Основы конституционного строя РФ

Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства. В Конституции РФ содержится отдельная глава (1), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации. К числу основ конституционного строя, согласно Конституции, относятся прежде всего те, которые присущи каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделение властей; идеологическое и политическое многообразие; признание и гарантированность местного самоуправления. К числу основ относится также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Основой строя является также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого осуществляется производство и распределение товаров и благ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1), Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нем народовластия.

Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституция).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют, т. е. волю всего народа, населения, проживающего на той или иной территории.

Непосредственная демократия — это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа,— указывается в Конституции РФ,— является референдум и свободные выборы».

Референдум — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления, принадлежащих им, функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, которые выражаются на выборах.

Демократическое государство основывается на принципе разделения властей. Его суть сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны осуществляться различными органами, независимыми, но взаимодействующими и сдерживающими друг друга.

Демократизм государства проявляется также в допущении идеологического и политического плюрализма. Принцип идеологического многообразия означает, что возможно провозглашение любых идей, кроме тех, которые призывают к войне, национальной дискриминации, насилию и т. п. Никакая идеология, как указывается в ст. 13, не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. В России признается многопартийность. Все политические партии и объединения равны перед законом. Запрещается лишь создание и деятельность таких из них, которые имеют целью изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Российская Федерация определяется Конституцией как правовое государство. Для правового государства характерными признаками являются: верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности; обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности; обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

Данные признаки правового государства нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также в других ее главах. Например, в ст. 15 Конституции устанавливается, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции. В этой же статье за­креплен и другой признак правового государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, подчеркивается в гл. 2 ст. 15 Конституции, обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Но для того, чтобы законы исполнялись, они должны быть известны гражданам. «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяется. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения», устанавливается в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Россия — федеративное государство, т. е. государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства. Согласно ст. 5 Конституции РФ, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.

Следует отметить, что равноправие субъектов Федерации не означает их равного статуса, который определяется законодательными актами различной юридической силы. Различен и круг полномочий субъектов Федерации.

Так, согласно п. 2 ст. 5 Конституции РФ, Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

Особо важный характер для основ конституционного строя имеют закрепленные в Конституции РФ принципы федеративного устройства России. В п. 3 ст. 5 установлено: «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации».

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равны между собой (п. 4 ст. 5 Конституции РФ).

В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Это означает следующее: управление государством осуществляется коллективно, а не индивидуально, как в монархии; высшие должностные лица и законодательные органы избираются народом; государственные органы, высшие должностные лица избираются на определенный срок, а не пожизненно; осуществление государственной власти основано на принципе разделения властей.

Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об этом свидетельствует тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государства, а фактически – и главы исполнительной власти, а также то, что Президент избирается всенародным голосованием. Кроме того, правительство формируется Президентом, а не парламентом.

Однако России присущи и некоторые черты парламентской республики: наличие Председателя Правительства; возможность (хотя и ограниченная) отстранения от власти Правительства парламентом, а также роспуска парламента Президентом. Именно поэтому Россия может быть названа президентской республикой с некоторыми чертами республики парламентской.

Россия — суверенное государство. Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, а также в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости.

Верховенство государственной власти проявляется в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объедине­ний, должностных лиц и граждан.

Верховенство государственной власти — это такое состояние власти, когда над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Суверенитет РФ закрепляется в Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР. Декларация предусматривает политические, экономические и правовые гарантии суверенитета России. Руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете, в целях защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации 31 октября 1990 г. Верховный Совет Российской Федерации принял Закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».

Россия — социальное государство. Согласно Конституции РФ (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является общественный прогресс, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция РФ, стремится лишь к максимально возможному в условиях демократической страны содействию благу всех граждан и к максимально равномерному распределению жизненных тягот.

Это можно конкретизировать следующим образом: каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум; каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи; нетрудоспособные, т. е. граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться, должны иметь возможность поддерживать обычный уровень жизни за счет перераспределения государством средств, наполняемых субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Характерные черты социального государства находят отражение в социальной политике, под которой понимается часть общей политики государства, регулирующая отношения между обществом в целом и его членами, которые связаны с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Основная задача социального развития определяет основные направления социальной политики РФ. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Россия — светское государство (ст. 14). Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Как светское государство РФ характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции (ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает ст. 10 Закона РФ от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповеданий», где сказано, что все религии и религиозные объединения равны перед законом государства и ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, т. е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.

Основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, обеспечивающее свободу экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовую защиту. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующий территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государство гарантирует также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Принципы организации экономической жизни общества, нашедшие отражение в Конституции, сводят до минимума вмешательство государства в экономику.

Человек, его права и свободы как высшая ценность. Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым во взаимоотношениях государства и личности она выдвигает на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита является неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как указывается в ст. 2 Конституции РФ, являются обязанностью государства. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении до­стоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права иметь его (ст. 6). Право на гражданство — неотъемлемое право человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: