биосфера Земли.
10. Материалистическая точка зрения:
1) сознание есть свойство высокоорганизованной материи;
2) сознание свойство всей материи;
3) сознание материально;
4) сознание человека – это проявление мирового духа.
11. Выделите философский метод познания, который относится только к теоретическому уровню.
1) наблюдение;
2) анализ;
3) измерение;
4) моделирование.
12. Выделите философский метод познания, который применяется только на эмпирическом уровне.
1) восхождение от абстрактного к конкретному;
2) синтез;
3) абстрагирование;
4) эксперимент.
13. Какое суждение с современной философской точки зрения верно?
1) цель оправдывает средства;
2) основа мира - это число и гармония;
3) материя и сознание – две основы бытия;
4) все наши знания только гипотезы и таковыми останутся.
Модуль 2. ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ, ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ И АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Вы будете изучать:
· Общие закономерности философии Востока и Запада.
· Философию Древней Индии и ее главные философско-религиозные направления.
· Философию Древнего Китая и ее основные философские школы.
· Философию Античности натурфилософского периода, классического и периода эллинизма.
Цели модуля:
· Дать основное представление о философии Востока и Запада..
· Изучить тенденции развития философских школ Древней Индии, Древнего Китая и Античности.
· Дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада.
· Показать самоценность философской мысли и Востока, и Запада.
После изучения модуля Вы сможете:
· Знать персоналии и терминологию философии Индии, Китая и Античности.
· Выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада.
· Знать специфику философских школ Индии, Китая и Античности.
· Выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада.
· Ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.
Литература