Эдвард Радзинский. Сталин
---------------------------------------------------------------
© Эдвард Радзинский
© Москва, "Вагриус"
OCR: Anna Forsage
---------------------------------------------------------------
Об этой книге я думал всю свою жизнь.
И о ней до самой своей смерти думал мой отец.
Отец умер в 1969 году, и тогда я начал писать эту книгу.
Я писал ее, окруженный тенями тех, кого видел в детстве.
Я включил в эту книгу и их рассказы о Сталине.
Рассказы, которые так любил пересказывать мне отец с вечным рефреном:
- Может быть, ты когда-нибудь о нем напишешь.
ОТЦУ я посвящаю эту книгу.
"И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и
племенем...
И говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет
поклоняться образу зверя".
(Отк. 13: 7-15)
"И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг
в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и
уже не будет его... ибо... волшебством твоим введены в заблуждение все
народы.
И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле".
|
|
(Отк. 18: 21-24)
ПРОЛОГ
ИМЯ
Каждый день самая большая в мире страна просыпалась с его именем на
устах. Каждый день его имя звучало по радио, гремело в песнях, смотрело со
страниц всех газет. Это имя, как величайшую награду, присваивали заводам,
колхозам, улицам и городам. С его именем шли на смерть солдаты. Сталинград
во время войны истек кровью, земля превратилась в коросту, начиненную
снарядами, но город, носивший его имя, не был сдан врагу. Во время
устроенных им политических процессов жертвы, умирая, славили его имя. И в
лагерях, где миллионы загнанных за колючую проволоку поворачивали вспять
реки, возводили города за Полярным кругом и гибли сотнями тысяч - они
свершали все это под его портретами. Его статуи в граните и бронзе высились
по не-обозримой стране.
Гигантская статуя Сталина стояла на Волго-Доне - очередном канале,
построенном его заключенными.
Однажды смотритель, следивший за статуей, с ужасом обнаружил, что птицы
во время сезонных перелетов полюбили отдыхать на голове статуи. Нетрудно
представить, во что грозило обратиться лицо Вождя. Но птиц наказать нельзя.
А людей можно. И насмерть перепуганное руководство области нашло выход:
сквозь гигантскую голову пропустили ток высокого напряжения. Теперь статуя
стояла, окруженная ковром из мертвых птиц. Каждое утро смотритель закапывал
птичьи трупики, и земля, удобренная ими, цвела. И статуя, очищенная от
птичьего помета, глядела в волжские просторы на цветущие берега, удобренные
уже телами человеческими - строителями великого канала...
|
|
Кем он был для нас?
Один из видных хозяйственников тех лет, Ю.Борисов, рассказывал уже в
60-х годах: "Вызывает меня товарищ Сталин. До этого мне не приходилось
беседовать с ним. Ехал как в тумане. Ответ на его вопрос выпалил, глядя ему
в глаза, стараясь не мигать. Мы все знали его фразу: "Глаза бегают - значит,
на душе не чисто". Выслушав ответ, он сказал: "Спасибо, товарищ". Когда я
ощутил его рукопожатие, меня словно молния пронзила. Спрятал я руку за
обшлаг пиджака, спустился в машину, домчался домой и, не отвечая на вопросы
встревоженной жены, подошел к кроватке, где спал мой маленький сын. Вытащил
руку и простер над его головой, чтобы коснулось и его сталинское тепло"*.
Уинстон Черчилль вспоминал: "Сталин произвел на нас величайшее
впечатление... Когда он входил в зал на Ялтин-ской конференции, все, словно
по команде, вставали и - странное дело - держали почему-то руки по швам".
Однажды он решил не вставать. Сталин вошел - "и будто поту-сторонняя сила
подняла меня с места", - писал Черчилль.
Тепло отзывался о Сталине - об этом "добром дядюшке Джо" - и президент
США Рузвельт.
В 1959 году, когда мир уже узнал о делах "доброго дядюшки Джо",
Черчилль, выступая в палате общин в день 80-летия Сталина, сказал: "Большим
счастьем было для России, что в годы тяжелейших испытаний страну возглавил
гений и непоколебимый полководец Сталин".
Если бы знал Черчилль, что задумал "непоколебимый полководец" тогда - в
марте 1953 года!
Но 1 марта 1953 года Сталин лежал на полу, пораженный ударом. В столице
своей Империи, начиненной его славой, он, сделавший себя прижизненным
божеством, много часов лежал беспомощный в пустой комнате...
Однако и теперь, по прошествии стольких лет, личность Сталина, мотивы
его поступков и даже сама его смерть остаются столь же таинственны, как и
тогда, в солнечный мартовский день 1953 года.
В своих мягких кавказских сапогах Сталин умело отошел в тень истории,
чтобы сейчас вновь замаячил на горизонте грозный образ. И павшая величайшая
Империя XX века все чаще вспоминает о своем создателе, и в облаке новых
мифов возвращается в страну он - Хозяин, Отец и Учитель.
ТАЙНА
В непроницаемый мрак он сумел погрузить и свою жизнь, и всю историю
страны. Беспрерывно уничтожая своих соратников, он тотчас стирал всякий их
след в истории. Он лично руководил постоянной и беспощадной чисткой архивов.
Величайшей секретностью он окружил все, что хоть как-то касалось власти.
Архивы он превратил в охраняемые крепости.
Но и теперь, получив доступ к этим прежде сверхсекретным документам, вы
вновь окажетесь... перед тайной!
Он сумел предусмотреть и это.
Вот несколько выдержек из секретных протоколов заседаний Политбюро:
1920 год: "Решения Политбюро по наиболее серьезным вопросам не заносить
в официальный протокол".
1923 год: "Подтвердить прежнее решение Политбюро: в протоколы Политбюро
ничего, кроме решений, записываться не должно".
1924 год: "Работу сотрудников секретариата ЦК партии считать
конспиративной партийной работой".
1927 год: "Принять меры по обеспечению максимальной конспиративности".
Тотальная секретность - традиция загадочного "Ордена Меченосцев", как
назвал Коммунистическую партию ее вождь Сталин. Он сделал эту традицию
абсолютной.
И, начиная рассказ о его жизни, мы вступаем в этот великий мрак.
Еще учась в Историко-архивном институте, я знал об этом секретнейшем
хранилище документов, которое мой учитель сравнивал с архивом Ватикана - по
бесконечному богатству тайн.
Это был архив, существовавший при руководстве Коммунистической партии,
при особом Секретном отделе. В нем хранились документы высших органов
|
|
партии, управлявшей страной семь десятилетий, а также - личный архив
Сталина. Это было справедливо, ибо к определенному времени и история партии,
и история страны стали историей Сталина.
Этот архив и составил впоследствии основу Архива президента,
сформированного при Горбачеве. Я получил уникальную возможность работать в
этом хранилище.
В книгу также вошли документы из бывшего Центрального партийного архива
- святая святых Коммунистической партии. В нем хранилась ее история -
история подпольной группы революционеров, захватившей в 1917 году власть над
шестой частью мира. "Совершенно секретно" - любимая пометка на документах
архива.
Теперь Партархив стыдливо переменил название и именуется Российским
центром хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Но для
меня он навсегда останется Партийным архивом. Так я и буду называть его в
книге. Желанный архив, в который я стремился так долго...
И конечно, я использовал бывшие секретные фонды Центрального
государственного архива Октябрьской революции. И он после крушения СССР
сменил название на Государственный архив Российской Федерации, но и его в
своем повествовании я именую по-прежнему. Архив Октябрьской революции -
название, раскрывающее его суть. В нем - документы революции и знаменитых
большевиков - погибших соратников Сталина, "Особые папки" Сталина -
секретные отчеты Вождю...
Такова главная триада архивов, где я искал Сталина. Потаенного Сталина.
После интервью о том, что я пишу книгу о Сталине - первом революционном
царе, - я начал получать множество писем. Забавно повторялась история с
предыдущей книгой о царе последнем - Николае II.
В этих письмах нет сенсационных сведений, но они передают бесценные
детали исчезнувшей эпохи.
Как правило, их писали старые люди, решившие поведать то, чему они были
свидетелями.
Я благодарю добровольных моих помощников, жителей исчезнувшей Империи
по имени СССР - еще одной погибшей русской Атлантиды.
ЗАГАДОЧНЫЕ ИСТОРИИ
|
|
Часто вспоминаю этот разговор. Случился он во второй половине 60-х
годов. Я был молод, но был уже автором двух модных пьес. Именно тогда и
познакомили меня с Еленой Сергеевной Булгаковой - вдовой самого мистического
писателя сталинской эпохи. При жизни Сталина Булгаков прославился
несколькими запрещенными пьесами и одной поставленной в знаменитом
Художественном театре - "Дни Турбиных". Сталин любил ее какой-то странной
любовью: он посетил этот спектакль бессчетное количество раз...
В 60-е годы большинство произведений Булгакова было по-прежнему
запрещено, а о жизни самого писателя рассказывалось множество фантастических
историй. Меня интересовала одна: история его пьесы о Сталине. Именно об этом
я и спросил у Елены Сергеевны. И тогда между нами состоялся разговор,
показавшийся мне столь примечательным, что я записал его в дневнике.
- Я слышал, что Михаилу Афанасьевичу предложили написать пьесу о
Сталине?
- Именно "предложили". К нам приехал директор Художественного театра.
Он и предложил написать пьесу к юбилею Сталина. Миша колебался, но потом
согласился - у него было особое отношение к Сталину. Он написал интересную
романтическую пьесу о Кобе... Вы, конечно, знаете - в юности Сталина
называли Коба, это был его партийный псевдоним. Сначала все складывалось
удачно - в театре пьесу приняли. Даже тогдашние чиновники, управлявшие
культурой, были в восторге.
(Впоследствии я проверил рассказ Елены Сергеевны по ее опубликованному
дневнику. Вот что там было написано: "11 июля Б[улгаков] читает пьесу в
Комитете по делам искусств. Пьеса оч[ень] понравилась. Во время читки пьесы
- сильнейшая гроза...")
- Театр думал ее поставить к декабрю 1939 года - к шестидесятилетию
героя, - продолжала она. - Но тут пьесу отослали Сталину, и он ее запретил.
Вот, пожалуй, и вся история.
Если бы в ту пору я не был советским драматургом, я бы на этом закончил
разговор. Но я им был. И оттого сразу понял чрезвычайную странность
рассказанного.
Итак, 1939 год - сталинский террор. Вся страна объята страхом, любая
идеологическая ошибка объявлялась враже-ским актом. Кто же мог решиться
заказать в такое время беспартийному Булгакову, автору нескольких
запрещенных произведений, пьесу к юбилею самого Вождя? Да еще для
Художественного театра - первого театра страны? Кто из тогдашних
руководителей искусства посмел бы взять на себя такое? Естественно, никто,
кроме... самого героя будущей пьесы - странного поклонника "Дней Турбиных".
Конечно, заказчиком пьесы мог быть только он - Сталин.
И второй вопрос. Я драматург и хорошо знал постоянный страх чиновников.
Даже в мое время - сравнительно безопасное - руководители культуры делали
все, чтобы самим ничего не решать. А тогда, в страшном 1939 году... неужели
эти умиравшие от ужаса чиновники так осмелели, что решились сами восторженно
принять пьесу о Сталине, написанную много раз "ошибавшимся" Булгаковым?
Невероятно! Точнее, вероятно только в одном случае: если ее уже одобрил сам
заказчик.
Но тогда почему он ее запретил?
Я продолжаю разговор с Еленой Сергеевной:
- Когда было обсуждение пьесы?
- Летом... это был июль.
- И когда ее запретили?
- В августе.
- И... что-то случилось между этими событиями?
Елена Сергеевна усмехнулась. Она читала мои мысли.
- Миша договорился с театром поехать в Грузию. Он хотел побеседовать с
очевидцами событий, помнившими Кобу в юности. Их к тому времени немного
осталось, все исчезли... Поехали: художник спектакля, режиссер, я и Миша...
Он мечтал поработать в архивах.
- В архивах?!
- Ну да, он писал совершенно без документов. Когда он попросил театр
помочь ознакомиться с данными о юности Сталина, ему ответили: никаких
документов не существует. И он решил поискать сам. Мы отправились в полном
комфорте, в международном вагоне. В купе устроили банкет, когда нас нагнала
телеграмма: "Надобность в поездке отпала, возвращайтесь в Москву". В Москве
Мише объявили: в секретариате Сталина прочли пьесу и сказали, что нельзя
Сталина делать литературным героем и вкладывать ему в уста выдуманные слова.
А сам Сталин будто бы сказал: "Все молодые люди одинаковы, зачем писать
пьесу о молодом Сталине?"
Объяснение было очень странным: в те годы печатались произведения о
молодом Сталине. Но они писались так же, как была написана эта пьеса - без
документов. Авторы пользовались опубликованными сведениями о жизни великого
революционера Кобы... Роковая ошибка Булгакова и была в том, что он захотел
ознакомиться с документами, выйти за пределы этих сведений. Как только он
попытался это сделать - все закончилось гибелью пьесы.
И я вспомнил... Детство, я сижу в своей комнате. В соседней комнате
разговаривают мой отец и писатель Павленко - знаменитый писатель сталинской
эпохи.
Несколько слов об отце.
Он был интеллигентом, помешанным на европейской демократии, часто
цитировал мне слова чешского президента Масарика: "Что такое счастье? Это -
иметь право выйти на главную площадь и заорать во все горло: "Господи, какое
же дурное у нас правительство!"... Он был преуспевающим двадцативосьмилетним
адвокатом, когда произошла Февральская революция в России и пала монархия.
Отец восторженно приветствовал Временное правительство. Это была его
революция, его правительство. Но несколько месяцев свободы быстро
закончились, и к власти пришли большевики.
Почему он не уехал за границу - он, блестяще образованный, свободно
говоривший на английском, немецком и французском? Обычная история: он любил
Россию... В начале 20-х, пока еще были остатки свободы, он редактировал
одесский журнал "Шквал", писал сценарии первых советских фильмов, его
близкими друзьями были Юрий Олеша, Виктор Шкловский и, наконец, Сергей
Эйзенштейн... После смерти отца в одной из книг я нашел чудом уцелевшее,
заложенное между страниц книги письмо Эйзенштейна и несколько непристойных и
великолепных рисунков великого режиссера - следы забав их молодости...
А потом наступила пора укрощения мысли. Но отец не роптал, он жил тихо,
незаметно, точнее - существовал. Оставив журналистику, он писал инсценировки
для театра, в том числе и по романам Петра Андреевича Павленко, автора
сценариев двух знаменитых кинофильмов, где действовал сам Вождь: "Клятва" и
"Падение Берлина".
Романы Павленко тоже были знамениты. Четырежды ему присваивали
Сталинскую премию первой степени... Имя Павленко спасало отца, и хотя многие
из его друзей исчезли в лагерях, отца не тронули. Согласно логике тех
времен, арестовать его - означало бросить тень на Павленко.
Отец понимал: это может закончиться в любой момент. Он ждал и был готов
к ужасному. Но несмотря на эту жизнь под топором, он всегда улыбался.
Его любимым героем был философ и скептик Бротто из романа Анатоля
Франса "Боги жаждут". И как франсовский герой печально-насмешливо наблюдал
ужасы Французской революции - с той же улыбкой отец наблюдал жизнь
сталинской России.
Ирония и сострадание - таков был его девиз...
Я так и запомнил его с этой вечной улыбкой.
В тот день Павленко и отец обсуждали свои творческие планы. Сквозь
плохо прикрытую дверь я услышал, как отец благодушно спросил Павленко:
- Почему бы вам не написать о юности Иосифа Виссарионовича? Об этом
никто по-настоящему не написал. Вы долго жили на Кавказе...
Его прервал голос Павленко:
- Не следует описывать солнце, когда оно еще не взо-шло.
- Он оборвал меня так жестко, даже грубо - такого я никогда прежде от
него не слышал, - сказал впоследствии отец.
Павленко не раз видел Вождя - он был вхож в таинственный круг,
окружавший Богочеловека. Видимо, он знал, о чем говорил.