Источника финансирования санации субъектов предпринимательства

С точки зрения происхождения внешних источников финансирования санации, финансовая санация может осуществляться за счет:

- средства государственного бюджета (для государственных предприятий);

- использование кредитных ресурсов;

- средств основных кредиторов;

- средства от привлечения инвестиций.

Соответственно, с точки зрения происхождения внутренних источников проведения финансовой санации можно выделить:

- средства владельцев (основателей, участников, пайщиков и т.п.) субъекта предпринимательской деятельности;

- средства работников предприятия.

Финансовая санация за счет привлеченных средств владельца (владельцев) должника и его работников

Владельцы предприятия, которое нуждается в, санации, могут предоставить финансовую помощь своему предприятию путем выделения необходимого средства для погашения обязательств должника перед кредиторами, в том числе обязательств относительно уплаты налогов и обязательных платежей.

Такая помощь с правовой точки зрения может осуществляться путем: безвозвратной финансовой помощи, обратной финансовой помощи, увеличение уставного фонда.

Наиболее простым, на первый взгляд, способом проведения финансовой санации за счет владельца (владельцев) предприятия- должника есть безвозвратная финансовая помощь.

Согласно действующему законодательству Украины, а именно к ст., 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона от 22 мая 1997 года № 283/ 97-ВР) беспородной финансовой помощью (п. 1.22) нужно считать:

- сумму средств, переданную налогоплательщику согласно договорам дарения, другими подобными договорами, которые не предусматривают соответствующей компенсации или возвращение такого средства (за исключением бюджетных дотаций и субсидий), или без составления таких соглашений;

- сумму безнадежной задолженности, возмещенной кредитору заемщиком после списания такой безнадежной задолженности;

- сумму задолженности налогоплательщика перед другим юридическим или физическим лицом, которое осталось невзысканной после окончания срока исковой давности;

- кредит или депозит, предоставленный налогоплательщику без установления сроков возвращения его основной суммы, за исключением кредитов, предоставленных под бессрочные облигации, и депозитов до востребования в банковских учреждениях.

Правовой основой предоставления безвозвратной финансовой помощи владельцем предприятия может быть как его собственная инициатива, так и решения высшего руководящего органа предприятия, который составляют его владельцы или их представители. Не исключено подписания между владельцем (владельцами) предприятия- должника и самым предприятием соответствующего безвозмездного соглашения.

Однако, к сожалению, действующее в Украине налоговое законодательство перечеркивает все сказанное, поскольку согласно Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий", предприятие- должник должно уплатить налог на прибыль из сумм, полученных в виде безвозвратной финансовой помощи, т.е. 30 процентов от этих сумм. Такой подход тяжело назвать иначе, как бессмысленным.

Больше того, исходя из положений налогового законодательства, предоставление финансовой помощи возможно для субъекта- донора лишь из чистой прибыли (т.е. после "очищение" дохода). При этом суммы финансовой помощи не исключаются с состава объекта налогообложения налогом на прибыль. Это фактически означает, что сумма, которая направляется на финансовое оздоровление, облагается налогами дважды. А это уже полный нонсенс.

Именно поэтому метод привлечения средства для осуществления финансовой санации в украинской предпринимательской практике не приобрел распространение, поскольку он есть невыгодным как для владельца предприятия, так и для самого предприятия.

Как известно, обратная финансовая помощь владельцем может предоставляться исключительно на основании цивільно-правових договоров, в частности займа, кредита и т.п.. Другими словами, финансовая санация может осуществляться за счет одолженного средства.

Учитывая, что согласно законодательству Украины кредиты, т.е. средства, которые передаются во временное пользование на условиях обеспеченности, возвращение, строковості, платности характера использования, могут выдаваться лишь специализированными учреждениями: банками, кредитными союзами и ломбардами. Поэтому, как правило, кроме случаев, когда владельцем предприятия- должника (властителем его корпоративных прав) выступают кредитные учреждения, кредит как источник проведения финансовой санации не входит в группу внутренних источников проведения санации. Наиболее простым недорогим способом в аспекте оформления операции и налогообложение есть предоставления финансовой помощи должнику в форме безвозвратной (или, под невысокие проценты, обратной) займа [20].

Финансовая санация путем выпуска ценных бумаг

Довольно часто в литературе высказывается точка зрения, что краткосрочные и долгосрочные займи на проведение финансовой санации предприятие- должник может получить путем выпуска и продажи долговых обязательств (векселей, облигаций).

Однако такое утверждение ошибочное с правовой точки зрения, так как согласно законодательству Украины, которое регулирует вексельное обращение, вексель может быть выдан лишь за фактически отпущенные товары (предоставленные услуги, выполненные работы). Такое толкование нашло свое выражение и в судебной практике.

Кое-что иначе выглядят дела с облигациями, правда, в конечном итоге вывод и в этом случае будет аналогичным.

В отличие от векселя, выпуск облигаций не является обусловленным наличием реальной задолженности эмитента перед владельцами облигаций. Однако согласно абз. 7 ст. 11 Закона Украины от 18 июня 1991 года № 1201- ХІІ "О ценных бумагах и фондовой бирже" "выпуск облигаций предприятий для формирования и пополнение уставного фонда эмитента, а также для покрытия ущерба, связанных с их хозяйственной деятельностью, не допускается". Другими словами, ни вексель, ни облигации, если действовать в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, не могут быть выпущенные в обращение для привлечения средства под проведение финансовой санации.

В экономической литературе, особенно в западной, эффективным инструментом привлечения средства для проведения финансовой санации считается увеличение уставного фонда. При этом, с точки зрения этих авторов, это универсальный способ - т.е. такой, который можно применить к любым предприятиям.

Однако увеличение уставного фонда с целью предоставления финансовой помощи предприятию с правовой точки зрения не допустимо для акционерных обществ. Поскольку согласно ч. 2 ст. 7 Закона "О ценных бумагах и фондовой бирже" "запрещается выпуск акций для покрытия ущерба, связанных с хозяйственной деятельностью акционерных обществ". Т.е. это фактически прямой запрет на увеличение уставного фонда с целью привлечения средства для проведения финансовой санации акционерного общества.

Вместе с тем следует признать, что увеличение уставного фонда предприятия (дополнительная эмиссия для акционерных обществ) имеет такие основные преимущества:

- для привлечения средства не нужны ни залог, ни гарантии третьих лиц;

- вложение средства в предприятие в данном случае имеет долгосрочный характер;

- привлеченные средства не подпадают под налогообложение. Сказано есть верным даже для случаев, когда корпоративные права (при первичном размещении) реализуются по цене, высшей от номинала.

При этом увеличение уставного фонда акционерного общества может осуществляться тремя методами:

-путем выпуска новых акций;

-путем обмена облигаций (которые были выпущены раньше) на

акции;

-путем увеличения нарицательной стоимости акций.

Законодательством предусмотрено, что старые акционеры пользуются преобладающим правом на приобретение дополнительно выпущенных акций. Право на приобретение новый акций подкрепляется дивидендным купоном, который демонстрируют в объявлении о предложении покупки права. Они продают и покупаются на бирже, как правило, на протяжении двух недель в период проведения новой эмиссии. Старые акции и привилегированные права на приобретение новых продаются отдельно. Если акционер уступает своим правом на приобретение акций, то вырученные им денежные средства должны компенсировать изменение курса.

Метод увеличения уставного фонда акционерного общества путем обмена облигаций на акции связан, прежде всего, с облигациями конверсионного займа. В зарубежной научно-практической литературе по вопросам санации путем выпуска конверсионных облигаций характеризуется как особенно благоприятный санационный инструмент. Данный метод привлечения капитала связан с выпуском предприятием именных облигаций, как через определенное время по желанию владельца можно обменять на акции предприятия.

Вкладывая средства в конверсионные облигации, владелец предприятия (инвестор) достигает двойной цели: получение относительной безопасности вложения своего средства (в случае банкротства компании владельцы этих облигаций получают удовлетворение своих претензий наравне с другими кредиторами) и возможности увеличения капитала. В данном случае инвесторы дают согласие на получение меньшего проценту, присущего конверсионным облигациям, для того чтобы в будущему, если предприятие выйдет с затруднительного положения, иметь возможность обменять эти облигации на обычные акции.

Как правило, конверсионные облигации выпускаются большими предприятиями на срок от 5 до 10 лет. Рыночная цена конверсионных облигаций определяется их инвестиционной стоимостью и ценой обычных акций, выбранных для конверсии. Этот механизм есть довольно прозрачным, поскольку в информации об эмиссиях конверсионных облигаций должны быть указанные кроме другого:

- пропорции обмена (коэффициент конверсии);

- сроки конверсии;

- необходимость, порядок и размер доплат за этими облигациями.

Вместе с тем нужно иметь в виду, который в случае принятия решения об увеличении уставного капитала предприятия- должника с целью пополнения оборотного капитала, ему необходимо пройти перерегистрацию. Этот процесс довольно продолжительный и требует дополнительных затрат, но может быть эффективным, если должник имеет четко разработанный план выхода из кризисной ситуации и может убедить основателей, настоящих и будущих инвесторов, кредиторов в возможности получения прибыли в будущем.

Некоторые экономисты среди методов данной группы по отношению к акционерным обществам называют уменьшение уставного фонда общества. Оказывается, что такая позиция не является верной, и вот из каких соображений.

Как правило, основной целью уменьшения уставного фонда предприятия есть сравнения нарицательной стоимости акций со стоимостью, которая сложилась за биржевой котировкой, поскольку в период кризиса может произойти ситуация, когда рыночная стоимость становится существенным образом меньше нарицательной стоимости акций. Привлечение средств путем дополнительной эмиссии в данном случае невозможное, но и уменьшение количества акций не ведет к увеличению оборотного средства, соответственно, для проведения финансовой санации средства не могут быть получены таким образом. Больше того, появляются приложению (незапланированные) затраты, которые связаны с необходимостью возместить убытки соответствующей группе акционеров, чьи акции аннулируются.

Кроме того, предприятие может принять решение об уменьшении уставного фонда только в случае отсутствия возражений со стороны кредиторов, а такая ситуация есть маловероятной.

Если проанализировать этот путь, то нужно заметить, что уменьшение уставного фонда акционерного общества может осуществляться двумя методами:

- уменьшение нарицательной стоимости акций;

- уменьшение количества акций путем выкупа части акций у их владельцев с целью аннулирования этих акций.

При этом решением акционерного общества об уменьшении размера уставного фонда, акции, которые не представлены в аннулирования, признаются недойными, но не раньше, чем через шесть месяцев после сообщения об этом всех акционеров. Законодательством установлено, что предприятие должно возместить держателю акций ущерб, связанные с изменением уставного фонда. Решение об изменении уставного фонда принимается большинством в s голосов акционеров, которые принимают участие в собрании. После внесения соответствующих изменений в устав эти изменения должны быть зарегистрированные в установленном порядке. При этом для ряда хозяйственных обществ установленные сроки вступления в силу решений об уменьшении уставного фонда после регистрации соответствующих изменений: для обществ с ограниченной ответственностью - 3 месяца (ст. 56 Закона "О хозяйственных обществах"), для обществ с дополнительной ответственностью - 3 месяца (ч. 3 ст. 65 закона Украины "О хозяйственных обществах"). Понятно, что такой путь не может считаться рациональным и высокоэффективным для проведения финансовой санации [20].

Участие в санации работников должника

Угроза банкротства и обусловленные этим экономическое и социальное следствия заставляют персонал, который работает на предприятии, делать свой взнос у финансирования санации. Основной целью финансового участия персонала в санации предприятия есть надежда сохранить рабочие места.

Особенно часто такая ситуация наблюдается в период общего экономического спада, когда дефицит альтернативных рабочих мест обуславливает важную зависимость рабочих от данного предприятия.

Финансирование санации персоналом возможно с помощью:

- отсрочки или отказа от вознаграждения по результатам хозяйственной деятельности;

- предоставление рабочими займов;

-приобретение сотрудниками акций данного предприятия.

На сегодня действующее законодательство не предусматривает случаев и порядка отказа (полной или частичной) персонала предприятия- должника от вознаграждения или рассрочки таких выплат. Больше того, в современном украинском правовом поле существует тенденция относительно борьбы с задержками в выплате заработной платы и других видов вознаграждения. Об этом свидетельствует введение в Уголовный кодекс Украины ст. 175, согласно которой уголовная ответственность наступает как за (1) безосновательную невыплату заработной платы, установленной законом выплаты гражданам больше чем за один месяц, содеянную преднамеренно руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности, так и за (2) безосновательную невыплату заработной платы, если эта невыплата связана с нецелевым использованием средства, предназначенное для выплаты заработной платы. Понятно, что если средства заработной платы или других затрат направить на финансовую санацию, такие действия будут подпадать под диспозицию указанной ст. 175 Уголовного кодекса Украины. Нужно также учитывать, что и Кодекс Украины об административных правонарушениях также содержит аналогичную статью (ст. 41), согласно которой "нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендии, заработной платы, выплата ее не в полном объеме, а также другие нарушения требований действующего законодательства о работе тянут за собой наложение штрафа на должностных лица предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, и граждан - субъектов предпринимательской деятельности от пятнадцать до пятьдесят необлагаемых минимумов доходов граждан". Таким образом, указанное выше фактически делает невозможным направление сумм заработной платы и других вознаграждений, которые подлежат выплате рабочим, на проведение финансовой санации.

Можно предположить, что решение указанной выше проблемы может иметь такой вид: предприятие- должник выплачивает заработную плату и другие вознаграждения своим рабочим, а последние после этого передают их на осуществление санационных мероприятий. Однако, с экономической точки зрения, такое решение есть неэффективным, поскольку: (1) рабочий должен уплатить все начисления, которые связаны с выплатами заработной платы и других вознаграждений, а (2) предприятию- должнику эти средства должны увеличить объект налогообложения налогом на прибыль.

Поэтому нужно признать, что источника финансирования санации есть довольно призрачными и, с правовой точки зрения, нечеткими.

Более реальным выглядит финансирование санации персоналом предприятия- должника путем приобретения корпоративных прав (включая акции) или облигаций своего предприятия. Особенно это реально в варианте погашения задолженности из выплат персонала по размещению соответствующего количества корпоративных прав и облигаций. Однако, как уже указывалось выше, здесь существуют проблемы общего характера, в частности запрет на выпуск облигаций и акций для погашения ущерба.

На основании изложенного можно сделать вывод, который в правовом поле Украине довольно сложно осуществить финансовую санацию должника через привлечение средств его персонала. Кроме того, не оказывает содействие этому и общеэкономическая ситуация, которая сложилась в Украине, и психологические особенности рынка трудовой силы нашей страны.

Финансовая санация за счет кредитных, инвестиционных ресурсов и участия кредиторов в финансовом оздоровлении должника

Для проведения финансовой санации могут привлекаться также кредитные ресурсы. Понятно, что в таком случае правовым основанием для получения средства на указанные цели будут кредитные соглашения. При этом правовое регулирование в данном случае будет осуществляться на признанный в Украине общих принципах и правилах кредитования. Сказанное не касается случаев, когда кредиты предоставляются за отдельными программами финансирования досудовой санации. В последнем случае предоставления и возвращение кредита будут кое-что модифицированные.

Предоставление кредитов регламентируется целым рядом нормативных актов. Основным среди них есть Закон Украины от 7 декабря 2000 года № 2121- ІІІ "О банках и банковской деятельности" и Положение "О кредитовании" (Положение утверждено постановлением правления Национального банка Украины от 28 сентября 1995 года № 246).

Если проанализировать п. 3 - 5 указанного Положения относительно использования кредитных ресурсов в ходе проведения финансовой санации, то можно дойти таких выводов.

Первое. Для проведения финансовой санации могут быть предоставленные лишь краткосрочные кредиты, т.е. кредиты до одного года. При этом нужно иметь в виду, который за указанный срок (один год) рассчитываются, исходя из момента получения (зачисление на счет заемщика или уплаты платежных документов со ссудного счета заемщика) к полному погашению кредита и процентов за его пользование. Понятно, что это очень короткий срок для вывода предприятия- должника из финансовой пропасти. Т.е., взяв кредит на этот срок для проведения финансовой санации, наивероятнее заемщик не сможет его возвратить.

Второе. Привлечение кредитного средства для проведения финансовой санации обязательно должно быть обеспечено или залогом (имуществом, имущественными правами, ценными бумагами), или гарантиями (банка, финансами или имуществом третьего лица), или другим обеспечением (порука, свидетельство страховой организации). Исходя из того, что предприятие- должник находится в довольно затруднительном финансовом состоянии, тяжело ожидать, что кто-то выступит его гарантом или поручителем. Вместе с тем наивероятнее его имущество будет находиться под налоговым залогом, а процедура перезалога очень сложная. И едва ли в данной ситуации на нее согласится кредитное учреждение.

Третье. Эти кредитные соглашения будут рассматриваться за степенью риска как кредиты с повышенным риском, который фактически означает установление "нереальных" процентных ставок для предприятия-должника.

А если к сказанному прибавить, что согласно абз. С п. 15 Положение кредитования "коммерческие банки могут предоставлять кредиты всем субъектам хозяйственной деятельности независимо от их отраслевой принадлежности, статуса, форм собственности в случае наличия в них реальных возможностей и правовых форм обеспечения своевременного возвращения кредита и уплаты процентов (комиссионных) за пользование кредитом" с очевидностью возможно утверждать, что существующая система коммерческого кредитования не дает возможности привлекать кредитные ресурсы коммерческих банков учреждений для проведения финансовой санации.

Аналогичное можно сказать о привлечении иностранных кредитных ресурсов для проведения финансовой санации. Поскольку законодательство Украины предусматривает, что украинский резидент имеет право получить кредит от нерезидента (ст. 4 Закона Украины от 16 апреля 1991 года № 959- ХІІ "О внешнеэкономической деятельности") лишь при наличии лицензии, которую предоставляет Национальный банк Украины в определенном законодательством порядке. Если проанализировать законодательство, которое регулирует указанный вопрос, то оказывается, что привлечение иностранных кредитов для проведения финансовой санации есть еще менее реальным, чем привлечение отечественных кредитных ресурсов.

Другое дело - некоммерческий кредит, который выделяется государственными и негосударственными фондами под проведение программ финансового оздоровления предприятий. Законодательство Украины имеет такую практику, которое нашло свое отображение в действующем законодательстве. Такие кредиты предоставляются под конкретные планы санации, разработка которых в таком случае становится наиболее важному вопросом. Такие льготные кредиты имеют четко определенные целые использования, которые очень жестко контролируется со стороны донора. При этом нужно иметь в виду, что иностранная помощь предоставляется предприятиям- должникам, у функционирование которых заинтересованный зарубежный капитал.

Если средства для стабилизации финансового состояния предприятий выделяются из внутренних (украинских) источников, то в таком случае они, как правило, выделяются государственным предприятиям на основании постановлений или распоряжений правительства Украины. При этом такая помощь может предоставляться как на поворотной так и на безвозвратной основе. Нужно заметить, что в последние годы практика выделения бюджетного и внебюджетного средства на предоставление финансовой помощи украинским предприятиям со стороны центральных органов исполнительной власти имеет тенденцию к сокращению.

В принципе, указанные источники проведения финансовой санации есть довольно эффективными. Однако действующее налоговое законодательство фактически сводит на нет и этот источник. Если рассмотреть указанный вопрос с точки зрения буквы закона, то средства, которые предоставляются небанковскими учреждениями или теми, что имеют статус небанковских финансовых учреждений, финансовым кредитом не считаются. Но это не исключает предоставления нерезидентом средства в заем украинскому предприятию и возможное в случае, если такой нерезидент не принадлежит к вышеуказанным кредитным учреждениям, при условии соблюдения сторонами (заимодателем и заемщиком) требований главы 32 "Займа" Гражданского кодекса Украины.

Понятно, что такое регулирование этого вопроса не оказывает содействие привлечению средства для проведения финансовой санации.

Досудовая санация может осуществляться при участии кредиторов. При этом это содействие может быть предоставлено в таком виде:

- путем реструктуризации существенной задолженности;

- с помощью полного или частичного отказа от обязательств;

- с помощью предоставления дополнительного заемного средства.

Целиком понятно, что активного участия кредиторов в финансовом оздоровлении можно ждать только в том случае, когда в результате сохранения и санации предприятия они получают более полное удовлетворение своих претензий, чем в случае ликвидации предприятия, кредиторы могут пойти на риск в обмен на будущее участие в прибылях данного предприятия, в обмен на определенный пакет акций должника или гарантии получения надежного источника сбыта своей продукции (или поставки сырья для своего производства) и т.др.

Поэтому не поняло, чему законодательство Украины не стимулирует деятельность кредиторов в направлении предоставления помощи должникам. Это, в частности проявляется в том, что законодатель не разрешает кредиторам списывать долги своих должников. Кредиторы в случае возникновения просроченной задолженности должны немедленно обращаться в хозяйственный суд и только в этом случае они могут уменьшить объект налогообложения на сумму задолженности. В другом случае кредитор покрывает ущерб (если возникает безнадежная задолженность) за счет прибыли, которая остается в его распоряжении после налогообложения. В то же время, создавая привлекательные условия для кредиторов (например, разрешая относить на уменьшение налогооблагаемой прибыли суммы просроченной дебиторской задолженности предприятий, которые подлежат санации), налоговые органы могут активизировать их участие в процессе финансового оздоровления должника.

Таким образом понятно, что за существующего режима правовой регуляции рассматриваемого вопроса тяжело надеяться, что какой-либо кредитор захочет отказаться хотя бы от чего-то в своих требованиях.

При этом отдельно следует отметить, что, предоставляя финансовую помощь путем отказа от важных требований, кредиторы должны учесть то обстоятельство, что отказ от претензий до должника по экономическим результатам приравнивается к отказу от кредитного договора. Это означает, что при банкротстве должника кредитор, который отказался от претензий. Не будет членом создаваемого комитета кредиторов. Погашение долгов данному кредитору будет осуществляться за счет активов, которые останутся после удовлетворения требований всех кредиторов и членов трудового коллектива. Кроме того, сумма задолженности налогоплательщика перед другим юридическим лицом, которое оставалось не стянутой после окончания срока исковой давности. Считается безвозвратной финансовой помощью, которая осуществляется за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия.

Если кредитором выступает банк, то ситуация становится еще более невыгодной для должника, поскольку согласно Закону "О банках и банковской деятельности", предприятие, которое не выполнило своих обязательств относительно своевременного возвращения кредитов, должно быть объявленным неплатежеспособным. При объявлении клиента неплатежеспособным банк обязан сообщить об этом клиента, его основателей и основных кредиторов, а также орган, который зарегистрировал устав предприятия. Кроме того, банк публикует объявление о неплатежеспособности данного субъекта хозяйствования в печати. Т.е. фактически это означает, что банк ставит вопросы о банкротстве предприятия, и в таком случае тяжело вообразить, что необходимо сделать должнику, чтобы убедить банк и других кредиторов в том, что по отношению к нему необходимо провести финансовую санацию.

Банк, рассмотрев предложенный план мероприятий, принимает решение относительно возможного продолжения на протяжении трех месяцев кредитного отношения с должником или, удостоверившись в отсутствии перспектив погашения просроченной задолженности, обращается с письменным заявлением в хозяйственный суд с целью нарушения дела о банкротстве должника [20].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: