Стратегический контекст предприятия

Тема № 3

Стратегический контекст управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т.е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Стратегический контекст предприятия - стратегия, которую решило использовать руководство, которая указывает на что из всех направлений, имеющихся в распоряжении, и возможных действий будет реализовано.

Стратегия в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа – портфельная, или корпоративная; конкурентная, или бизнес-стратегия; функциональная. Выделяются соответственно и три уровня стратегических решений.

Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия в целом. Исторически бизнес был однопродуктовым, затем наступила его диверсификация, поэтому данный уровень в настоящее время связан с управлением многопродуктовым (многопрофильным) предприятием. Основной целью портфельной стратегии является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции. Главные моменты такой стратегии охватывают распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа; диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; изменение организационной структуры корпорации; выработку единой стратегической ориентации подразделений.

Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Цель их – обеспечить бизнес-план, показать, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция, как ее рекламировать, как побеждать конкурентов и т.д.

Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия. Это стратегии производства, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и т.д. Их цель – рациональное распределение ресурсов отдела (службы), а также поиск эффективного поведения в рамках заданной функции. Считается, что независимое формирование функциональных стратегий – неподнятая целина менеджмента, где скрыты огромные резервы эффективности.

Корпоративная стратегия на предприятиях с одним видом деятельности будет совпадать с бизнес-стратегией. В свою очередь иерархическая структура управления предполагает, что корпоративная стратегия состоит из ряда бизнес и функциональных стратегий. Кроме того, стратегия высшего иерархического уровня выступает в качестве целей на более низком уровне.

Стратегические решения в новых условиях имеют следующие характеристики: существенно влияют на способность компании приносить прибыль, касаются компании в целом, принимаются высшим исполнительным органом и советом директоров, имеют долгосрочных характер и поэтому принимаются не столь часто, отражают ценности высшего эшелона управления и обязательно согласуются с корпоративной философией и культурой организации.

Стратегическое управление предприятием включает пять основных компонентов, образующих следующую цепь перспективно-целевых решений.

1. Видение — это образ возможного и желаемого будущего состояния предприятия.

2. Сфера бизнеса — вид деятельности, связанный с конкретной, хозяйственной единицей, программой и т.д. Определение бизнеса предполагает оценку его перспектив и уяснения в нем своего конкретного места и возможностей.

3. Миссия, или общественно значимая роль, предприятия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса.

4. Стратегия — интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.

5. Программы и планы — это система мер по реализации принятой предприятием стратегии, призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии; разработки оперативных планов и программ.

Анализ среды является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития. Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления. При анализе внешнего окружения исследуются экономические, политические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции. При этом внешнее окружение делят на два компонента: непосредственное окружение (среда прямого воздействия) и макроокружение (среда косвенного воздействия). Целью стратегического анализа служит выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации.

Процесс определения миссии и целей состоит из трех подпроцессов:

- формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования;

- определение долгосрочных целей;

- определение среднесрочных целей.

Формулирование и выбор стратегии предполагают формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.

Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

- цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;

- руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;

- в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных условиях:

1. Разделение управления имуществом (функция собственника) и производством (компетенция директора, правления, менеджера). Согласно законодательству в акционерном обществе только собрание акционеров-собственников может принимать решения об изменении уставного капитала, продаже, покупке, сдаче в аренду дорогостоящего (более 10% общих активов) имущества, распределении прибыли (после уплаты налогов), эмиссии ценных бумаг, реорганизации предприятий, открытии и закрытии филиалов и т.д. В то же время собственник (в том числе фонд государственного имущества) не вправе вмешиваться в управление производством (выбор поставщиков, сбыт продукции, набор и увольнение работников и т.д.). Арендодатель следит за изменением стоимости своего имущества, соотношением активов и пассивов, прибылей и убытков, внесением арендной платы, но не может указывать арендатору условия реализации продукции и распределения доходов.

2. Основой стратегии предприятия становится планирование доходов и расходов, внимание руководителей перемещается из снабженческо-производственной в финансово-сбытовую сферу. В условиях кризиса средства можно вкладывать лишь в наиболее надежные и перспективные проекты, которые не только обеспечат заданный уровень доходности, но и укрепят рыночные позиции фирмы. Высокий уровень риска (зависимость ожидаемой выручки от изменения цен на ресурсы, ссудного процента, темпов инфляции, валютного курса и других независящих от предприятия факторов) может быть компенсирован повышенной эффективностью вложений.

Оценка эффективности производства в конечном счете характеризует результативность конкретных проектов и управления предприятием в целом.

Она включает четыре основных этапа:

1) исчисление производственных расходов;

2) определение требуемых инвестиций (капиталовложений);

3) прогнозирование ежегодных доходов с учетом износа активов;

4) определение срока окупаемости капиталовложений и его соответствия нормативу.

3. Разделение функций стратегического и оперативного управления производством. Первые осуществляет руководитель (совет директоров) и штаб (консультативный совет, не имеющий права давать прямые указания исполнителям), вторые – правление, директора по производству, маркетингу и сбыту и т.д., подчиненные им отделы управления. К числу обязанностей руководителя относится определение общих целей на основе анализа и прогнозирования рыночных позиций фирмы, утверждение соответствующих планов и программ, структуры управления, концепции маркетинга, основных направлений НИОКР, разработка кадровой, социальной, финансовой, инвестиционной, закупочной и производственной (что и как выпускать) политики, координация работы структурных единиц и служб управления, подбор непосредственно подчиненных сотрудников. Вмешательство генерального директора в оперативное управление поставками, запасами, календарное планирование и т.д. неприемлемо в рыночной экономике.

4. Многообразие стратегий управления в зависимости от рыночных позиций фирмы и сфер деятельности, где она может рассчитывать на успех.

5. Организация сотрудничества крупного и малого бизнеса.

80-е годы XX века стали во всем мире периодом возрождения малого бизнеса. Стратегический менеджмент учитывает развивающиеся в настоящее время виды кооперации, малого и крупного бизнеса. Во-первых, это предпринимательская сеть, то есть объединение большого числа малых предприятий для производства определенной конечной продукции, которую не под силу произвести одному малому предприятию. Заключается соглашение, разделяются функции между участниками, каждый специализируется на том виде деятельности, который может выполнить наиболее эффективно. Во-вторых, следует выделить франчайзинг – систему сотрудничества крупного и малого бизнеса, при которой крупная фирма имеет договоры с большим количеством (до 3 тысяч) малых компаний. При этом крупная корпорация предоставляет свой товарный знак, предоставляет свою технологию и оборудование, ведет обучение кадров, контролирует качество продукции.

Формирование и изменение организационной культуры происходит под влиянием многих факторов. Специалистов в области организационной культуры считает, что существует пять первичных и пять вторичных факторов, которые определяют формирование организационной культуры.

В соответствии с его концепцией к первичным относятся следующие факторы:

1. Точка концентрации высшего руководства.

2. Реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации.

3. Отношение к работе и стиль поведения руководителей.

4. Критериальная база поощрения сотрудников.

5. Критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.

В группу вторичных факторов в соответствии с концепцией Шейна входят следующие факторы:

1. Структура организации.

2. Система передачи информации и организационные процедуры.

3. Внешний и внутренний дизайн и оформление помещения, в котором располагается организация.

4. Мифы и истории о важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации.

5. Формализованные положения о философии и смысле существования организации.

Каждый из десяти первичных и вторичных факторов формирования организационной культуры требует использования определенных приемов, позволяющих добиваться успеха при сознательном формировании и изменении организационной культуры.

Функции стратегического планирования:

1. Стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.

2. Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.

3. Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.

4. Стратегический план заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.

5. Этот план определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация.

6. Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.

7. Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.

Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

1.) Выбор миссии – формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).

2.) Разработка обеспечивающих планов – политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты.

Процесс реализации стратегического контекста может быть разделён на два больших этапа:

а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;

б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.

Формирование миссии включает в себя:

· выяснение какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;

· определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;

· выявление культуры фирмы.

В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.

Таблица: Ценностные ориентации

Категория ценностей Типы предпочтительных целей
Теоретические Истина. Знание. Рациональное мышление. Долгосрочные исследования и разработки
Экономические Практичность. Полезность. Рост. Прибыльность. Результаты. Накопление богатства.
Политические Власть. Признание. Общий объём капитала, продаж, количество работников.
Социальные Хорошие человеческие отношения. Привязанность. Отсутствие конфликта. Социальная ответственность относительно прибыльности. Косвенная конкуренция.
Эстетические Художественная гармония. Состав. Форма и симметрия. Дизайн изделия. Качество. Привлекательность.
Религиозные Согласие с вселенной. Этика. Моральные проблемы.

После проверки взаимного влияния факторов с помощью матрицы SWOT- анализа можно определить четыре разновидности корпоративной стратегии предприятия:

I. Стратегия «Максе - Максе» - использует сильные стороны организации для внешних возможностей (например, укрепление позиций на рынке путем увеличения своей части, диверсификации продукции, вывод на рынок новых товаров);

II. Стратегия «Мини – Максе» - направлена на минимизацию слабых сторон предприятия за счет использования внешних возможностей (например, стратегия усиления позиций в тех направлениях, где «сильные» возможности с ликвидацией одновременно «слабых» подразделов и снижения уровня затрат);

III. Стратегия «Максе - Мини» - использует сильные стороны предприятия для снижения или не допуска действия внешних угроз (например, стратегия «контракт» для восторгу отдельных рыночных ниш и сдерживания наступления конкурентов, ожидание момента, когда возможности превысят угрозы);

IV. Стратегия «Мини – Мини» - направлена на снижение эффекта слабых сторон и отклонения от внешних угроз (например, стратегия постепенного свертывания деятельности, перепрофилирование на выпуск другой продукции, объединение с другими предприятиями или, в крайнем случае, продажа с вложением продажа с вложением вырученных средств в другую отрасль).

Формируя стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная предприятием возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. И наоборот, обратная угроза открывает предприятию дополнительные возможности, если конкурент не смог эту же угрозу устранить.

Важным базовым элементом стратегического управления является корпоративная миссия, понимание которой всеми рабочими предприятия является залогом успешного и эффективного менеджмента.

Роль миссии предприятия характеризуется тем, что она:

1. Определяет причину и сферу существования предприятия;

2. Объединяет усилие работников;

3. Дает возможность соединять разные цели и группы людей, деятельность и тому подобное;

4. Определяет умные предпосылки распределения средств (приоритетов);

5. Очерчивает общий диапазон обязанностей.

Основными группами людей, интересы которых влияют на деятельность предприятия и интересы которых учитываются при определенные главной цели (миссии) предприятия являются:

1. Владельцы предприятия, которые своим трудом обеспечивают деятельность предприятия, получают от предприятия за свой труд компенсации, посредством которой решают свои жизненные проблемы;

2. Покупатели продукта предприятия, которые покупают его продукт, с помощью которого удовлетворяют свои потребности;

3. Деловые партнеры предприятия, которые находятся с ним в формальных и неформальных деловых, коммерческих и некоммерческих отношениях;

4. Местные общества, которые находятся с предприятием во взаимодействии по вопросам формирования социального и экологического сред жизнедеятельности предприятия.

5. Общество в целом в лице государственных органов, которые взаимодействуют с предприятием в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения и которые получают от предприятия часть созданного им богатства для обеспечения общественного благосостояния и развития, плодами которого рядом с другими членами общества пользуется и предприятие.

Наибольшее влияние на миссию предприятия делают интересы владельцев, работников предприятия и покупателей продукта предприятия. В связи с этим миссия должна быть сформулирована высшим руководством с учетом интересов этих трех групп людей.

Как считает один из ведущих специалистов и теоретиков в области стратегического управления М.Портер, существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.

Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции, т. е., чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции. Маркетинг же при данной стратегии не должен быть высоко развит.

Вторая область выработки стратегии связана с специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высока. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.

Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремится работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в определенного типа продукции. В данном случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов. Однако совершенно обязательным для проведения стратегии третьего вида является то, что фирма должна строить свою деятельность прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.

Существует несколько групп эталонных стратегий развития бизнеса. К первой группе относятся стратегии концентрированного роста, ко второй - стратегии интегрированного роста, к третьей - стратегии диверсифицированного роста, и наконец, к четвертой - стратегии сокращения.


Модель процесса подготовки, принятия и реализации

управленческого решения

 
 

Характеристики конкурентных позиций бизнес-единиц


Управление изменениями




Стратегический контекст предприятия
Маркетинговая ориентация Сбытовая ориентация
У руководства предприятия
на первом местеучет потребностей покупателей на первом месте учет потребностей предприятия
На самых высоких должностях
находятся экономисты, отвечающие за сбыт продукции находятся инженеры, отвечающие за производство продукции
Производится и продается
только то, что будет куплено то, что удается произвести
Ассортимент продукции предприятия
широкий узкий
Выдвижение целей предприятия
на основе внешних для него факторов на основе внутренних для него факторов
Горизонт перспективного планирования
преимущественно долгосрочный преимущественно краткосрочный
Главное внимание обращено
на учет потребностей потенциальных покупателей на снижение издержек производ­ных
Научные исследования направлены
на анализ рынка (в том числе покупателей и конкурентов) усовершенствование выпускаемой продукции
Ценовая политика берет за основу
цены на рынке, учитывает действия конкурентов издержки производства
Разработка идей новых товаров
идет на основе анализа потребностей покупателей идет на основе имеющихся у предприятия изделий путем со­кращения издержек производства
В конструировании новых изделий
ведущую роль играют дизайнеры ведущую роль играют инженеры-конструкторы и технологи
Производственный процесс
максимально гибкий и начинается, с определения потребностей покупателей и емкости рынка как правило, жесткий, и начинается с анализа того, что именно предприятие может произвести
Упаковка товара
рассматривается как средство ФОССТИС и лишь затем как средство сохранения товара и обеспече­ния удобства торговли рассматривается только как средство сохранения товара
Конкурентоспособность товара
рассматривается через призму «цены потребления», продажная цена играет подчиненную роль

Формализация стратегической информации


Процесс стратегического управления предприятием

 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: