Закономерности функционирования и разития культуры

Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата, многообразна, имеет массу модификаций, представлена развитыми, развивающимися всевозможными переходными формами. Тем не менее для нее характерны такие общие черты, как внебиологичностъ, выступающая в качестве субстанциональной основы куль­туры; технологичность, то есть наличие механизмов приспособи­тельно-преобразовательного отношения субъекта-творца к среде; продуктивность, т. е. творчески порождающий характер бытия в мире; стереотипичность — способность к воспроизведению. Важ­ное значение имеют и такие особенности развития культуры, как его неравномерность, асимметричность; единство прерывности и непрерывности; устойчивость и изменчивость. Эти особенности характеризуют нелинейный и противоречивый характер культурного процесса, к тому же совершающийся, как правило, в сложных условиях социального бытия.

| Как бы ни были многообразны формы культуры, в них наглядно обнаруживаются черты единства, совпадения в предметах культуры, в способах деятельности людей, независимо от хронологической и географической отдаленности. Следовательно, культура — это не случайное, хаотическое нагромождение плодов человеческого ра­зума и труда и не стихийный, бесцельный процесс, а сложнейшая, исторически развивающаяся система норм и взаимоотношений, сложившихся за тысячелетия внутри биологического вида «хомо сапиенс» и направленных на его выживание и совершенствование, ей присущи сложившиеся устойчивые закономерности.

Одной из определяющих закономерностей функционирования культуры является преемственность в ее развитии. Данный процесс сохранения и трансляции культуры предполагает накопление че­ловеком знаний, умений и навыков в традиционных образцах и нормах культуры и обязательное развитие у личности творческо­го начала, которое обеспечивает продуктивные стороны ее жиз­недеятельности.

История культуры характеризуется накоплением культурных ценностей, она идет как бы по двум направлениям: по вертикали и горизонтали.

Первое направление (по вертикали) связано с передачей куль­турных ценностей от одного поколения к другому, выраженной, преемственностью в культуре. Наиболее устойчивая сторона куль­туры — это культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времен Традиционность носят ценности, идеи, обычаи, обряды и т. Творцы традиций - люди, жившие в различные эпохи, представители разных социальных групп, поэтому традиции иногда столь противоречивы. Каждое поколение осуществляет выбор тех ил иных традиций, и в этом смысле оно создает не только настоящее, но и будущее.

Второе направление накопления культурных ценностей (по горизонтали) связано с художественной культурой. В отличие с науки здесь наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение. Шекспир (1564—1616) не «перекрывает Данте (1265—1321), также, как Данте - великих трагических поэтов древности. Однако художественные произведения, созданные в XIX в., читателями XXI в. воспринимаются несколько иначе. Это происходит не только в результате общественного развития (экономики, политики, социальной среды), но и потому, что изменилась сама культура. В реальном сосуществовании и взаимодействии культурных ценностей, созданных в разные эпохи, совершенствуется культура современной цивилизации.

Формирование культуры предполагает как сохранение лучших элементов старого, так и приращение нового культурного богат­ства в процессе творчества (речь идет о новаторстве в культуре) Создание нового определяется одновременно творчеством тогда, когда оно приобретает общественную значимость. Нередко быва­ет, что произведения искусства или научные открытия не нахо­дят признания у современников. Но если это подлинные духов­ные ценности, то время их приходит, и последующие поколения воздают им должное. Так было, к примеру, с трудами К. Циол­ковского (1857—1935), картинами К. Малевича (1878—1935), М. Шагала (1887-1985) и др.

Рассматривая культуру на основе конкретно-исторического подхода и действия объективной закономерности преемственнос­ти, непрерывности духовной традиции, мы можем сказать, что ее природа диалектически раскрывается в многообразной взаимо­связи традиционного и новаторского, прогрессивного и консер­вативного. Вспоминая гегелевскую мысль, что безудержное от­рицание — это отрицание без удержания положительных момен­тов предшествующего развития, следует серьезно опасаться за современную культурную политику и наивные попытки начинать культуру с нуля, на чистом месте. Так, «культурная революция» первых лет советской власти, во многом отличавшаяся утопич­ностью, начиналась с отрицания сложившихся в прошлом духов­ных ценностей, что нанесло невосполнимый ущерб духовному развитию нашего общества. Нельзя уходить в будущее не огля­дываясь. Подлинно культурное общество никогда не рвет с духовными ценностями, созданными в прошлом связями и принимает «эстафету» в соответствии с действием объективной за­кономерности — преемственности, памятуя о непрерывности культурного процесса.

Будучи основным фактором, обеспечивающим поступательное движение культуры, преемственность может существовать в двух формах — позитивной и негативной. Суть позитивной формы, как отмечалось выше, — в сохранении ранее созданных духовных цен­ностей, например античности, картин и скульптур Микеланджелло или творчества писателей «золотого века» в русской литерату­ре. Но прогресс состоит не только в приумножении достигнутого и опоре на него, а и в отторжении изжившего себя, в учете отри­цательного опыта.

Культура каждого народа самобытна, неповторима, уникальна. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит са­мостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие культур на­родов, населяющих планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями развития каждой нации. По­теря культурных завоеваний любого народа заметно обедняет об­щечеловеческую культуру. Все культуры значимы и равноположены, каждая из существующих культур обеспечивает общечелове­ческое содержание и способствует сохранению народа, и в процессе развития любой культуры можно видеть процессы как сближения, так и обособления культур, которые также выступа­ют как тенденции и закономерности их функционирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: