Стратегия организации — это система мер, которая рассчитана на перспективу, а потому обеспечивает достижение стоящих перед организацией целей. Выбор стратегии является важнейшим этапом стратегического планирования, поскольку от того, какая стратегия будет выбрана, зависит будущее организации. Стратегия в течение длительного времени будет определять все без исключения управленческие решения.
Выработка стратегии осуществляется на самых высоких уровнях организации и зависит от ряда факторов и решения целого ряда задач:
• от того, какие ресурсы имеются у организации,
• от состояния рынка,
• от внутренних возможностей организации,
• от состояния внешней среды организации,
• от правильного анализа альтернативных путей развития организации.
В процессе выбора стратегии обычно вырабатывается ряд альтернативных стратегий, из которых затем выбирается наилучшая, та, которая в большей степени удовлетворяет значимым факторам. По этой причине процесс выбора стратегии можно разделить на три этапа: разработка, доводка и оценка.
|
|
Разработка — это этап, на котором формулируется несколько альтернативных формулировок стратегии. Основная задача группы, занимающейся стратегическим планированием, на данном этапе состоит в том, чтобы выработать как можно больше стратегий.
Доводка - этап, на котором сформулированные стратегии согласуются с целями, которые ставит перед собой организация. В процессе доводки
1) стратегия проверяется на соответствие целям организации
2) формулируются основные задачи и устанавливаются приблизительные сроки их решения,
3) определяется, сколько организации требуется ресурсов.
Оценка — этап, на котором альтернативные стратегии всесторонне рассматриваются и оцениваются с точки зрения того, дают ли они возможность достичь максимального эффекта от деятельности организации. После того как лучшая стратегия была выбрана, ее наполняют конкретным содержанием.
Для удобства в процессе анализа можно опираться на список типовых стратегии. Каждая организация вырабатывает свою собственную стратегию, которая отражает ее возможности, цели, а также те специфические условия, в которых она находится. Однако это не означает, что все стратегии кардинально отличаются друг от друга и не могут быть типологизированы. В действительности они поддаются классификации и могут быть распределены по группам. А это означает, что можно выделить типовые (базовые) стратегии. Они представлены в таблице.
Типовые стратегии
Стратегия | Характеристика стратегии | Условия применения стратегии |
1. Рост | Цели характеризуются амбициозностью; между достигнутым уровнем и уровнем, к которому стремится организация, имеется значительный разрыв | Деятельность организации осуществляется в динамично развивающейся, «растущей» отрасли |
2. внешний рост | Рост путем приобретении или создания другой организации | Те же |
3. Внутренний рост | Рост при помощи расширения ассортимента | Те же |
4. Ограниченный рост | Цели в рамках данной стратегии устанавливаются в зависимости от того, какой уровень развития был достигнут; как правило, цели не слишком амбициозны, предпочтение отдается медленному росту; возможны изменения целей в зависимости от особенностей развития ситуации | Удовлетворительное функционирование организации в условиях стабильной отрасли |
5. Сокращение | Планируемый уровень ниже, чем уровень достигнутых результатов | Неудовлетворительная деятельность организации, постоянное ухудшение показателей, которое происходит несмотря на все принимаемые меры |
6. Отсечение лишнего | Ликвидация подразделений, которые являются нерентабельными | Те же |
7. Комбинированная стратегия | Стратегия объединяет предыдущие стратегии в любом сочетании | Организация действует в разных отраслях, причем ее деятельность в разной степени успешна в каждой из них |
Особо следует остановиться на базовых стратегиях, направленных на повышение конкурентоспособности. М. Портер выделил три типа таких стратегий.
|
|
1. Лидерство в снижении издержек. Организация, избравшая такую стратегию, стремится сделать издержки производства настолько низкими, чтобы ее товар был самым дешевым на рынке при сохранении надлежащего уровня качества.
2. Фокусирование. В этом случае организация должна сосредоточить свое внимание на определенном сегменте рынка (например, на определенной группе покупателей, на определенном географическом рынке или на определенной категории товаров).
3. Дифференциация. Избирая эту стратегию, организация делает ставку на предложение уникального товара или услуги, то есть стремится к дифференциации от других организаций, предлагающих аналогичные товары или услуги.
С точки зрения реализации стратегии важны следующие моменты.
1. Необходимо создать организационные возможности для реализации стратегии.
2. Следует так определить политику организации, чтобы она максимально способствовала реализации выбранной стратегии.
3. Необходимо обеспечить достаточное количество способов мотивации работников.
Наиболее правильным в данном случае было бы установление непосредственной связи между вознаграждением и достижением результатов. Другими словами, мотивация работников должна быть увязана со стратегией организации. Детальное объяснение этого работникам помогает им лучше понять стратегию и действовать в соответствии с ней.
4. В организации необходимо создать благоприятную для реализации стратегии атмосферу. Это касается как психологической атмосферы, так и условий труда, которые могли бы способствовать достижению поставленных целей.
5. Наконец, следует таким образом распределить полномочия среди руководителей, чтобы был обеспечен контроль за реализацией стратегии.
Задачи и задания как инструменты менеджмента
Миссия и стратегические цели конкретизируются в виде задач и конкретных заданий.
Задачи представляют собой еще большую конкретизацию миссии фирмы. Цели указывают лишь желательное состояние, к которому стремится организация, тогда как задачи указывают на то, каким образом эти цели могут быть достигнуты.
Иногда в слово «задача» вкладывают иной смысл. В этом случае задача рассматривается как цель, которая должна быть достигнута к определенному моменту в будущем (то есть задача — это еще больше конкретизированная цель). Как правило, задача предполагает такую формулировку, которая позволяет осуществлять количественный контроль.
|
|
Необходимо иметь в виду, что понимаемая таким образом задача предписывается не работнику, а должности. Управление и организационные структуры, особенно в большой организации, должны действовать бесперебойно. Именно по этой причине вырабатываются типичные требования к человеку, занимающему определенную должность. Если бы этого не было, то увольнение работника привело бы к необратимым последствиям. Типичность задач, приписываемых должности, позволяет организации спокойно пережить замену одного работника другим.
В частности, такая цель, как обеспечение высокого профессионального уровня преподавателей может быть разделена на ряд задач, решение которых будет обозначать достижение данной цели:
• привлечение компетентных преподавателей;
• обеспечение высокой заработной платы, которая позволила бы преподавателям выполнять свои функции, не беспокоясь о дополнительном заработке:
• помощь преподавателям в повышении квалификации (приобретение научной и методической литературы, участие в конференциях, командировки, практика в ведущих вузах страны и т. д.).
Как видно, одна стратегическая цель в нашем примере разделяется на несколько задач. Это совершенно естественно, так как задачи указывают на то, каким образом следует достигать стратегических целей, что нужно делать для того, чтобы они были достигнуты. Если стратегические цели конкретизируют то состояние, к которому организация стремится, то задачи уже являются указаниями к действию.
Конкретные задания — это совокупность частных целей, результат еще большей (максимальной) конкретизации миссии фирмы. Если задачи лишь могут включать в свой состав количественные показатели, то конкретные задания должны их включать обязательно. Дело в том, что движение организации к основной цели должно эффективно и точно оцениваться на основании контроля за выполнением конкретных заданий. Другими словами, выполнение всех конкретных заданий в том виде, в котором они были изначально сформулированы, является доказательством того, что миссия фирмы выполнена.
|
|
Конкретные задания обычно предполагают указания на срок, в течение которого они должны быть выполнены. Как правило, формулировка конкретных заданий опирается на анализ задач, которые стоят перед организацией. Конкретных заданий может быть на порядок больше, чем стратегических целей и даже задач. Это не случайно, поскольку любая задача предполагает совершение множества действий, и чем лучше они будут конкретизированы, тем более эффективной будет деятельность организации.
Мы не будем перечислять все конкретные задания, вытекающие из задач вуза в нашем примере, а если просто подробно разберем одну из них — разработку курсов, соответствующих современному состоянию науки, то здесь возникает ряд вопросов. Во-первых, какие именно курсы следует разработать? Ответом на этот вопрос будет список дисциплин. Во-вторых, к какому сроку это необходимо сделать? Целесообразнее всего разработать эти курсы к началу учебного года. В-третьих, каким образом можно обеспечить и проконтролировать соответствие курсов научным достижениям? Для этого, например, можно обсудить содержание курсов во время собраний, на которых все будут высказывать свое мнение и пожелания относительно их содержания. Кроме того, в вузе можно найти специалиста, который действительно компетентен и способен оценить курсы с этой точки зрения. Поэтому такого специалиста можно назначить ответственным за контроль за выполнением данной задачи. Наконец, разработанные программы можно передать на рецензирование крупным и признанным специалистам в разных областях: они смогут оценить соответствие курсов современному состоянию науки и практики и укажут на возможные лакуны или ошибки. В этом случае возможна и дальнейшая конкретизация: до какого момента должны быть разработаны программы? кому именно их следует отправить на рецензирование?
Каким еще образом можно достигнуть указанной цели? Конечно, при помощи консультаций и педагогической практики в других вузах, при помощи участия с конференциях, а также посредством ознакомления с последними работами в той или иной области исследований. А это значит, что для этого нужно создать условия (например, приобрести литературу или оказать преподавателям содействие в ее приобретении).
Такая конкретизация позволяет уже составлять план действий и назначать ответственных за реализацию этого плана. При этом конкретные задания целесообразно распределить по группам в зависимости от их важности и срочности. Нередко для этого используют методику, предложенную Эйзенхауэром.