Философия Просвещения

Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., пред­ставители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества лю­дей, и что путем просвещения, возможно переустроить общественный порядок на разум­ных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и куль­туры), в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвеще­ние - течение в области культурной и духовной жиз­ни, ставящее своей целью заменить воззрения, осно­вывающиеся на религиозном или политическом авто­ритете, такими, которые вытекают из требований че­ловеческого разума.

Конечно, философия XVIII века неоднородна: в ней присутст­вует как материалистическая, так и идеалистическая мировоз­зренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, пропа­гандой идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоласти­ки, сочинениями Р. Декарта, критикой религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).

Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Ос­новное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивили­зованные порядки крепостничества.

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.

Характерные особенности Просвещения:

1. Рационализм как общая вера в разум;

2. Антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - цер­ковный) - направленность против засилья церкви (но не рели­гии) в духовной жизни общества;

3. Антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждеб­ными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили свое обосно­вание принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) вза­мен феодальных (зависимость, сословность, условная собствен­ность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

Английское Просвещение XVII в. представлено, прежде все­го, общественно-политическими учениями Томаса Гоббса (1588- 1679) и Джона Локка (1632- 1704), современников и идеологов преобразований английской буржуазной революции. Главное место в наследии этих философов занимает проблема государственного устройства.

Гоббс в трактате «Левиафан» и др. разработал теорию обще­ственного договора, согласно которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на права. По мнению философа, без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию в силу своей естественной вражды друг к другу «борьбы всех против всех».

А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть Левиафан - смертный бог (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса по своему характеру абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.

Локк в «Двух трактатах о государст­венном правлении» дополнил эту теорию идеей существования естественных прав человека. К естественным правам он отно­сил право на жизнь, свободу, собственность. Но он как и Т. Гоббс, считает, что для защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора».

Но государственная власть не может действовать по произволу, Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей.. Она делится у Локка на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции. В заключение следует отметить, что новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления.

Расцвет философии Просвещения приходится на восемна­дцатое столетие. Ее идейным центром становится предреволю­ционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера (1694-1778, наст. имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, од­нако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произве­дений стал отправной точкой формирования новой идеологии.

Вольтер, который вошел в историю философии, как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных по­рядков и учреждений, защитник свободы личности от посяга­тельств церкви, иезуитов, инквизиции. «Кандид», «Орлеанская дева», его статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» получили широкое распространение во всей Европе.

На формирование революционной идеологии Европы огром­ное влияние оказал Жан-Жак Руссо (1712-1778), автор знаме­нитого произведения «Общественный договор», которое явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основан­ного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской револю­ции.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Автор нашумевшей в свое время книги «Человек — машина» Жюльен Офрэ де Ламетри (1709-1751), является представителе­м французского Просвещения XVIII века. Ламетри утверждает, что материальный мир «существует сам по себе», что у него не было начала и не будет конца. Субстанция у него одна — материальная, и источник движения находится в ней самой. Материализм Ламетри сложился под влиянием атомистического материализма Эпикура, материалистического учения Спинозы и сенсуализма Локка.

Ламетри доказывал несостоятельность де­картовой идеи о нематериальной бессмертной душе, считая душу функцией и проявлением деятельности мозга. Он ставит задачу опровергнуть взгляд Декарта на животное как на бесчувствен­ную машину и доказать, что человек такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Однако человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование меха­ники тела человека автоматически приведет к раскрытию сущ­ности его чувственной и мыслительной деятельности.

Наиболее последовательным выразителем философских уче­ний французского материализма стал Поль Генрих Дитрих Голь­бах (1723-1789). Его произведение «Система природы» получи­ло название «кодекса материализма и атеизма XVIII века». Он написал яркие атеистические памфлеты: «Разоблаченное христи­анство», «Религия и здравый смысл», «Карманный богословский словарь» и др.

Его «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного», содержала изложение таких важнейших онтологических проблем, как про­блемы материи, природы, движения, пространства, времени, причинности, случайности, необходимости и др. Для него имен­но природа есть причина всего, ибо она существует только благодаря самой себе, а не Богу. Природа — причина движения, которое характеризуется автором как необходимое следствие сущест­вования природы.

Дени Дидро (1713-1784) в своих работах «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении приро­ды», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Д'Аламбера», выступая против субъективного идеализма, дает свое понимание важнейших онтологических проблем. Все, что существует, учил он, материально. Мир беспрерывно зарождается и умирает, в каждый момент находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира. Как видим, Дидро вводит диалектику в рассмотрение проблем бытия. По его мне­нию, чувствует вся материя (это точка зрения гилозоизма). Однако он различает «чувствительность инертную» и «чувстви­тельность деятельную». Последняя проявляется лишь в опреде­ленным образом организованной материи.

Попытка решения вопроса о взаимодействии социальной среды и личностью является одной из бесспорных заслуг фран­цузского материализма, особенно Клода Адриана Гельвеция (1715-1771). Идея зависимости человека, всего его духовного облика от внешней среды приобретает у Гельвеция характер общеметодологической значимости и пронизывает все его соци­ально-философские взгляды. Гельвеций в работе «О человеке» пишет: «Люди не рождаются, а становятся такими, кто они есть». Человек «есть всегда то, чем его делает положение, в котором он находится». Под средой Гельвеций понимал не климат и почву, как Монтескье, а совокупность предметов и явлений, способных влиять на человека.

Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существен­нейшим из прав объявлялось право частной собственности.Весьма важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории и роли среды в формировании личности.

Они полагали, что великие люди определяют характер и нравы народов, делают свои народы счастливыми и несчастными, воинственными, суе­верными, жаждущими славы или денег, безрассудными или благоразумными. Они считали, что от рождения все, люди равны и одинаковы. Умственное и нравственное их разли­чие порождается только различным воспитанием и различными условиями жизни. Французский материализм предпринял попытку преодолеть разрыв между «царством» природы: растительным, животным миром — и человеком, господствовавший в естествознании.

Историко-философская литература указывает на прямую связь между французским просвещением и французской буржу­азной революцией 1789-1794 гг., на ту роль, которую сыграли мыслители в подготовке умов к сокрушению феодальной систе­мы и утверждению буржуазного строя. Они страстно писали о необходимости уничтожения феодально-сословного строя, деспо­тизма, власти католической церкви. Их идеи объективно служили предвестницами буржуазных революций в Европе. В «Декла­рации прав человека и гражданина» идеи свободы и равноправия людей, определение народа как единственного источника власти, принцип сочетания, личных интересов с общественными, соглас­но которому общественное благо есть верховный закон, довольно точно воспроизводят идеи просветителей.

Один из виднейших представителей немецкого Просвещения И. Гердер (1744-1803) в своем важнейшем сочинении «Идеи к философии истории человечества» рассматривает проблему об­щественного и исторического прогресса. Для него прогресс — это естественное развитие поступательного характера, где каж­дое явление связано с последующим и предшествующим и направлено на достижение высшего состояния — гуманности.

Определяющее значение имеет культура, считает философ, ко­торая одновременно и стимулирует развитие общества и пред­стает результатом этого развития. Исторический прогресс — это направленное, поступательное развитие всего человечества из прошлого через настоящее в будущее. Общественный про­гресс — это развитие общества на конкретном этапе его суще­ствования, а также различных элементов культуры: науки, ре­месла, искусства, семейных отношений, государства, языка, религии.

Подведем некоторые итоги по философии Просвещения.

Просвещение – это большой и важный этап в истории культуры, философской и общественной мысли. Основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного догово­ра подготовили будущие социально-политические преобразования. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить обществен­ным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но так как власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе сверг­нуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Руссо, Дидро, Гельвеций и Гольбах.

Смистема философского мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи, отражающие в себе математическое и описательное естествознание. Последующее развитие философии показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.

Значение эпохи Просвещения:

1) в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;

2) в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;

3) в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;

4) в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.

Идеоло­гия Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Однако уже в конце ХVIII в., Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения. В конце ХIХ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества?

2. В чем суть теорий «общественного договора» и «естественного права»?

3. Назовите представителей французского и немецкого Просвещения и какова главная парадигма их учений?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: