Схоластика (V - XV вв.)

Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схо­ластика. «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «последнего римлянина», последователя Цицерона, Сенеки, платоников Римской эпохи. Главное произведение Боэция трактат «Утешение философией» является итогом его философских и логических изысканий.

Схоластика (от греч. schole - школа), т.е. «школьная философия», господствовавшая в школьном преподавании, соединявшая христиан­скую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Догма (с греч. dogma- мнение)- это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее сомнению и критике. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. В этом схола­стика противостояла мистике (с греч. mystika -таинство) - учению о возможности познания Бога ис­ключительно путем сверхъестественного созерцания - путем от­кровений, озарений и других иррациональных средств. На протяжении девяти веков схоластика господствовала в об­щественном сознании. Она сыграла положительную роль в раз­витии логики и других чисто теоретических дисциплин, однако, существенно затормозила развитие естественных, опытных наук.

Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцве­та является Фома Аквинский, или Томас Аквинат, которого впоследствии канонизировала римско-католическая церковь. Он систематизировал теологическое учение, создав фило­софскую концепцию, ставшую основой официальной католиче­ской идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом.Современная фило­софская доктрина Ватикана носит название неотомизма. Самы­ми известными произведениями Фомы Аквинского являются так называемые Суммы Аквината - «Сумма против язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии».В учении Аквината четко проводится грань между верой и знанием, религией и наукой. Религия обретает знания в открове­ниях. Наука способна логическим путем доказать истинность откровений. В этом и заключается цель существования науки. Схоластика допускала существование только теоретических на­ук. Опытное, чувственное (естественнонаучное) познание она считала греховным.

По Аквинскому, только теология есть знание об общих причинах. Знание о Боге - есть знание двух порядков: 1) доступное каждому; 2) недоступное простому человеческому разуму. Поэтому основной принцип теологии является принцип предпочтительности веры перед разумом. Главный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Ф. Аквинский обосновал несостоятельность двойственной истины. Истина одна - это Бог.

Ф. Аквинский выводит пять положений космологического доказательства бытия Бога[43]. Он выводит доказательства не из понятия о Боге, а из того, что каждое явление имеет свою причину. Следуя от одной причины к другой, Фома приводит к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех реальных явлений и процессов. Ф. Аквинский много сделал для обоснования теоретически католического вероучения, за что был удостоен титула «ангельского доктора».

В XI веке разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом, как ученая дискуссия. Крупнейшей из них, длив­шейся в течение нескольких веков, был так называемый «спор об универсалиях». Универсалиями (от лат. universale — общее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: объективно ли сущест­вуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы.

Реализм (от лат. realis -действительный) признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума[44]. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий - «универсальный»: «человек вообще», «дерево вообще» и т.п., как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей, порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».

Номинализм (от лат. nomen – имя) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия, имена создает познающий их субъект, что «универсалии суть имена после вещей». Реальны лишь единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще» или «дерево вообще» - это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы.

Если реализм рассматривал общее как нечто идеальное и предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного, то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Каковы характерные особенности философии Средневековья?

2. Какие философские течения возникли в эпоху средневековья?

3. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: