Некоторые практические аспекты налогообложения

❑ В налогообложении выделяется ряд международных аспектов.

Правительства различных государств, на двух и многосторонних основах, сотрудничают в области налоговой политики. Необходимость в этом вытекает из интенсификации хозяйственных связей, развития экономической интеграции и вытекающем отсюда стремлении к обеспечению равных условий конкуренции на мировых рынках.

Национальная конкурентоспособность экспортируемых товаров и услуг, возможности вывозить капитал за рубеж зависят не только от эффективности национального хозяйства, но и степени обремененности ее налогами и степени государственного стимулирования внешнеэкономической деятельности национальных фирм, осуществляемой, в частности, при помощи налоговых льгот.

ВТО – международная организация, которая ограничивает налоговые льготы для стимулирования экспорта. Так, страны-члены ВТО не могут освобождать экспортное производство от прямых налогов, поэтому они вынуждены находить другие альтернативные варианты для субсидирования экспорта.

В некоторых странах налоговые льготы распространены на всех производителей (независимо от того экспортный товар или нет). Так, в Великобритании субсидируют всех производителей через предоставление специальных скидок при оценке запасов материальных оборотных средств, для того, чтобы уменьшить потери от инфляции и на этой основе повысить конкурентоспособность своего экспорта.

НДС не распространяется на экспорт, но им облагаются все реализуемые в стране товары и услуги вне зависимости от страны происхождения. В результате НДС стимулирует экспорт и препятствует импорту, а так как НДС – косвенный налог, то не подпадает под ограничения ВТО на прямые экспортные субсидии.

❑ Проблемы двойного налогообложение. Все развитые страны обычно облагают налогом доходы, заработанные на их территории. США, Канада, Япония, Великобритания облагают налогом даже доходы своих физических и юридических лиц, заработанные ими за рубежом. В результате они могут подвергаться налогообложению, как в своей стране, так и за рубежом, т.е. подпадают под двойное налогообложение.

Для смягчения двойного налогообложения существует три возможности, уменьшающие налоговое бремя налогоплательщика:

- разрешение на вычет, выплачиваемых за рубежом налогов из налогооблагаемой суммы (в США);

- их могут засчитать как налоговый кредит;

- по условиям межгосударственных соглашений полученный вне США доход американского резидента может быть исключен из американского налогообложения, и, наоборот полученный в США доход иностранного резидента из налогообложения его собственной страны.

В России налоговые органы облагают налогами только переводимые в страну доходы от зарубежной деятельности российских физических и юридических лиц. Россия имеет с рядом стран соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, по которым фирмы с нашим капиталом в этих странах освобождались или платили по уменьшенной ставке налоги, удерживаемые у источника с переводимых или выплачиваемых доходов, то есть зарубежные налоги на перевод в Россию процентов дивидендов (преимущественно это доходы с авторских прав и лицензий). Российские фирмы имеют некоторые другие налоговые льготы, например, не платили налог в случае продажи пая в смешанной фирме другой российской хозяйственной организации.

❑ Гармонизация налоговых систем - тенденция к сближению налоговых систем в интеграционных группировках (особенно в ЕС), которая находит свое проявление в ряде направлений:

- намечается создание в перспективе общих ставок налогообложения корпораций;

- устранено двойное налогообложение прибыли компаний из стран ЕС, получающих доходы в других странах ЕС;

- достигнуто соглашение о единой ставке НДС (15%) и о введении единых минимальных размеров акцизных сборов;

- гармонизированы национальные налоги на выпуск займов (1-2%) и отменены сборы с выпуска ценных бумаг.

❑ Проблемы сбора налогов. Легче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья, так как налоги взимаются автоматически в момент выплаты заработанных денег, нет отсрочки в уплате, возможностей укрытия от налогов. Тоже касается социальных взносов (социальных налогов). Налоги на добавочную стоимость легко взимаются, но существует возможность искусственного завышения материальных издержек и уменьшения облагаемого прироста стоимости.

Сбор таможенных пошлин тоже не имеет серьезных проблем при нормальной организации таможенной службы. Проблемы возникают при получении налогов с корпораций, так как существуют различные возможности снижения облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемыми государственными органами, ответственные за регулирование экономики.

Проблемы объективной оценки земли и другой недвижимости существуют при взимании налогов с этого вида капитала. Много проблем возникает при взимании налога на личные доходы, получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на них определяется по итогам года, и налог они вносят в течении текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошлый год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, фактически же они получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. А проверка правильности уплаты налогов на личные доходы от предпринимательской деятельности, на корпорации и на недвижимость, требует содержание значительного штата финансовых инспекторов и полиции.

Основные понятия

Налоги

Налоговая система

Прямые налоги

Косвенные налоги

Индивидуальный подоходный налог

Налог на прибыль (корпораций, фирм, предприятий)

Социальные взносы (социальные налоги)

Поимущественные налоги

Акцизы

Налоговая база

Налоговое обязательство

Налоговая ставка

Налоговый вычет

Налоговый кредит

Двойное налогообложение

Вопросы для осуждения на семинарских занятиях

1.Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства: дискреционная и недискреционная (встроенные стабилизаторы). Опережающие индикаторы.

2.Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность и функции финансов, финансовой системы и финансовой политики

2. Охарактеризуйте понятие, структурные элементы и функции бюджетной системы

3. Расскажите об особенностях бюджетной системы РФ

4. Определите суть госбюджета, назовите принципы его формирования и охарактеризуйте его структуру (через доходы и расходы)

5. Сформулируйте причины бюджетного дефицита и проанализируйте пути его покрытия

6. Охарактеризуйте основные концепции бюджетной политики, в т.ч. балансирования бюджета на ежегодной, на циклической основе и «функциональных финансов»

7. Проанализируйте причины возникновения, виды, последствия и формы покрытия государственного долга

8. Охарактеризуйте цели, инструменты и виды фискальной политики, в том числе дискреционную и недискреционную (встроенных стабилизаторов)

9. Выявите взаимосвязь между мерами налогово-бюджетной политики и мультипликационными эффектами

10. Объясните структуру и назначение индекса опережающих индикаторов

11. Объясните взаимосвязь между степенью встроенной стабильности экономики и циклическими бюджетными дефицитами и излишками

12. Раскройте сущность и основные элементы налоговой системы

13. Сформулируйте понятие – налоги, приведите их классификацию и охарактеризуйте основные виды налогов

14. Перечислите принципы и объясните механизм налогообложения

15. Поясните функции, выполняемые налогами

16. Сформулируйте проблемы развития налоговой системы и налоговой политики в России на современном этапе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: