Культура и общество
Социо-антропологические основания культуры
Общественное бытие – это вся практическая жизнедеятельность людей во всех многосторонних её проявлениях (политической, юридической, трудовой, бытовой и т.д.).
По отношению к обществу культура является формой его существования, а не его содержанием, так как общество – не совокупность людей, а система отношений между людьми.
Система эта состоит из двух уровней:
1) экономические отношений («базис»);
2) политико-правовые («надстройка»).
Тип общества зависит от характера этих отношений. Экономическая, политическая и правовая культуры – способы реальной, практической организации этих отношений.
Практическая деятельность людей имеет коллективный характер. Она предполагает определённые принципы, способы, методы организации совместных действий людей – т.е. практическое общение. Это практический уровень отношений культуры и общества.
Наиболее наглядно связь культуры и общества проявляется в способах разрешения противоречий:
|
|
3) силовой способ унаследованот животных предков (борьба за выживание – войны, бунты, революции).
4) собственно культурный способ – политический, дипломатический, т.е. диалог.
Ещё один уровень отношений культуры и общества – практически-духовный. Эти отношения складываются в обыденном сознании людей, в их повседневной жизни и выражаются в создании фантастических образов, опредмечивающихся в мифологии, религии и искусстве.
Духовно-теоретический уровень характеризуется отношениями, выражающимися в познании законов общества и в ценностном их осмыслении.Теоретическая мысль осваивает реальность тремя способами: научным, идеологическим и проектирующим.
Сферы проявления взаимоотношений культуры и общества:
- в предметной сфере связь культуры и общества 1)приводит к созданию разнообразных институтов – организаций, которые придают культурные формы общественным отношения; 2)опредмечивают эти отношения в продуктах духовного и художественного производства.
- в сфере человека общество и культура встречаются, занимаясь воспитанием человека. Это процесс двусторонний: одновременно социализация и культурация. На ранних стадиях развития социальное и культурное почти сливались. В дальнейшем механизмы социализации и культурации личности действовали не всегда согласованно. В процессе культурации удельный вес индивидуальных качеств личности учитывается всё больше и больше, а система «обработки» индивида обществом является общей для всех. Человек не выбирает общества, в котором он рождается и находится в первые свои годы, поэтому влияние общества на личность зависит в основном от характера самого общества. А культурные ценности человек выбирает позже в большей степени свободно и самостоятельно. Задача современной педагогики, тем самым, очень сложна – одновременно реализовать принцип индивидуального подхода и принцип коллективизма.
|
|
История взаимодействия культуры и общества имеет несколько вариантов:
· нерасчленённость культуры и общества, характерная для первобытного общества;
· общество подчиняет себе культуру. Это характерно для ранних стадий развития общества;
· в средневековье и далее развивается автономия культуры по отношению к обществу (и к его экономической, и к политически-правовой структуре). Решающим импульсом для такого типа отношений явилась свобода человеческой деятельности.
· новое слияние культуры и общества как потенциально возможное в будущем.
В этой подсистеме сохраняются те же три уровня отношений: практический, практически-духовный и духовно-теоретический.
Практический уровень выражается в реальном созидании человеком «второй природы» – культурных предметов и процессов и в таком же реальном созидании культурой человека.
Практически-духовный уровень – в мифологическом, религиозном, художественном осмыслении культурой человека.
Духовно-практический уровень – в изучении культурой человека и человеком культуры (в обыденном сознании людей, в науке, философии и идеологических учениях).
Таким образом, на всех уровнях существует двусторонняя связь человека и культуры: человек творит культуру и культура творит человека.
Три сферы взаимоотношений культуры и человека организуются оппозицией непосредственное/опосредованное: в самом человеке эти отношения проявляются непосредственно, а вне человека – опосредованно.
Исторические изменения отношений человека и культуры на протяжении всей истории так же незначительны, как изменения самого человека.
Однако есть один аспект, который резко отличает отношения культуры и человека от отношений культуры с другими контрагентами – природой и обществом. Это – разные масштабы понятия «человек»: общее-особенное-единичное.
Общее – человек вообще, человечество, род Homo sapiens.
Особенное – тип человека, локализованный во времени и пространстве: первобытный, ренессансный, белый, русский и т.п.
Единичное – конкретная личность: я, ты, он.
В самом широком масштабе проблема взаимоотношений культуры и человека выступает прежде всего в генетическом аспекте.
Этот аспект имеет две ипостаси:
- биосоциокультурная природа человека;
- формирование культурного самосознания.
Становление культурного самосознания прошло несколько этапов:
1. человек не отличал себя от природы (животных, растений, природных стихий), что зафиксировалось в языке: окаменеть от ужаса, озвереть от злости, свить гнездо.
2. осознание качественного отличия живого и неживого, при сохранении веры в своей сущностной связи с животными. Это выразилось в создании фантастических зооантропоморфных образов (сфинксы, кентавры, ангелы, черти и т.п.).
3. осознание человеком своей особенности, отличия от всех иных форм жизни.
Особо важным для жизни и самосознания человека имеет время. В физической картине мира время и пространство – уравновешенные, соотносимые категории (время – «четвёртое» измерение пространства). В гуманитарной картине мира – время и пространство – принципиально и существенно различны, так как жизнь духа имеет только временное измерение. Человеческий дух «вырвался» из пространства и обрёл собственный внепространственный способ существования (что позволило религии противопоставить дух материи). Время для человека является биографическим параметром, измеряющим его собственное бытие: путь от рождения к смерти. Отсюда – осознание трагизма жизни.
|
|
Отношения культуры и человека наиболее разнообразны:
природа даёт культуре материалы, из которых творится «вторая природа»;
общество организует среду, в которой культура живёт;
человек является прямым культурогенным субъектом, он воплощает себя в культуре, делаёт её своим инобытием и ею же формируется.
Один из центральных вопросов культуры – вопрос свободы. Ценностное сознание, отличающее человека от животного, базируется на ВЫБОРЕ. Выбор невозможен без той или иной меры свободы. Животное рождается как сущность, а человек в силу своей способности к свободному выбору выбирает сущность. Культура выступает пространством реализации человеческой свободы.
Таким образом, мы будем говорить о КУЛЬТУРЕ В ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА ЕЁ БЫТИЯ КАК СМЫСЛА. Способ, через который человеку открывается смысл, ест понимание, а культурой выступает всё в социальной жизни, что предназначено к пониманию.
Культура – проекция бытия как смысла в социальное пространство жизни. В результате такой проекции возникают предметы/вещи, (слова, книги, картины) и процессы (театр, кино, музыка), составляющие КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО и предназначенные к пониманию.
Первый опыт метафизической критики культуры развернут у Ж.-Ж. Руссо. Он критиковал рассудочность и искусственность культуры, обвиняя её в том, что человек становится безнравственным, корыстным, не-свободным. К. по Руссо – господство массы и расхожего мнения, отказ от собственных желаний. Марионетки культуры являются её заложниками. Слабым местом его теории является то, что идея «природной личности» утопична, абсурдна, ибо личность раскрывается как таковая только в обществе.
«Проект современность» для эпохи Просвещения виделся как возвращение е естественному разумному порядку на основе Законодательного Разума (Бог, Природа, Первичная интуиция).
Естественное состояние человека – в природе, которая является высшей ценностью. Руссо: «Всё хорошо, что выходит из рук Творца, всё вырождается в руках человека».
|
|