Оратор воспринимает любые побуждения собрания, но не позволяет сбить себя с толку.
Выразимся иначе: оратора сравнивают со спичкой. Он загорается от трения с поверхностью, под которой подразумевается публика. Если слушатели понимают, что докладчик делает свое дело с душой, они следуют за его мыслями. По поведению слушателей, выражению их лиц, положению тел, напряженной тишине чувствуется, внимательно ли они слушают оратора.
Выражением сенсорного обратного действия являются аплодисменты.
Аплодисменты ободряют оратора и делают его уверенным. Аплодисменты освежают атмосферу выступления.
Хорошие ораторы не ждут, пока аплодисменты отзвучат полностью. Если начинаются овации, они делают паузу даже в середине предложения, а затем продолжают говорить во время заключительной части аплодисментов (причем они часто повторяют последние слова, которые произносились во время аплодисментов).
Так слушатели получают возможность полного выражения своего одобрения. Как только появится повод, они легко настроятся на аплодисменты. Хотя аплодисменты действуют столь благотворно, нужно остерегаться их переоценивать. Оратор, жаждущий аплодисментов, иной раз безответственно поверхностен. Аплодисменты - не всегда мера качества речи или внимания слушателей. Это знал также полководец Фокион (402-318 гг. до Рождества Христова). Когда во время народного собрания афиняне одарили его аплодисментами, он в смущении обратился к другу: «Я сказал что-то глупое?» Аплодисменты могут иметь различные причины. Один раз слушатели всего лишь устраивают разминку, чтобы оживить затекшие вследствие неудобного сидения конечности; другой раз они аплодируют, движимые подлинным чувством одобрения, от всего сердца. В третий раз аплодисменты как жест учтивой любезности.
1.8.2.1.2 Состав слушателей
Решающим для успешного публичного выступления является состав слушателей. Важным является, каким вы его себе представили при подготовке речи. Ведь вы должны настроиться на слушателей и благодаря этому не допустить ни недооценки их, ни переоценки.
Трудность для оратора состоит, прежде всего, в оценке умственной познавательной способности своих слушателей.
«Оратор, будучи на ступени, предписанной ему самым слабым из слушателей, все же соблюдает известный уровень» (Христиан Винклер). Если что-то докладчику ясно, слушателю может быть не понятно еще долго. Оратор облегчает ему путь к результату, зачастую найденному в продолжительной работе. Оратор, может быть, неделю мучился, пока готовил доклад, а теперь хочет, чтобы слушатель все правильно понял и переработал в течение нескольких минут. Оратор обеспечивает ему возможность сделать это без особого труда.
Оратору следует помнить, что слушатели делятся на две группы: первые те, которые не слушают, а вторые те, которые по большей части понимают неправильно.
Подробнее об особенностях аудитории выступления по телевидению и радио можно прочитать в статье «Особенности общения по радио и телевидению» (см. Приложение 22).