Источники налогового права

Отнесение различных нормативно-правовых актов к источникам налогового права является дискуссионным вопросом, поскольку ст. 1 Налогового кодекса РФ относит к законодательству о налогах и сборах НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Данное положение не исключает регулирование налоговых отношений подзаконными актами в рамках делегирования полномочий представительными органами исполнительным (ст. 1 п. 1 НК). Учитывая, что налоговое отношение регулируется подзаконными актами (например, процедурные, процессуальные налоговые отношения), в литературе используется термин «налоговое законодательство», которое включает в свой состав традиционную систему источников.

· Конституция РФ, в которой закреплены предметы ведения РФ и ее субъектов, предметы совместного ведения в области налогообложения, основы правового статуса налогоплательщика, компетенция в области налогов высших органов государственной власти;

· Законодательство РФ и ее субъектов о налогах и сборах включает в себя НК РФ (части первая и вторая)[14], Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[15], Таможенный кодекс РФ[16], законы субъектов РФ о налогах и сборах;

· Нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, устанавливающие местные налоги и сборы;

· Подзаконные акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. Например, Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[17], Письмо Минфина РФ от 05.08.2004 № 03-03-02-04/1/2 «О применении упрощенной системы налогообложения»[18] и др.;

· Решения Конституционного Суда РФ и судебно-арбитражная практика в сфере налогообложения, в частности, постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 года № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[19], Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» [20], Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»[21].;

· Международные договоры по вопросам налогообложения, например, договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов.

Налоговый кодекс РФ в ст. 8 проводит разграничение между понятиями «налог» и «сбор».

Согласно ст. 8 НК РФ налог отличают два признака – обязательность и индивидуальная безвозмездность. Сущность налога заключается в принудительном отчуждении части имущества физических лиц и организаций в пользу государства. Принудительность налога проистекает из конституционной обязанности по добровольному отказу от использования части своего имущества в пользу государства (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г.№ 20-П[22]). Индивидуальная безвозмездность проявляется в том, что у плательщика, не зависимо от способа уплаты не возникает права на требование от государства совершения конкретных действий (услуг) в его пользу. Бесплатные услуги, которыми пользуется налогоплательщик, независимы и неэквивалентны суммам уплаченных налогов. Целью налогового изъятия является обеспечение реализации публичного интереса, в котором заинтересовано государство, а также каждый член общества (как потребитель бесплатных государственных услуг) при защите в неблагоприятных жизненных обстоятельствах.

НК РФ в п. 2 ст. 8 формулирует понятие «сбор», не проводя разграничения между сбором и пошлиной. Различия между налогом и сбором, которые отмечает законодатель, заключаются в наличии или отсутствии встречного удовлетворения, т. е. в индивидуальной безвозмездности. При этом, учитывая, что государство, как правило, является монополистом в оказании таких услуг, различие является несущественным. Сбор всегда является авансовым платежом, что сказывается на технологии его взимания: у него нет налогового периода, и он определяется в конкретной сумме, не зависящей от доходов плательщика.

Пошлина по статусу близка к сборам в силу отсутствия налогового периода, авансового характера уплаты и индивидуальной возвратности, поэтому к ним применимы нормы НК РФ, относящиеся к сборам.

Основные элементы юридического состава налога определяют сущностные характеристики налога. К ним относятся: налогоплательщик; объект; предмет; масштаб налога; метод учета налоговой базы; налоговый период; единица налогообложения; налоговая ставка; порядок исчисления налога; отчетный период; сроки, способ и порядок уплаты налога.

Кроме того, можно выделить ряд элементов, присутствие которых в каждом законе о налоге не является обязательным - факультативные элементы которые не сказываются на степени определенности налогового обязательства, однако могут существенно снизить надлежащее выполнение этого обязательства (порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога; ответственность за налоговые правонарушения), либо элементы, характерные исключительно для какого-то определенного вида платежей (требования об особом учете имущества и т.п. способы). Кроме выше указанных по прямому указанию закона (ст. 17 НК РФ) к факультативным элементам относятся налоговые льготы.

В соответствии с налоговым законодательством налог считается установленным, если законодательным (представительным) органов власти определены все обязательные элементы налогообложения. Определение факультативных элементов, соответственно, не обязательно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: